Мула-пракрити деви даси

Мула-пракрити деви даси

Услышав об уходе Мула-пракрити, преданные оставили все свои дела и стали сходиться отовсюду. Яшоматинандана прабху проводил лекцию по «Бхагаватам» в Кришна-Баларама Мандире; он только что закончил говорить об уходе Харидаса Тхакура, когда пришло известие об уходе Мулы. Весь Кешаваджи Гаудия Матх в Матхуре опустел; брахмачарии, санньяси и матхураваси — все пришли выразить почтение Муле и получить ее даршан.

Утром 12 июля 2004 года в 8 часов 26 минут в здании Эм-Ви-Ти во Вриндаване прославленно оставила этот мир наша дорогая духовная сестра и друг Мула-пракрити деви даси.

В конце сентября предыдущего года, во время пребывания во Вриндаване, Муле-пракрити был поставлен диагноз: овариальный рак. После самоотверженной борьбы она вернулась, чтобы надлежащим образом оставить свое тело в этой духовной обители, которую дал нам всем Шрила Прабхупада.

Те, кто знал Мулу Пракрити, помнят, как интенсивно она прожила свою жизнь. У нее было горячее желание, проповедуя, служить Шриле Прабхупаде. Она присоединилась к ИСККОН в Лос-Анджелесе в 1973 году и с самого начала попала на верхний ряд списка лучших распространителей книг, распространяя буквально сотни тысяч книг в Соединенных Штатах и Японии, собирая миллионы долларов для проектов Шрилы Прабхупады.

После ухода Шрилы Прабхупады Мула и ее муж Гопавриндапал воспитывали трех своих детей, живя в Калифорнии, Орегоне и Гавайях. Там они ввели уникальные программы развития духовных общин и любовных взаимоотношений между преданными. В каждой общине, где они жили, Мула-пракрити была движущей силой в формировании сообщества преданных. Она и Гопа открыли и возродили несколько храмов в Америки, а также проповеднический центр в Эшланде, штат Орегон.

Мула-пракрити следовала своему личному бхаджану очень серьезно. Каждое утро она вставала в 2 часа, повторяла святые имена (постепенно увеличивая до одного лакха или 64 кругов маха-мантры) и поклонялась своей Говардхана-шиле. Мула также много путешествовала. Множество преданных соприкоснулись с ее мягким, полным любви сердцем и образцовым смирением. Она сильно желала, чтобы между преданными не было разобщенности. Превосходный рассказчик, она очаровывала своих слушателей рассказами о Шриле Прабхупаде, которых мы никогда прежде не слышали.

Когда у нее обнаружили рак, Мула почувствовала, что пришло ее время оставить этот мир. Однако она испытала на себе различные методы лечения — столько, сколько смогла. Все это время ее не покидало чувство юмора. Однажды она написала подруге: «Итак, если все пойдет хорошо (ремиссия рака и ослабление болезни), я приеду во Вриндаван в июне или июле. Если же все будет не так хорошо, тогда я также приеду. Поэтому, я полагаю, что останусь в выигрыше в любом случае!»

Мула всегда чувствовала, что ее настоящим домом была Враджа-дхама. Она была счастлива и чувствовала облегчение в конце своего последнего путешествия. Гопавриндапал рассказывал, что как только они достигли Коши, границы Враджа, она вздохнула с облегчением и заплакала слезами радости.

С медицинской точки зрения состояние Мулы было чудом. Несмотря на то, что метастазы проникли в печень, кишечник и грудную клетку, как только она достигла Вриндавана, она перестала страдать от боли. Обычно рак печени доставляет мучительную боль. Когда ее бросало в жар и поднималась высокая температура, она иногда принимала сильное болеутоляющее тиленол. Также при этом она оставалась в сознании до самого последнего момента.

Иногда она признавалась, что Шрила Прабхупада благословил ее глубоким опытом. Прежде чем она потеряла силы говорить, она заверила нас, что повторяет святое имя в уме. Карта, Вайджаянти Мала и те, кто пел в ее комнате, замечали, как во время их пения ее губы слабо двигались и пальцы перебирали джапа-малу, даже когда в ее руке не было четок. А последние ее слова были «Харе Кришна».

Книга Мулы «Наш Шрила Прабхупада — друг всех» была ее последним подношением Шриле Прабхупаде. В ней были собраны воспоминания, ее интервью с современниками Прабхупады, о том времени, когда он еще не уехал на запад. Хотя, когда Мула прибыла во Вриндаван, книга была все еще в производстве, мы смогли показать ей пробный экземпляр с макетом обложки и глав. Книга оставалась у изголовья ее кровати до ее последних дней. Мы очень хотели включить в книгу изображение Мулы со Шрилой Прабхупадой, но ей была известна только одна такая фотография: Прабхупада в Лос-Анджелесе и ее смазанное изображение на заднем фоне. Но даже этой фотографии у нее не было.

Ранджит искал в архиве Би-Би-Ти — безрезультатно. Но незадолго до того как дочь Мулы, Нитья, должна была уехать в Индию, Ранджит, ища фото кого-то еще, натолкнулся на затерянный слайд. На этом слайде был Шрила Прабхупада, дающий даршан во дворе Кришна-Баларама Мандира в 1975 году, и молодая, серьезная Мула-пракрити сидит у его стоп. Когда это изображение было привезено во Вриндаван, Мула уже не была способна сфокусировать свой взгляд на небольших предметах, но мы описали ей этот слайд. Нам показалось, что неожиданное появление такого отличного затерянного снимка, изображающего ее со Шрилой Прабхупадой, было благословением Шрилы Прабхупады для Мулы и ее книги.

Уход Мулы Пракрити в квартире Шукхады, в тени огромного баньянового дерева был очень благоприятен. Ее муж, сыновья Шравана и Киртан и дочь Нитья находились там, поддерживая ее. Аиндра прабху и его брахмачарии, а также Нараяни, Сама Прия и другие матаджи пели киртан по несколько часов в день. У нее была двадцатичетырехчасовая садху-санга, кришна-киртан и кришна-катха. Вайшнавы шли к ней постоянным потоком. Б.В. Тиртха Махараджа пел мантры во время анга ньясы для ее защиты. Б.В. Ван Махараджа, Премананда прабху, Ума д.д., Расананда прабху, Кришнаприя прабху, Яшоматинандана прабху, Радха-кунда и другие духовные братья и сестры, и многие другие приходили к ней на даршан, чтобы благословить ее.

Конечная стадия болезни Мулы не была быстрой. Активный предсмертный этап продолжался сорок два часа. Ее духовная сестра, медсестра Шангита и другие медсестры были удивлены тем, что она каким-то образом была способна дышать легкими, поскольку они были целиком заполнены жидкостью. «В состоянии Мулы есть нечто необычное», — не раз говорила Шангита.

Каким-то образом Мула все еще была способна слышать и реагировать на происходящее. Когда ее сын Шравана вел мангала-арати и утренний бхаджан, она поднимала руки, предлагая пранамы, всякий раз, когда в песне упоминались различные имена Верховной Личности. В ее последние часы Гопавриндапал, Нитья и другие преданные провели с ней Говардхана-парикраму, читая из книги «Враджа-мандала-парикрама».

Перед уходом Мула лежала под красивым портретом Шрилы Прабхупады на Радха-кунде, на ней была гирлянда из туласи от Кришны, цветочный пояс Радхарани опоясывал ее лицо, а ее возлюбленное Божество, Гириджу, касался ее лба, и отпечаток лотосоподобных стоп Шрилы Прабхупады был над ее головой. Святые имена гопи-чандана-тилакой были записаны на ее теле, а ее рука, как всегда, была в мешочке с четками. Когда ей стало тяжело дышать, она забеспокоилась. Вриндавана, Шангита, Махадеви, ее дети и другие преданные начали петь. Гопавриндапал положил туласи, воду с Радха-кунды, пыль Вриндавана и чаранамриту на ее язык, и последний том «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Прабхупады на ее грудь.

Шангита вспоминает: «Приблизительно за 30 секунд до ее ухода мне показалось, как будто небо раскрылось. Комната казалась заполненной людьми, благоприятными личностями, такими как мудрецы. Я не могла видеть их, но могла чувствовать их присутствие».

На диски из магнитофона Прабхупада начинал петь «Чето-дарпана-марджанам» (любимый стих Мулы из Шикшаштаки), преданный принес чаранамриту от Божеств и гирлянду Шри Шри Радхи-Шьямасундары. И в этот момент Мула оставила тело.

В момент смерти тело Мулы было даже более красивым, чем в течение ее последних дней. Мула улыбалась своей улыбкой «на миллион долларов». Улыбка ее, казалось, становилась все шире и шире. Ее лицо округлилось, вытянутость пропала. Ее тело омыли в воде Радха-кунды, затем украсили красивым фиолетово-лиловым бенгальским сари с вышитой золотисто-желтой каймой. Оно было выбрано Шашикалой в стиле Мулы: простое, но красивое.

Услышав об уходе Мула-пракрити, преданные оставили все свои дела и стали сходиться отовсюду. Яшоматинандана прабху проводил лекцию по «Бхагаватам» в Кришна-Баларама Мандире; он только что закончил говорить об уходе Харидаса Тхакура, когда пришло известие об уходе Мулы. Весь Кешаваджи Гаудия Матх в Матхуре опустел; брахмачарии, санньяси и матхураваси — все пришли выразить почтение Муле и получить ее даршан. Киртан в комнате Мулы усиливался, в то время как все больше и больше преданных протискивались внутрь. Шрипад Тиртха Махараджа провел последние обряды. Затем ее переместили на паланкин, и процессия с киртаном понесла ее в самадхи Шрилы Прабхупады и в парикраму вокруг Кришна-Баларама Мандира.

Время уже близилось к полудню, и было очень жарко. Преданные, мужчины и женщины, сопровождали Мулу в процессии с санкиртаной через весь Вриндаван, по раскаленной дороге. Там с ее внешней формой, той, что мы знали столько времени, мы в последний раз попрощались и засвидетельствовали свои пранамы великой Вайшнави Мула-пракрите деви даси, которая украсила наши жизни своей дружбой и любовью, показав пример гуру-ништхи своей собственной жизнью.

Манджари даси.