Шридхара Свами

Шридхара Свами

Шридхара Махараджа всегда очень ценил своих духовных братьев — это была одна из главных ценностей его жизни — и всегда жаждал общения с ними. Он говорил: «Мои духовные братья — это моя жизнь», — он чувствовал себя скромным вайшнавом, зависящим от них.

.

Веселый Свами

14 марта 2004 года, в день явления Шриваса Пандита, в Майяпуре, одном из святых для Гаудия-вайшнавов мест, оставил тело Его Святейшество Шридхара Свами Махараджа.

Шридхара Свами принял санньясу в 1975 году. Санньяса подразумевает обет безбрачия, определенную обязательную духовную практику и проповедь. Джаяпатака Свами вспоминает:

«Шрила Прабхупада спросил его, уверен ли он на 100% в том, что он сдержит свои обеты. Шридхара Свами, очень смиренный и прямой, сказал, что не уверен на 100% в том, что не падет. Затем Шрила Прабхупада спросил его, уверен ли он на 75% в том, что он выдержит санньясу. Шридхара брахмачари сказал, что он и на 75% не уверен. Тогда Шрила Прабхупада спросил Шридхару, уверен ли он на 50% в том, что он будет строго придерживаться санньясы. И Шридхара подтвердил, что на 50% он уверен. Шрила Прабхупада сказал: “Хорошо”. Очевидно, он прекрасно знал природу своего ученика, потому что впоследствии Шрила Шридхара Свами строго придерживался обетов санньясы».

Возможно, он был самым неутомимым, бесстрашным, а также веселым проповедником вайшнавизма. Его нельзя было назвать дипломатичным человеком, он предпочитал говорить о своем восприятии мира прямо. Иногда он даже смущал людей своей прямотой. Его духовный брат Джаяпатака Свами Махараджа, которого Шридхара Свами любовно называл «большой брат» или «старший брат», вспоминает, как Махараджа на сцене Польского Фестиваля «Вудсток» отчитывал собравшихся:

«Он сказал, что они только притворяются хиппи — просто время теряют. Он был одновременно юмористичен и строг. Кто-то бросил прямо на сцену полную бутылку пива и едва не задел Махараджу. Махараджа посмотрел на пиво и сообщил толпе: «Это не моя марка»».

Шридхаре Свами был поставлен диагноз — рак печени. По словам Радханатхи Свами, другого его духовного брата: «Он по-настоящему сражался за свое тело и здоровье, поскольку страстно желал быть полезным Прабхупаде. Вместе с тем к своей жизни и смерти он относился совершенно отстранено. У него не было страха смерти, но он, несомненно, хотел служить так долго, как позволит Кришна».

Шридхара Свами был очень веселым преданным. Он любил шутить, и у него было своеобразное, присущее только ему, чувство юмора. Даже в конце Махараджа оставался воплощением своего титула «Веселый Свами». Радханатха Свами:

«Никто не чувствовал грусти или печали, поскольку Махараджа хотел служить преданным так, чтобы сделать каждого счастливым. Независимо от того, в каком состоянии был он сам, всех вокруг он заставлял смеяться».

В день своего ухода, в 4 часа утра, Шридхара Свами позвал своего ученика по имени Майяпур. Тот пришел, и Махараджа попросил: «Пожалуйста, киртан; я нуждаюсь в нем более чем когда-либо». У Махараджи были сильные боли, и лекарства уже не помогали. Около 5 утра преданные собрались в его комнате и пели рядом с Махараджей до того момента, когда в 6 часов 10 минут он оставил тело. При его болезни обычно впадают в кому (что с ним уже не раз бывало) и так оставляют тело, но Шридхара Свами ушел, помня Кришну и Шрилу Прабхупаду, слушая святое имя Кришны в обществе преданных.

Когда санньяси-вайшнав оставляет тело, его не сжигают, а проводят обряд погребения — помещают в самадхи. Самадхи Шридхары Свами расположена рядом с самадхи его духовных братьев Тамал Кришны Госвами и Гоура Говинды Свами.

Перед погребением его тело было омыто водой Ганги, переодето и украшено тилакой (священными знаками из глины). Затем тело Шридхары Свами пронесли по пути парикрамы вокруг храмов Майяпура.

Погребение состоялось в тот же день, когда Шридхара Свами оставил тело. На следующий день в память о «Веселом Свами» был проведен большой праздник.

 

Воспоминания Гирираджи Свами
(близкого друга Шридхары Свами на протяжении многих лет)

 

Мое знакомство с Его Святейшеством Шридхарой Свами состоялось в Бомбее, более тридцати лет тому назад. Шрила Прабхупада попросил своих американских учеников приехать в Индию, чтобы помогать ему там в трех основных проектах — в Бомбее, Майяпуре и во Вриндаване. С 1972 года Его Святейшество Шридхара Свами Махараджа служил Шриле Прабхупаде в Индии, главным образом, в Бомбее.

Когда мы получили разрешение от муниципалитета на строительство Харе-Кришна-Лэнда в Джуху, в Бомбее, Шрила Прабхупада хотел поручить Шридхаре Махарадже отвечать за строительные материалы. Шридхара Махараджа был рослый, как игрок в регби, так что Шрила Прабхупада решил, что он вполне подойдет для того, чтобы следить за строительными материалами. Но Шридхара Махараджа (тогда он был еще не санньяси, а просто Шридхара дас брахмачари) сказал, что он не хочет смотреть за стройматериалами. Он хотел проповедовать. Я в то время был президентом храма в Бомбее и оказался между Шрилой Прабхупадой и Шридхарой Махараджей. Шрила Прабхупада снова сказал, что он должен присматривать за строительными материалами, так что я вернулся и сообщил это ему, но Шридхара Махараджа настаивал: «Я хочу проповедовать!» Махараджа никогда до этого не проповедовал в Индии, и мы не знали, сможет ли он проповедовать индийским аристократам, которым мы главным образом тогда проповедовали. Но он так искренне желал именно проповедовать, что стал одним из лучших проповедников в Индии и в мире. Я рассказал об этом, чтобы показать искреннее желание Махараджи проповедовать и его стойкую решимость служить Шриле Прабхупаде и его миссии любыми, пусть даже нелегкими способами.

В Индии Шрила Прабхупада ввел программу свободного членства, и добился в этом успеха. Он говорил, что, когда человек становится свободным членом ИСККОН, это почти так же хорошо, как если бы он стал преданным. Кроме того, он говорил, что ввел программу свободного членства как путь для распространения своих книг, поскольку если кто-нибудь становился свободным членом и вносил определенную сумму, он получал комплект книг Шрилы Прабхупады и подписку на журнал «Обратно к Богу».

Шридхара Свами опекал одну из групп свободных членов в Бомбее. В начале 80-х годов Шридхара Махараджа, став президентом храма в Джуху, привлек к этой программе множество видных людей Бомбея. Между 1984 и 1990 годами, когда я не мог возвратиться в Индию из-за проблем с визой, Шридхара Махараджа укрепил связи со многими наиболее важными участниками программы, и они полюбили его всем сердцем.

Позднее, приблизительно в 1991 году, Шридхара Махараджа начинает в Джуху программу «Фонд пожертвований по почте». Многие преданные критиковали предложенную программу, говорили, что она никогда не будет работать. Подготовка и рассылка писем обойдется более чем в два лакха (200 000) рупий, и где гарантия, что эти расходы когда-либо окупятся? Но, несмотря на все возражения, Махараджа рискнул (Шрила Прабхупада говорил: «Проповедовать значит рисковать»). Шридхара Махараджа рискнул, и эксперимент оказался успешным. Самые первые его усилия принесли хорошие плоды, а последующие почтовые рассылки оказались еще более эффективными. Вскоре Махараджа получил приглашение из центров в Индии и за границей, в которых преданные просили помочь в организации «Фонда пожертвований по почте». Эта программа оказывалась успешной везде. Она стала одним из самых надежных источников дохода для многих храмов.

Позднее Шридхара Махараджа начинает программу «Ведические прикладные духовные технологии» (VAST). Это первая программа, цель которой, используя самые последние мультимедийные технологии, научить управляющих разного уровня борьбе со стрессами и распределению времени, связывая все с сознанием Кришны. Махараджа всегда пытался находить новые пути для преподнесения сознания Кришны. Он обучался у экспертов в различных областях и применял полученные знания в сознании Кришны.

Многие мои самые яркие воспоминания о Махарадже и его положительном влиянии на меня и на других относятся к последним годам. Вы знаете, что в 1977 году, за несколько месяцев до того, как оставить этот мир, Шрила Прабхупада назвал имена одиннадцати учеников, которые будут давать посвящения преданным от его имени. Затем, после того, как он нас оставил, те же ученики продолжили давать посвящения. Позднее возможность инициировать была предоставлена и трем другим, в их числе был и Шридхара Махараджа. В те времена к этому относились довольно строго. Однажды он пошутил, что хочет только трех учеников — одного, чтобы готовил; одного, чтобы стирал его вещи; и одного, чтобы помогал собирать пожертвования.

В конце концов, Шридхаре Махарадже дали возможность инициировать учеников, и он отнесся к этой обязанности очень серьезно. Он был очень искренним. На своей первой церемонии посвящения, которую Махараджа провел в Джуху, он инициировал несколько преданных из Хорватии. Одного из них он назвал Майяпур дасом и наказал ему быть слугой Майяпура. До самого конца Махараджа продолжал заботиться о своих учениках и любить их. Он всегда помнил о своих обязанностях перед ними, но в то же время он уделял внимание и другим людям. Я думаю, что это одно из самых замечательных его качеств — искренний интерес к каждому. Он был словно океан любви.

На Карттику 1999 года Шридхара Махараджа и я встретились во Вриндаване. Однажды утром мы пошли в Бхактиведанта Ашрам на Говардхане, где я должен был встретиться с Его Святейшеством Индрадьюмной Свами и выбрать Говардхана-шилу для поклонения. Индрадьюмна Махараджа поставил рядом на полке две шилы и спросил: «Посмотри, на кого они похожи?» Они были похожи на Радху и Кришну, и я принял Их. Затем Индрадьюмна Свами дал мне свое Божество — Гопешвара-Махадеву, а Шридхаре Махарадже две шилы: Господа Нрисимхадеву и Варахадеву. До этого Индрадьюмна Свами сказал Шридхаре Махарадже: «Приезжайте на Говардхан, у меня для вас кое-что есть». Шридхара Свами был большим поклонником Господа Нрисимхадева.

Во Вриндаване Шридхара Махараджа и я совершили Говардхана-парикраму вместе с группой преданных. На протяжении всей дороги вокруг холма Говардхана у нас была замечательная кришна-катха. Хотя мы оба были больны, мы прошли полную парикраму босиком под палящим солнцем и только потом приняли прасад в Бхактиведанта Ашраме.

После этого в течение месяца мы оба лежали в больнице — он в коме, с энцефалопатией (недостаточным мозговым кровообращением) от гепатита C, а я на грани инфаркта, мне предстояла операция. 

Позже Махараджа славил силу этой парикрамы: как быстро она уложила нас в больницу. Он сказал мне: «Единственная причина, почему я прошел весь путь вокруг холма, в том, что я был с тобой». Я ответил: «Но Махараджа, единственная причина, почему я прошел весь путь вокруг холма, в том, что я был с тобой!» Такие были у нас отношения и такая милость Гири-Говардхана.

Двумя годами ранее Шридхаре Махарадже поставили диагноз: гепатит C и цирроз печени, серьезная болезнь, которая через время привела его к смерти.

После Карттики состояние Махараджа ухудшилось, у него в брюшной полости стала скапливаться жидкость. Он возвратился в Бомбей, чтобы обследоваться и полечиться. В Бомбее Махараджа лег в больницу Бхактиведанты, в которой работают в основном преданные. Там Махараджа впал в кому — временное повторяющееся состояние, характерное для его болезни. Вскоре Его Святейшество Тамал Кришна Госвами и некоторые близкие друзья Госвами Махараджа: Гиридхари Свами и Кешава Бхарати Махараджа — приехали из Вриндавана в Бомбей, чтобы навестить Шридхару Махараджу в больнице. Махараджа был очень благодарен им за то, что они поехали в такую даль, чтобы повидаться с ним. Их визит произвел на него глубокое впечатление. Шридхара Махараджа всегда очень ценил своих духовных братьев — это была одна из главных ценностей его жизни — и всегда жаждал общения с ними. Он говорил: «Мои духовные братья — это моя жизнь», — он чувствовал себя скромным вайшнавом, зависящим от них.

Уже под конец своей жизни, в Канаде, он, прежде чем отправиться в Майяпур, просил другого духовного брата: «Пожалуйста, помоги мне. Помоги мне повторять святое имя». Он был очень, очень смиренным.

Из больницы Шридхару Махараджу выписали, но его состояние оставалось неважным. Многие преданные советовали ему возвратиться во Вриндаван и провести свои последние дни там, слушая о Кришне и прославляя Его. Он проявил смирение и принял совет своих духовных братьев и доброжелателей, но вскоре почувствовал: «Это буду не я: просто сидеть, повторять и слушать во Вриндаване». И снова он пришел к тому же выводу: «Я хочу проповедовать». Махараджа оставил свободную квартиру Харидасу Прабху, а сам пожелал встречаться с преданными и друзьями и проповедовать.

С медицинской точки зрения, путешествия были ему противопоказаны, но Махараджа оставался решителен. Первую остановку ему предстояло сделать в Санта-Барбаре, где у меня есть небольшой ашрам. Он хотел остановиться там, чтобы провести немного времени со мной, отдыхая и выздоравливая. Таким образом, в мае 2000 года он и его верный и замечательный слуга Майяпур дас прилетели в Лос-Анджелес. Из аэропорта Лос-Анджелеса они на автомобиле отправились в Санта-Барбару, и, когда Махараджа доехал до ашрама, он был в ужасном состоянии. Мы были потрясены. Он уже был очень болен, да еще вдобавок подхватил в Бомбее грипп. Некоторые преданные говорили, что он не должен был путешествовать, что он слишком болен для этого и что путешествие повлияло на развитие его болезни. Но я вижу в этом его любовь и желание служить и проповедовать. Иногда я думаю, что он рискнул жизнью просто, чтобы навестить меня.

Итак, он приехал, и мы провели вместе несколько дней. Он соблюдал строгую диету, которая ему не очень нравилась. Должно быть, он немного отклонялся от нее время от времени. Как-то вечером я должен был идти на проповедническую программу. Махараджа не мог пойти со мной, потому что плохо себя чувствовал, но он всячески ободрял меня. Мы оставили заботиться о нем Майяпур даса и женщину-преданную Кунти, которая ему готовила. Как только я уехал, он решил немного побаловать себя — попросил вегетарианский бургер и французское фри, которые были ему противопоказаны. Кунти, подчиняясь просьбе Махараджи, приготовила вегетарианский бургер и чипсы, и Майяпур с неохотой подал их ему. В очень веселом расположении духа Махараджа все это съел.

В Бомбее у нас было два свободных члена, очень богатые аристократы и очень возвышенные преданные — господин Бриджратан Мохатта и господин M. P. Махешвари. Каждое воскресенье они вместе со своими женами приходят в Джуху. Из глубокой любви к Махарадже эти двое джентльменов стали называть его «Веселый Свами», ведь он был всегда таким веселым. Это прозвище пристало к нему, и несколько лет тому назад брат Махараджа, Стюарт, написал статью о нем, назвав ее «Веселый Свами». Это была хорошая статья, ее опубликовали в одном канадском журнале. Это прозвище популярно, и оно подходит Махарадже, поскольку он всегда оставался веселым, вплоть до самой смерти.

Так, счастливо наслаждаясь приготовленными Кунтидеви вкусными бургерами и чипсами, «Веселый Свами» пребывал в веселом настроении. Но на следующее утро он уже не был таким веселым и даже не встал с постели. Мы подумали: «Должно быть, он истощен». Шло время, а он не вставал. Мы ждали, пытались будить, снова ждали, снова пытались. Наконец мы поняли, что он в коме. Мы тут же отвезли его в реанимацию. (Впоследствии Махараджа время от времени звонил мне и говорил: «Я хочу приехать в Санта-Барбару, чтобы еще раз попробовать «кома-бургеров» Кунти».)  

В больнице Шридхара Махараджа проявлял ко всем большую любовь и заботливость. Вся проблема была в том, что печень у него отказала, и из-за этого токсины перестали выводиться из организма. Попадая в мозг, токсины вызывают энцефалопатию. Когда токсины в крови достигают определенного пика, пациент впадает в кому. Затем, когда содержание токсинов в крови постепенно снижается, пациент выходить из комы. Я хочу сказать, что вначале Махараджа был в бреду. Но его бред был необычным, это был прекрасный бред — Махараджа хотел, чтобы каждый пел и повторял святые имена. Он хотел, чтобы каждый стал сознающим Кришну — врачи, медсестры, ассистенты медсестер, уборщицы. Он всем сердцем хотел, чтобы каждый стал сознающим Кришну.

Он часто думал о своих братьях, которые жили в Канаде. Он хотел, чтобы Малькольм и Стюарт стали преданными. Он вспоминал о них с большой любовью и заботой. Он разговаривал с ними, со своей матерью и сестрой по телефону. Видя в них небольшую искру, он хотел раздуть ее, помочь им стать преданными.

Когда начался кризис, мы сообщили его семье. Его удивительная сестра Фиона, очень ответственная и всегда готовая помочь, и брат Малькольм приехали в Санта-Барбару и провели с Махараджей некоторое время. В больнице Махараджу также посетил Хридаянанда Махараджа. И опять Шридхара Махараджа был очень признателен. Оба они много шутили. Вскоре Шридхару Махараджу выписали, и он возвратился в наш ашрам.

В дальнейшем, несмотря на гепатит, он продолжал много путешествовать, подобно Прабхупаде находясь около шести месяцев в Индии, в Бомбее и шесть месяцев странствуя. Он посещал Лондон, Хорватию и Словению. Присутствовать на нью-йоркской Ратха-ятре было его правилом. Также обычно он ездил в Алачуа, Лос-Анжелес, Ванкувер и даже в Бразилию. У него было много учеников в Хорватии и Словении.

В сентябре 2001 года Его Святейшество Шридхара Свами приехал в г.Карпентерию на нашу Вьяса-пуджу. И там он сказал: «Лично я на данном этапе своей жизни усвоил только один маленький урок: даса-дасанудаса. Служите вайшнавам, и вы получите все. Нам нужна семья, в которой мы можем любить друг друга, верить друг другу и не испытывать страха. Мы должны проповедовать материалистичным людям. Их аура пропитана страстью, жадностью и гневом, этим можно заразиться. Но если мы можем прийти в общество друзей, братьев и сестер, где мы любим друг друга, заботимся… Я не имею в виду что-то внешнее, это должна быть глубокая внутренняя забота о том, что человека беспокоит и иногда даже материальная забота. Прабхупада плакал, видя, как страдают в материальном мире обычные люди, а ведь здесь речь идет о вайшнавах. Мы должны заботится о них и любить их. Это — наша семья».

* * *

14 января 2003 года отмечалась двадцать пятая годовщина величественного открытия храма в Джуху, и Шридхара Махараджа руководил организацией серебряного юбилея. Он хотел, чтобы приехал каждый преданный, который когда-либо занимался служением в Джуху, особенно те, кто непосредственно участвовал в этом грандиозном открытии, когда Шрила Прабхупада присутствовал лично. У храма в Джуху был скромный бюджет, он не позволял оплатить преданным стоимость билета, но один очень хороший преданный из Бомбея, Кришначандра Прабху, взялся оплатить эти расходы. Шридхара Свами разыскал всех учеников Прабхупады, которые занимались служением в Бомбее. Он созвонился и лично попросил каждого, его или ее, приехать.

Собралось много людей, и репортажи об этом событии были экстраординарными. Люди не могли поверить в это, но все почувствовали, что Шрила Прабхупада проявился там. Даже Его Святейшество Шачинандана Свами, который занимался служением в Бомбее и случайно оказался на этом празднике, сказал, что он очень осязаемо почувствовал присутствие Шрилы Прабхупады. Все отдавали должное Шридхаре Свами. Он заслужил всеобщее доверие, поскольку собрал так много преданных и все замечательно организовал для них, конечно с помощью преданных из Чоупатти и Джуху. Когда подошло время воспоминаний о ранних днях служения Шриле Прабхупаде в Бомбее, он не захотел дать слово гуру и санньяси. Он сказал: «Мы слышим их все время; мы хотим услышать и других». Конечно, они также говорили, но главным образом он хотел дать возможность сказать и другим преданным. Он действительно был пандита сама-даршинах: он действительно равно относился к каждому. Воистину он видел в каждом душу. Он высоко ценил и хотел поощрить каждого.

Мы часто говорили по телефону, и встречались всякий раз, когда он приезжал в Лос-Анджелес. Затем, в прошедшем ноябре, он позвонил из Бомбея и сообщил мне, что планирует в апреле ехать в Ванкувер и провести там четыре-шесть месяцев. Я ответил: «Я приеду и проведу там с тобой какое-то время». Вскоре, тем не менее, я получил от него письмо по электронной почте, где он говорил, что в Бомбее ему поставили диагноз «рак печени», и что он собирается в Ванкувер немедленно, чтобы сделать пересадку печени, которая была его «единственной надеждой».

Он полетел в Ванкувер. Там врачи провели обследование и обнаружили, что рак распространился за пределы пересаживаемого органа. Его «единственная надежда» была потеряна. Пересадка была невозможна, поскольку рак слишком распространился. Это означало, что, возможно, он мог вскоре оставить тело.

Я был очень обеспокоен. Я позвонил ему по международной линии, но он не отвечал. Тогда я позвонил на его сотовый телефон. На вопрос: «Где ты?» Он ответил: «Делаю покупки». Он казался веселым, как всегда. Но затем он подтвердил мои наихудшие опасения: «Врачи сообщили, что я могу уйти в любой момент. Позвони мне позже. Мы должны поговорить».

После этого мы говорили каждый день, обычно дважды в день. Это были замечательные переговоры.

Он сказал мне, что у него есть три желания: «Я хочу оставаться в живых, пока не доеду до Майяпура. Затем, если возможно, я хочу пожить, чтобы увидеть установление Панча-таттвы. И затем, если возможно, я хочу дожить до Гаура-Пурнимы. И затем — все». (Он имел в виду, конечно: «И затем — как захочет Кришна».)

С этими тремя желаниями в сердце Шридхара Махараджа полетел в Лондон. Никто не знал, сколько еще вынесет его ослабленное тело. В Лондоне к нему присоединился Индрадьюмна Свами. (Сестра Махараджа, Фиона, сообщила Индрадьюмне Свами вердикт врачей и сказала: «Если Шридхара запланировал путешествие, он, вероятно, сделает это», — и добавила, — «Если это случится, я хочу, чтобы кто-нибудь был рядом с ним».) Так что Индрадьюмна Свами полетел в Англию, чтобы сопровождать Махараджа до Майяпура. Он очень опасался за него.

В Лондоне преданные арендовали для Махараджа номер в отеле около аэропорта. Он был так болен и слаб, что едва мог идти пешком. Преданные должны были перевезти его из аэропорта до самого ближайшего места и как можно скорее.

Поскольку новость о том, что Махараджа собирается в Майяпур оставлять тело, быстро распространилась, многие его ученики из Европы, главным образом из Хорватии и Словении, прилетели в Лондон, чтобы встретиться с ним. Они плакали, потому что знали, что больше никогда не увидят его снова. Он сказал им: «Вы можете плакать, когда я уйду. Вы можете проплакать несколько дней, но потом вы должны вернуться к своему служению и стать счастливыми». Я, как обычно, звонил по телефону, говорил с Махараджей, когда он был в отеле и немного с Индрадьюмной Свами.

Шридхара Махараджа хотел как-то отплатить ученикам, которые пришли, чтобы быть рядом с ним. Он сказал: «Народу нужен царь, а царю нужен народ. Я никогда не имел своей собственной семьи, но когда у меня появились ученики, я от этого потрясающе выиграл. Я почувствовал эмоции, которых, как я думал, у меня никогда не будет. Я не думаю, что это прервется. Когда мы любим друг друга, мы вместе. Конечно, когда я покину вас, мы не сможем сыграть в футбол. Но я могу прийти в форме изображения». Это было так сладостно-горько. Махараджа был так сладок и юмористичен. Однако его ученики расчувствовались: «Мы можем никогда не увидеть Гуру Махараджа вновь. Мы должны брать его изображение с собой, когда мы играем в футбол?» 

Затем он сказал своим ученикам: «Когда я уйду, мы сможем быть вместе более важным способом». Он сказал, что любовь в разлуке прочнее. У многих из нас есть такой опыт: когда мы рядом с людьми, которых любим, мы воспринимаем их как само собой разумеющееся, но когда они уходят, мы осознаем, как ценно было их общество и насколько мы их любили. От этого чувства становятся более сильными, чем когда мы были рядом с ними. 

У нескольких учеников Махараджа не было второго посвящения и он решил, что должен дать им его. Но из-за болезни его голова не всегда функционировала надлежащим образом. Токсины шли в мозг и, чтобы уменьшить боль, он должен был принимать препарат опиума, как прописал врач. Тогда он решил: «Хорошо, я дам второе посвящение, но всем вместе, всем пятерым сразу». Он начал читать гаятри-мантру для них: «Ом бхур…», — но не смог вспомнить следующее слово. Он спросил Индрадьюмну Свами: «Что идет дальше?» Индрадьюмна Свами произносил слово, и Махараджа повторял его своим ученикам. Когда Махараджа снова не смог вспомнить следующее слово, он сказал Индрадьюмне Свами: «Почему бы тебе просто ни говорить каждое слово, а я буду повторять, и ученики услышат их от меня». Так они получили первые две строки. Затем Индрадьюмна Свами, истощенный длинным перелетом из Южной Африки, не смог вспомнить следующее слово. И Шридхара Махараджа спросил: «Есть в доме какой-нибудь брахман, который знает следующее слово?»

Нашелся один брахман, который подсказал слово Индрадьюмне Свами, Индрадьюмна Свами повторил его Шридхаре Свами, а Шридхара Свами повторил его ученикам.

Шридхара Махараджа заметил: «Харер нама харер нама харер намаива кевалам. Нам не нужна эта гаятри-мантра. Хари-намы достаточно». Затем он процитировал:

харер нама харер нама

харер намаива кевалам

калау насти эва насти эва

насти эва гатир аньятха

[«В век ссор и лицемерия единственным средством спасения является пение святых имен Господа. Нет другого пути. Нет другого пути. Нет другого пути». (Ч-ч. Ади 17.21)]

кришна-варнам твисакришнам

сангопангастра-парсадам

яджнаих санкиртана-праяир

яджанти хи су-медхасах

[«В век Кали разумные люди, собираясь вместе, славят Господа и поклоняются Его воплощению, непрестанно поющему имя Кришны. Хотя цвет Его тела не темный, это Сам Кришна. С Ним всегда Его приближенные, слуги, оружие и личные спутники». (Ш-Б. 11.5.32)]

калер доша-нидхе раджан

асти хй эко махан гунах

киртанад эва кришнасья

мукта-сангах парам враджет

[«Мой дорогой царь, хотя Кали-юга и является океаном нечистого, у этой эпохи все же есть одно хорошее качество: просто повторяя Харе Кришна маха-мантру, каждый может освободиться от материального рабства и вознестись в трансцендентное царство». (Ш-Б. 12.3.51)]

Он процитировал все эти стихи, прославляющие святое имя. Индрадьюмна Свами воскликнул: «Махараджа, вы в совершенстве процитировали все эти стихи о святом имени, но не можете вспомнить гаятри-мантру?!» Шридхара Свами объяснил: «Гаятри-мантра лишь помогает нам в повторении святого имени. Главное — повторять святые имена. Гаятри-мантра поддерживает, помогает нам становиться чище, так чтобы мы могли лучше повторять святое имя».

Возможно, вы слышали, как Махараджа прибыл в Калькутту. Джаяпатака Махараджа послал фургон, чтобы забрать его. Шридхара Свами безучастно лежал в постели фургона Джаяпатаки Махараджа весь путь от аэропорта до Майяпура. В Майяпуре тысячи преданных пришли поприветствовать его с киртаном, иногда ревущим, а иногда сладким.

Другое следствие болезни Махараджи, поскольку его печень не работала так, как надо, заключалось в том, что его тело заполняла жидкость (как и прежде). Его тело раздувалось. В Канаде, а также в Индии, врачи удаляли по пять-семь литров жидкости из его тела за раз. Это было частью переносимых им неудобств. После установки Панча-таттвы его физическое состояние ухудшилось, возможно, из-за напряжения и возбуждения во время церемонии.

Ситуация была критической, и вечером он попросил, чтобы пришли преданные и устроили киртан в его комнате. Он не знал, что может случиться, и было похоже, что он собирается уйти. Слуга Махараджа, Майяпур дас, сообщил преданным. Старшие преданные и ученики собрались в комнате Махараджа, приготовившись к худшему. Махараджа лежал молча в постели, они исполнили киртан, больше со слезами, видя, как близок был конец. Какому-то преданному удалось вызвать врача, который вошел в комнату и подошел к постели Махараджа. Врач был серьезным и важным. Он стал ощупывать тело Махараджа, в то время, как он с закрытыми глазами неподвижно лежал в постели.

Живот Махараджа раздулся из-за накопившейся жидкости. Врач положил руки на живот и осторожно нажал, чтобы оценить ситуацию. Махараджа медленно открыл глаза, посмотрел на врача, и сказал: «Будет мальчик».

Махараджа был таким забавным, даже в самых тяжелых обстоятельствах. Преданные сходили с ума, они не знали смеяться им или плакать. Ситуация была критической, но, несмотря на это, Махараджа шутил.

Дживо ва маро ва: преданный может жить, может умереть, это равносильно. Несомненно, Шридхара Свами мог жить или умереть, поскольку, если бы он жил, он бы служил Кришне здесь, и, если бы он умер, он служил бы Кришне в следующей жизни.

Он был по-настоящему бесстрашным и веселым. У него действительно не было страха смерти. Хотя он хотел остаться, чтобы проповедовать, он не боялся смерти. Он знал, что продолжит служить Шриле Прабхупаде в следующей жизни.

За несколько дней до Гаура-Пурнимы Индрадьюмна Свами пришел поговорить с Махараджей на прощанье. В комнате Махараджа он встретил Майяпура даса, слугу Махараджи, который сказал ему, что Махараджа в душе. Находясь в ванной, Шридхара Свами услышал разговор и закричал: «Инди! Это ты, Инди?» Он обычно называл Индрадьюмну Свами «Инди», сокращение от Индиана Джонс, поскольку Индрадьюмна Махараджа отважный проповедник. (Позже Индрадьюмна Свами заметил, что, когда кто-нибудь действительно любит вас и гордится вами, он всегда представляет вас своим друзьям. Так Шридхара Махараджа желал прославить Индрадьюмну Свами перед людьми, которые пришли в его комнату. Он как бы говорил: «Это — наш Индиана Джонс, но он настоящий!»)

Итак, Шридхара Махараджа позвал:

— Инди! Это ты там?

— Да, Махараджа.

— Заходи сюда!

— Но Махараджа, вы в душе.

— Ну и что? Заходи сюда.

Он вошел, Шридхара Махараджа, который был покрыт лишь воздухом (и водой из душа), сказал:

— Не беспокойся об этом. Мы не тела!

Индрадьюмна Свами задыхался от переполнявших его чувств, поскольку он догадывался, что не увидит Махараджа снова. Это было прощаньем:

— Махараджа, я пришел попрощаться.

Махараджа сказал:

— Не говори «прощай».

— Я могу никогда не увидеть вас снова в этой жизни.

— Ты знаешь эту старую песню? — и он запел, — «Счастливого тебе пути, пока мы не встретимся снова».

И это было именно так.

Это были верные слова, особенно для Инди — «счастливого пути» — поскольку его путь пролегает по всему миру. И у всех нас, на наших собственных путях, есть наши собственные тропинки и дороги в преданном служении, и Шридхара Свами хотел, чтобы они были счастливыми, пока мы не встретимся снова. 

Я звонил Махарадже каждый день, но из-за разницы во времени и из-за трудностей со связью с Майяпуром мне удавалось поговорить с ним раз в три дня. В последний раз я говорил с ним за два дня до того, как он ушел. В тот день у нас был один из лучших разговоров за всю мою жизнь.

Мы говорили главным образом о Майяпурском проекте и миссии Шрилы Прабхупады. Этим опытом и уроками я буду дорожить всю мою жизнь.

Это было в четверг, 11 марта. На следующий день, в пятницу, мы установили красивые медные Божества Гаура-Нитай в нашем ашраме в Санта-Барбаре. Они пришли из Вриндавана, Их приобрела матушка Киртида для Тамал Кришны Госвами. Я почувствовал, что Их приход был также частью милости Шридхары Свами, поскольку он так горячо хотел, чтобы слава Панча-таттвы распространялась и чтобы мы построили «удивительный храм» для Них в Майяпуре. Так два представителя Панча-таттвы пришли к нам по его желанию.

Затем я сказал Махарадже: «Я не знаю смогу ли я позвонить тебе позднее, Божества пришли, и мы установим Их вечером в пятницу. Твоей милостью мы попытаемся служить Им и Их дхаме». Теперь всякий раз, когда я смотрю на Их красивые формы и Их привлекательные лица, я чувствую, что мы что-то должны для Них сделать — мы должны построить Им замечательный храм, как этого хотел Шридхара Свами.

Основной вклад Махараджа в течение последних лет, по крайней мере, для меня в моем служении — это то, что он впечатал в мое сердце и во все наше движение важность Майяпурского проекта. «Удивительный храм» (адбхута мандира), который желал построить Нитьянанда Прабху для служения Чайтанье Махапрабху, явившийся в видении Бхактивиноде Тхакуру. (В один из дней, когда Шрила Бхактивинода Тхакур повторял джапу на балконе своего дома в Годрума-двипе, он посмотрел через реку Джаланги на Майяпур, и у него было видение трансцендентного города, в центре которого был великолепный храм, поднимающийся в небо подобно горе.)

Вся жизнь Махараджа была посвящена Шриле Прабхупаде. Он почувствовал, что одним из основных желаний Шрилы Прабхупады, которое предстояло исполнить, было стремление с большим вдохновением ускорить строительство «адбхута мандира» в Майяпуре. Он знал, что это принесет пользу всему миру.

Однажды, когда я был еще молодым преданным, может быть, менее двух лет в движении, я приблизился к Шриле Прабхупаде, когда ему делали массаж на веранде калькуттского храма: «Шрила Прабхупада, я думал о том, что доставит Вам удовольствие больше всего». Шрила Прабхупада был так чист, что каждое слово принимал близко к сердцу. Он ответил: «Да». Я сказал: «Две вещи, как мне кажется, способны удовлетворить вас более всего: распространение ваших книг и строительство большого храма в Майяпуре». Шрила Прабхупада улыбнулся очень одобрительно: «Большое тебе спасибо».

Это были две основные стратегии Шрилы Прабхупады для распространения сознания Кришны, и Шридхара Свами помогал ему в обоих. В самом начале Шридхара Свами развивал распространение книг в Северной Америке, а в последующие годы он был тесно связан с Майяпурским проектом, планируя и изыскивая средства для «удивительного храма». Милостью Махараджа на Гаура-Пурниму, стоя перед Божествами Панча-таттвы в Лагуна-Бич, я почувствовал: «Теперь время для Майяпура. Шридхара Свами понял это давно. Теперь время для вас (меня) присоединиться к миссии». И это важно для меня, так как это хороший способ уйти от прошлого: «Простить и забыть. Теперь давайте работать вместе для Майяпура, для Шридхары Свами, для Шрилы Прабхупады, чтобы построить удивительный храм».

Шридхара Свами спрашивал меня, что я могу сказать о своем опыте общения со Шрилой Прабхупадой в связи с Майяпуром. Однажды, в 1973 году, Шрила Прабхупада приехал в Калькутту из Англии, восторженный и возбужденный из-за Майяпура. Тамал Кришна Госвами получил землю в Майяпуре и Шрила Прабхупада приехал с планами первых построек. Было обсуждение рабочего проекта, но под конец Шрила Прабхупада сказал: «Если Вы построите этот храм, Шрила Бхактивинода Тхакур лично придет и заберет вас всех к Богу».

Теперь я думаю: «Вероятно моя единственная надежда в том, что я должен лучше работать. Мы должны построить Майяпурский проект, поскольку я не знаю, как еще я смогу когда-либо вернуться к Богу».

Его Святейшество Шридхара Свами наполнил мою жизнь служением Шриле Прабхупаде. И хотя дживо ва маро ва, жить или умереть одинаково для преданного, и, несомненно, что это справедливо в отношении Махараджа, мои собственные чувства смешаны. Я думаю: «Он ушел, так много сделав для меня, дав мне так много наставлений». (Я думаю то же о Тамал Кришне Госвами.) «Я должен остаться и выполнять его миссию». И если часть меня ужасно по ним тоскует и хочет быть с ними, главное, я знаю: «Они оставили мне так много наставлений. У меня есть так много служения, которое я должен выполнить для них здесь».

Конечно, то, как долго мы сможем делать все о чем они просили, что им хотелось, полностью зависит от Кришны. И потому, сколько бы времени нам ни осталось, мы должны использовать его наилучшим образом — в сознании Кришны.

Его Святейшество Шридхара Свами Махараджа ки джай! Шрила Прабхупада ки джай! Шри Панча-таттва ки джай! Нитай-гаура-премананде хари-харибол!

ЭПИЛОГ

Через три дня после ухода Шридхары Махараджи в Санта-Барбаре я вдруг испытал блаженство, я ощутил присутствие Махараджи. Затем я почувствовал, что он дает мне наставления. Первое было: «Я все еще здесь. Будь счастлив». И второе было: «Просто будь самим собой. Каждому из нас предстоит сделать именно свой вклад, так что оставайся самим собой и сделай свой вклад». Затем он ушел.

Позже я размышлял над тем, что случилось. Ясно, что два его наставления предназначались не только для меня, они адресованы всем. Эти наставления решают все вопросы. Особенно последнее: «Просто будьте самими собой и сделайте свой вклад».

Благодарю вас, Махараджа. Мы любим вас.

Харе Кришна.