Кришна Мангала дас «Джаянанда Махараджа». (Посвящается 70-летию Джаянанды Тхакура)

Кришна Мангала дас "Джаянанда Махараджа". (Посвящается 70-летию Джаянанды Тхакура)

27 апреля 2009 г. исполняется 70 лет со дня явления Шримана Джаянанды Прабху.

Подойдя к двери первого храма Движения сознания Кришны в Сан-Франциско, Джим Кор долго не решался войти внутрь. К тому времени, внутренняя пустота и неудовлетворенность едва не довели его до самоубийства. Красивый, сильный, умный, после окончания учебы в университете, Джим так и не смог приспособиться к бешеной погоне за богатством и успехом, царящей в среде высшего класса общества, и устроился работать простым водителем такси. Чувствуя себя глубоко несчастным, однажды он увидел небольшую статью в местной газете, в которой рассказывалось о приезде индийского Свами, проповедующего совместное пение имен Бога. Читая эту статью, Джим сразу понял, что этот человек может ему помочь. И теперь, стоя перед входом в храм, он сомневался, стоит ли входить внутрь. Это был район облюбованный хиппи, а Джим никогда не принадлежал к их числу. После небольших колебаний, он все же вошел внутрь, поскольку хотел найти хоть какой-то способ развеять свою тревогу.

Внутри Джима встретил Шрила Прабхупада, который заговорил с ним, и Джим купил у него трехтомник «Шримад-Бхагаватам», привезенный Шрилой Прабхупадой из Индии. Возвращаясь домой из храма, Джим впервые за долгое время почувствовал умиротворение и понял, что нашел то, что искал всю свою жизнь. Так Джим Кор стал первым преданным, которого Прабхупада привлек на Западном побережье. Через короткое время Шрила Прабхупада дал ему духовное посвящение и имя Джаянанда дас.

То, что Джаянанда Прабху пришел в этот скромный сан-францисский храм, изменило к лучшему не только его жизнь, но и повлияло на все молодое движение Господа Чайтаньи на Западе.

Переехав жить в храм, Джаянанда продолжал водить такси, а все заработанные деньги отдавал Прабхупаде, таким образом поддерживая храм в Сан-Франциско, не имеющий к тому времени никаких других источников дохода. Каждый раз, когда Джаянанда приезжал с работы, его ждал прасад, приготовленный лично Шрилой Прабхупадой. Прабхупада приглашал подающего большие надежды ученика в свою комнату и кормил его досыта. Так в сердце Джаянанды крепла глубокая благодарность к Прабхупаде, лично заботившемся о нем. Благодарность, которую он пронесет через всю жизнь, выразившаяся в непрерывном служении для удовлетворения своего духовного учителя.

Джаянанда стал первым, кто пожертвовал Прабхупаде большую сумму денег. Пять тысяч долларов — это были его личные сбережения, собранные им за свою жизнь. Эти деньги позволили Прабхупаде напечатать первое издание «Бхагавад-гиты как она есть». Позднее, когда тетя Джаянанды подарила ему пять тысяч долларов на его свадьбу, Джаянанда, не колеблясь, отдал эти деньги Прабхупаде. Прабхупада опубликовал на них «Нектар преданности», где в предисловии сердечно поблагодарил своего ученика.

Когда Джаянанда в очередной раз отдал свои деньги, как гуру-дакшину, Шрила Прабхупада дал ему половину экземпляров тиража «Учения Господа Чайтаньи» с наставлением распространить их лично. Так Джаянанда стал первым, кто начал распространение книг Шрилы Прабхупады на Западе, поскольку в то время преданные продавали только журнал «Обратно к Богу». Шрила Прабхупада очень гордился тем, что Джаянанда был первым, кто организовал распространение его книг в Америке. Он говорил об этом своим старшим ученикам: «Джаянанда был первым!»

В день явления Господа Чайтаньи Джаянанда и трое других преданных решили выйти на улицу с киртаном так, как это делал Господь Чайтанья. Увидев это, Шрила Прабхупада был очень доволен. Он сказал им: «Господь Чайтанья дал вам разум петь святое имя на улицах, поэтому теперь вы можете делать это каждый день». С тех пор преданные каждый день стали выходить на улицу с санкиртаной, главным вдохновителем которой неизменно был Джаянанда Прабху.

9 июля 1967 года Джаянанда вместе с сан-францисскими преданными организовал первый фестиваль Ратха-ятры. В качестве колесницы использовался грузовик с открытыми бортами, но на следующий год Джаянанда собственноручно начинает строить гигантские колесницы, из года в год совершенствуя их. Так он, исполняя желание Шрилы Прабхупады, основал на Западе духовные праздники Ратха-ятры на благо всех обусловленных душ.

Праздник колесниц, Ратха-ятра, в Нью-Йорке стал вершиной служения Джаянанды по организации этих фестивалей. Практически без денег и строительных материалов, привлекая к построению колесниц бродяг и хиппи прямо с улицы, за короткий срок Джаянанда построил три великолепные восемнадцатиметровые колесницы. В день фестиваля они величественно проехали по Пятой авеню, улице, по которой когда-то вдоль огромных зданий шествовали генералы победители Первой и Второй мировых войн.

Прабхупада говорил: «Пятая авеню — это самая важная улица, самого важного города материального мира». Когда Шрила Прабхупада в 1965 году приехал в Нью-Йорк, он был один, без денег и знакомых. А в 1976 году три огромные колесницы Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры проплывали по главной улице Нью-Йорка, и Шрила Прабхупада, как победитель, восседал на колеснице Субхадры в окружении сотен ликующих преданных. Фестиваль имел грандиозный успех. Он стал ежегодным фестивалем в Нью-Йорке и проводится там до сих пор. После фестиваля в Нью-Йорке, Прабхупада написал письмо Джаянанде, в котором поблагодарил его за то, что он исполнил его заветное желание.

Однако для большинства людей, кому посчастливилось общаться с Джаянандой Прабху, он запомнился даже не этими, безусловно, выдающимися делами. Глубокий след в их жизнях и добрую память о нем, оставило его золотое сердце.

Джаянанда не делал различий между людьми. Для него не существовало никого слишком грязного, падшего или безумного. Он давал свое общение и заботу всем, и неизменно занимал всех в служении Кришне и Шриле Прабхупаде. Даже спустя много лет, те, кто соприкоснулся с его мягким, добрым сердцем с признательностью и любовью вспоминают о нем.

Одна чиновница из городской администрации Сан-Франциско совсем не любила преданных и чинила им всякие препятствия. Однако Джаянанда умел поладить и с ней. Однажды узнав о его смерти, она вдруг заплакала и сказала: «Я не могу поверить, что он ушел! Он был мне как сын!»

Джаянанда был дорог всем, и, конечно же, преданные любили его. Особенно он был внимателен и проявлял заботу к новичкам. Собственно Джаянанда никогда не разделял преданных на старших и младших, считая каждого старше себя. Он умел воодушевить и поддержать любого. Занимая всех в преданном служении, он создавал в каждом чувство причастности к великому делу и все ему помогали с радостью.

Просто не способный критиковать других, Джаянанда никогда никого не ругал, даже если кто-то делал что-либо не совсем правильно. Желая поддержать, он всегда говорил так, что делало ошибку совершенно понятной и объяснимой. И человек совершивший ее не только не огорчался, а, наоборот, с воодушевлением брался за ее исправление.

Джаянанда не любил, когда критиковали других или начинали обсуждать какие-то сплетни. В таких случаях он просто уходил. Если же кто-то из гостей начинал говорить что-то оскорбительное о Кришне или Шриле Прабхупаде, Джаянанда не терпел подобного, ставя обидчика на место. Однажды, после проповеди в городе, один парень захотел посетить храм, но при этом говорил какой-то вздор, проявляя неуважение к ведической традиции. Джаянанда терпел это, стараясь поощрить его некоторый интерес к сознанию Кришны. Но как только они сели в машину, Джаянанда попросил преданного всю дорогу к храму читать книгу Шрилы Прабхупады не останавливаясь ни на секунду, так не давая этому парню не единого шанса начать болтовню.

Свободный от любой критики Джаянанда всегда оставался смиренным слугой каждого. Являясь президентом храма, он занимался тем, что никто не хотел делать. Например, убирал мусор. Когда один парень захотел ему помочь, он сказал: «Знаешь, иногда твой ум говорит, что ты старший преданный, ты не должен делать это тяжелое служение. Но мне все равно, что он говорит, я просто хочу продолжать служить Прабхупаде».

Все были рады заниматься служением вместе с Джаянандой. Их воодушевлял его высокий уровень сознания Кришны, а также то, что он действовал по принципу «не заставлять, а вдохновлять». Он говорил: «Давай сделаем это», а не: «Сделай это». Он все выполнял вместе с вами или даже в одиночку. Поэтому нередко, когда все уже спали, Джаянанда мыл кухню или делал еще что-то, чего кто-то из преданных не успел доделать.

Однажды он сказал одному преданному: «Если хочешь руководить, то будь уверен, что ты работаешь в три раза больше всех остальных». И он работал больше и тяжелее каждого не в три, а в несколько раз. Естественно, все заражались его энтузиазмом, и готовы были тяжело трудится для Кришны и Прабхупады.

Будучи старшим и возвышенным преданным, Джаянанда тем не менее никогда не претендовал на какое-либо почтение или особое отношение к себе. Несмотря на то, что Шрила Прабхупада рекомендовал его на принятие санньясы, Джаянанда считал себя недостойным и не думал, что это будет практично для него. Поскольку он всегда был погружен в построение колесниц, поддержание храма и другую, на первый взгляд повседневную, но глубоко духовную по сути, деятельность.

Он носил белые одежды, как обычный домохозяин, однако старшие преданные Движения и санньяси оказывали ему почтение и приносили свои поклоны. Тамал Кришна Махараджа часто говорил: «Джаянанда Прабху — самый возвышенный преданный в Движении».

Когда в 1976 году Шрила Прабхупада приехал в нью-йоркский храм, много преданных пришло на утреннюю лекцию, чтобы послушать его. Все сидели в просторной алтарной, когда Джаянанда, никем незамеченный, зашел с черного входа и сел позади всех преданных. Шрила Прабхупада говорил о Кришне, когда увидел Джаянанду, который вошел и сел сзади. Вдруг Шрила Прабхупада остановил лекцию и громко сказал обращаясь к Джаянанде: «Садись ближе, вперед». Джаянанда подвинулся на несколько метров. Затем Шрила Прабхупада сказал снова: «Джаянанда, пожалуйста, садись вперед». Джаянанда снова подвинулся на несколько метров. Но Шрила Прабхупада настаивал, он сказал в третий раз, чтобы Джаянанда сел вперед. Большая аудитория преданных раздвинулась, уступая дорогу Джаянанде, а санньяси и преданные, сидевшие впереди, отодвинулись в сторону, оставив место для Джаянанды. Все преданные выражали почтение Джаянанде, даже если он противился этому, так как всегда предпочитал оставаться смиренным и низким слугой Шрилы Прабхупады и слугой всех его слуг.

Несмотря на то, что Джаянанда не носил традиционную шафрановую одежду и атрибуты, характерные для санньяси, Шрила Прабхупада, похоже, думал о нем, как о естественном и совершенном санньяси. Мы можем понять это из того, что Шрила Прабхупада неоднократно называл его «Джаянанда Махараджа». Шрила Прабхупада говорил, что санньяса означает «полная преданность Господу Кришне». А Джаянанда был на все сто процентов предан Господу Кришне и Гуру. Мы можем также видеть, что на изображении, украшающем колесницу Господа Джаганнатхи на каждом фестивале Ратха-ятры, Джаянанда в одежде шафранового цвета. Белый цвет был заменен на шафрановый преданными фототехниками, подтверждая, что все преданные согласны с этой оценкой.

Двадцать четыре часа в сутки Джаянанда был занят в активном служении. Иногда перед фестивалем, готовясь к празднику, несколько дней он вообще не ложился спать. Но, несмотря на это, Джаянанда всегда очень внимательно повторял святое имя. Он никогда не оставлял свои круги на другой день, даже, если из-за занятости в течение дня ему приходилось дочитывать их уже глубокой ночью. А если выпадала такая возможность, он мог сесть и повторить 50 кругов маха-мантры, не вставая.

Джаянанда глубоко осознавал, что повторение святого имени — самое важное в жизни преданного, и если вы сильны в этом, то будете сильны и во всех других аспектах преданного служения.

После успешно проведенного фестиваля Ратха-ятры в Нью-Йорке, Джаянанду часто можно было видеть в храмовой комнате перед алтарем Шри Шри Радхи-Кришны и Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, — Божествами, столько служения Которым он выполнил. Часами он сидел в одиночестве, медитируя на образ Господа, и тихо повторял святые имена со слезами на глазах.

Проведя лишь десять лет в непрерывном служении гуру и Кришне, Джаянанда заболел раком, но это нисколько не повлияло на его решимость в преданном служении. Уже тяжело болея, Джаянанда до своего последнего дня занимался организацией величественного фестиваля Ратха-ятры в Лос-Анджелесе.

Когда 1 мая 1977 года Джаянанда оставлял тело при самых благоприятных обстоятельствах, он думал о своем духовном учителе, о Господе Кришне и повторял Его святое имя.

Как Харидас Тхакур не хотел пережить Господа Чайтанью, не вынося разлуки с ним, так и Джаянанда Прабху не хотел оставаться на Земле после ухода Шрилы Прабхупады, уйдя из этого мира на 6 месяцев раньше своего духовного учителя.

* * *

Несмотря на то, что Джаянанда Тхакур ушел из этого мира 32 года назад, святые подобные ему способны возвращаться и помогать тем, кто остался.

Когда Джаянанда покинул этот мир, Вишока Прабху, страдая от разлуки с великим вайшнавом и дорогим другом, будучи хорошо обученным брахмачари посчитал нужным подавить свои чувства. Двадцать лет спустя, волею судьбы оказавшись совершенно один, он перенес ряд сердечных приступов и, когда уже был убежден, что умирает, во сне к нему явился Джаянанда, разрушая преграду сдерживающую чувства. Джаянанда пришел поразительно вовремя. Это была встреча двух любящих людей после двадцати лет разлуки. Они обнимались и плакали. После этого случая сердечные приступы у Вишоки Прабху прекратились. Он остался жить, однако чувство разлуки и глубокой благодарности к Джаянанде и Шриле Прабхупаде, затопили его жизнь. Катарсис горя породил серию очерков, посвященных жизни и светлой памяти Шримана Джаянанды Прабху, которые он разместил на своем сайте в Интернете. За это время полмиллиона человек посетило его сайт. Свои воспоминания и размышления об американском святом Вишока Прабху изложил в книге «Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура», которая разошлась четырехтысячным тиражом в Америке и Европе. Около года назад эта книга стала доступна и для русскоязычных читателей.

Нынешний год особый, поскольку в этом году 27 апреля Шриману Джаянанде Прабху исполнилось бы 70 лет. В такие дни очень благоприятно обращаться за поддержкой и прославлять выдающегося духовного героя, каким был Джаянанда.

Общество преданных по всему миру вспоминает и выражает почтение великому вайшнаву ИСККОН. Ему молятся, вдохновляются его примером, некоторые, прочитав о его возвышенной жизни, возвращаются к духовной практике и в общество преданных, другие оживляют свою веру. Вдохновленные его прекрасной жизнью, его именем родители называют своих новорожденных детей. За последнее время сразу несколько преданных обратились к написанию книги о жизни Джаянанды Тхакура. Вайясаки Прабху продолжает работать над «Радха-Дамодара-виласой», книгой описывающей историю жизни Вишнуджаны Свами и Джаянанды Прабху. Дашаратха-сута Прабху более шести лет собирает воспоминания и интервью преданных, одноклассников и родственников Джаянанды, и готовится к написанию его полной биографии.

Подобно растущей луне, возрастает и ширится слава первого святого вайшнава в западном мире. Джаянанда Тхакур относится к особой категории преданных, поскольку Шрила Прабхупада сказал, что он вернулся обратно к Богу, и, что каждый должен последовать его примеру. И даже через 10 000 лет, до тех пор пока будут читать книги и письма Шрилы Прабхупады, все его последователи каждый год будут отдавать должное Джаянанде Тхакуру (единственному ученику Шрилы Прабхупады, удостоившемуся такой чести), празднуя день его ухода.

* * *

«Я очень горд тем, что у меня был такой хороший ученик. Изображение Джаянанды должно по возможности присутствовать на колеснице Господа Джаганнатхи, и во всех наших храмах нужно проводить праздник в его честь, также, как празднуются дни ухода других великих вайшнавов…» (Письмо Шрилы Прабхупады Рамешваре. 11 мая 1977 г. Нью-Дели).

 

Кришна Мангала дас.