«Джаянанда был первым». Воспоминания современников

«Джаянанда был первым». Воспоминания современников

Джаянанда был живым примером смиренного, скромного вайшнава, который пользовался любой возможностью, чтобы служить другим вайшнавам.

Мой вартма-прадаршака гуру

Шридхара Свами

 

Первый преданный, которого я встретил в 1968 году, был Хансадутта Прабху. Он путешествовал с небольшой группой преданных по Канаде. Они завершали свое путешествие в Ванкувере пением святых имен перед городской библиотекой. И я подумал тогда, что они очень привлекательные, быть может, это буддисты. Я не знал, что думать. Позднее я оказался в Сан-Франциско и встретил преданного, которого звали Бабхрувахан Прабху. У него были брошюры, благовония и большая картина Маха-Вишну. Он дал мне карточку с мантрой и приглашение на воскресный пир, — это показалось мне очень привлекательным. Итак, в воскресенье я пришел к сан-францисскому храму, который был напротив залива в Беркли на Фредерик-стрит. Первый человек, которого я встретил у дверей, попросил у меня пожертвования. Это был Джаянанда Прабху. Я пришел рано и дал ему пожертвования на пир. Он пригласил меня внутрь и усадил на коврик на полу храма. Я подумал: «Ну, теперь я расслаблюсь». Но он снова задействовал меня, дав мне раскатывать сладости «простое чудо». Он показал мне технику катания двух шариков за один раз, по одному в каждой руке.

Я считаю, что он был практически мой вартма-прадаршака гуру, в том смысле, что он был первым, кто занял меня в преданном служении. Быть занятым в служении Джаянандой было всегда хорошо, потому что он был очень трансцендентен. Все, кто попадал в его ауру, не могли не ощутить присутствие его возвышенных качеств.

Первая харинама-санкиртана

Гурудас Прабху

День явления Господа Чайтаньи Махапрабху преданные собрались праздновать в храме. По просьбе Свами они подготовили овощи, зерно и другие продукты для большого пира, который должен был начаться после целого дня, проведенного в пении киртанов, повторении джапы и чтения «Шримад-Бхагаватам». Преданные собрались вместе рано утром и повторили 16 кругов джапы. Потом они читали истории о жизни, играх и чудесах Господа Чайтаньи из книги профессора Саньяла, а затем устроили громкий киртан.

В полдень снова был киртан. Был чудесный день, солнце светило через окна и открытую дверь. Дживананда предложил: «Давайте пойдем на улицу, как Господь Чайтанья». Четверо преданных — Джаянанда, Дживананда, Гурудас и Уддхава — направились к дверям с караталами и мридангой, приглашая всех следовать за собой. Но другие не поддержали их, пожелав остаться в алтарной. Преданные шли по улице и пели. Подойдя к окнам дома, где жил Свами, они остановились. Их пение становилось все громче, и преданные надеялись, что это привлечет внимание Свамиджи. Вскоре он появился в окне, посмотрел на них и начал махать рукой сверху вниз. Один раз, затем еще, преданные подумали, что он показывает им возвращаться в храм. Подавленные, они двинулись обратно, продолжая пение, которое теперь больше напоминало панихиду. Бхакты поняли так, что им нужно было оставаться в храме весь день, а, отправившись на улицу, скорее всего, они рассердили Свамиджи. Они брели к храму, пока их не догнал Упендра и не сказал: «Свамиджи хочет вас видеть». Все удивились, а Упендра добавил: «Когда Свамиджи машет рукой сверху вниз, это значит — “идите сюда”. Так делают в Индии». С облегчением, в то же время слегка оробевшие, преданные поднялись по лестнице. Лицо Прабхупады просияло, когда они вошли, и он сказал хрипловато: «Проходите», — и снова также махнул рукой. Преданные сели у его стоп. Прабхупада улыбнулся еще шире: «Господь Чайтанья дал вам разум петь святые имена на улицах, поэтому теперь вы можете делать это каждый день». Своими золотыми, милостивыми пальцами он протянул им гулабджамуны и одарил чудесной улыбкой. С тех пор преданные стали выходить на улицы с санкиртаной каждый день, неся с собой плакаты, транспаранты, портреты, музыкальные инструменты и журналы «Обратно к Богу». Такое пение святых имен стало приятной частью жизни Сан-Франциско, и в исследовании, проведенном одной газетой, 67% жителей города отметили, что не просто благосклонны к харинамам, но согласны с духовным путем сознания Кришны.

«Ты был первым»

Прагхоша Прабху

 

Однажды утренняя прогулка со Шрилой Прабхупадой началась с обсуждения, кто начал распространение книг в Америке. Кто-то говорил, что это был Кешава, кто-то, что это был Карандхара. Но Прабхупада остановился и сказал: «Нет! Джаянанда Прабху был первым». Кого-то из преданных послали за Джаянандой, и он пришел и предстал перед Шрилой Прабхупадой. Голова Джаянанды была закутана в чадар. Он улыбался и смотрел на Шрилу Прабхупаду. Прабхупада сказал: «Джаянанда, это же ты был первым, кто организовал распространение книг?!» Джаянанда был очень застенчивым и сказал: «Ну, я не знаю, Шрила Прабхупада, не думаю, что это был я». Но Прабхупада сказал: «Да, ты был первым». И Джаянанда сказал: «Спасибо, Шрила Прабхупада».

Я тогда был начинающий преданный, и только наблюдал, как другие разговаривают со Шрилой Прабхупадой. И только теперь я понимаю то, как Шрила Прабхупада любил Джаянанду, и как хотел отметить его заслугу.

 

«Дайте Джаянанде поспать»

Дхаништха даси

Я была в храме на Валенсия-стрит в Сан-Франциско, когда туда впервые приехал Шрила Прабхупада. Джаянанда Прабху собирал нас всех, и мы отправлялись в комнату Прабхупады. Прабхупада остановился в двухэтажном доме в квартале или двух от храма, и мы приходили к нему на даршан. Это были по-настоящему драгоценные минуты — возможность сидеть там в неформальной обстановке с Прабхупадой, традиционно сидящим за своим письменным столом. И все другие великие души тоже были там.

Джаянанда всегда сидел позади всех. Конечно, это было время Ратха-ятры, и у него с другими преданными было так много дел. В то время произошла известная история с Джаянандой Прабху, когда он засыпал во время даршана с Прабхупадой. Я сидела рядом с Джаянандой, и помню, как его начало клонить ко сну. Словно ребенку, вы хотели дать ему поспать, поскольку знали, как он тяжело трудится. Его спина оставалась прямой, он сидел точно, как йог, но его голова немного кивала, выдавая его сонливость. Итак, я сидела рядом, когда кто-то положил руку на его колено и немного потряс его, но Прабхупада сказал: «Нет, дайте Джаянанде поспать». Было по-настоящему удивительно видеть эти взаимоотношения Прабхупады с Джаянандой Прабху.

Слуга всех вайшнавов

Шрила Прабху

 

Джаянанда был одним из неподражаемых преданных, которых я когда-либо знал. Независимо от того, насколько незначительным вы были, Джаянанда ценил вас, кланялся вам и относился к вами так, как будто вы были его близким другом. Как говорится в «Бхагавад-гите»: сухридам сарва-бхутанам. Джаянанда был живым примером смиренного, скромного вайшнава, который пользовался любой возможностью, чтобы служить другим вайшнавам.

В 1977 году в Нью-Йорке, в храме на 55-й улице, за несколько дней до его отъезда в Лос-Анджелес, я стал свидетелем такой «лилы». Один преданный вернулся голодным с санкиртаны и, когда он увидел Джаянанду, который готовился принять тарелку с маха-прасадом, он спросил его есть ли еще прасад. Не колеблясь, Джаянанда предложил преданному свою собственную тарелку маха-прасада (заполучить, который в то время в Нью-Йорке было практически невозможно) и настоял на том, чтобы он взял ее. Джаянанда всегда бескорыстно служил вайшнавам и своему возлюбленному Гурудеве, Шриле Прабхупаде.

Последние лилы

Джагат Прабху

Однажды после туласи-пуджи, Рамешвара рассказал нам о последних лилах Джаянанды, о том, как он тайком сбежал из больницы в Нью-Йорке, о том, что сейчас он лечится в какой-то больнице в Мексике и что возможно, он приедет в Нью-Двараку. И вскоре уже вся община встречала его там.

Рамешвара был очень обходителен с Джаянандой и во всем старался услужить ему, тем самым давая нам понять, что Джаянанда был истинным святым.

Хотя его тело было на последней стадии лейкемии, и его кожа пожелтела от болезни, Джаянанда не желал просто сидеть и ждать прихода смерти. Он поставил Рамешвару в безвыходное положение, сказав, что стыдно иметь такие прекрасные Божества Джаганнатхи в Нью-Двараке и до сих пор не проводить Ратха-ятру.

По просьбе Джаянанды преданные возили его кругом в поисках подходящего маршрута для такого фестиваля. Как-то они отправились с ним на Венис-Бич. Когда он увидел там широкую бетонированную дорогу, он сообщил им, что Ратха-ятра должна проходить здесь. В инвалидном кресле Джаянанда лично обошел всех городских чиновников и получил все необходимые разрешения для проведения фестиваля. Затем он проинструктировал команду преданных, как строить колесницу, и наблюдал сам за их работой, пока не стал слишком слаб, чтобы выходить из своей комнаты.

Однажды Мукунда Махараджа взял меня в свой офис на встречу с Джаянандой, и там меня представили ему. На следующий день я увидел его сидящим в инвалидном кресле на улице и подошел, сев рядом с ним. Мы просто сидели вместе, не говоря ни слова, поскольку он выглядел немного задумчивым. Единственное, что сказал мне Джаянанда, было: «Я рад, что оставлю тело прежде Шрилы Прабхупады, потому что я не хочу увидеть ИСККОН после ухода Его Божественной Милости».

Я подумал тогда: «О чем это он? О чем он говорит мне? Увижу ли я ИСККОН после ухода Шрилы Прабхупады? Что он хочет этим мне сказать?» Теперь, конечно, я знаю, что он имел в виду. Джаянанда понимал, что произойдет в сердцах многих в ИСККОН; уход Шрилы Прабхупады станет проверкой для них, он знал, что это будет для преданных тяжелым испытанием.