Вишнуджана умел, что называется, «превращать в золото все, к чему прикасался». Его пение, речь, приготовление прасада и поклонение Божествам — все это было преисполнено преданности и вдохновляло всех, кому посчастливилось общаться с ним.
Часть 1.
Воспоминания Гауридаса Пандита Прабху
Эта история произошла со мной на автомобильной стоянке в Сиэтле в 1973 году. Я направлялся к своей машине, когда ко мне подошел человек и вручил большую книгу «Кришна». Впоследствии я узнал, что это был Сурья Прабху. Мне понравились картинки, но я не собирался покупать книгу, пока Сурья Прабху не показал мне предисловие Джорджа Харрисона. Он сказал, что «Битлз» сейчас находятся в «Харе Кришна». Мне очень нравились «Битлз», поэтому я просто должен был купить книгу. Я дал ему 20 долларов, он широко улыбнулся и вручил мне еще одну — «Шри Ишопанишад».
Тем же вечером дома я открыл книгу о Кришне, чтобы посмотреть. Увидев такие слова как «трансцендентный» и т.п., я решил, что это «выше моего понимания». Я положил книгу возле кровати и три месяца не открывал ее. Однажды я был на вечеринке, мы принимали наркотики. Вечером я вернулся домой «улетевший» от ЛСД. В этом состоянии я не мог уснуть и стал разглядывать обложку книги о Кришне. Я пристально смотрел на изображение какое-то время, и мне показалось, что Кришна ожил и улыбнулся мне. Я был в экстазе. В тот вечер я прочитал примерно треть книги.
На следующий день я снова пошел на обычную вечеринку со своими друзьями, но чувствовал себя очень неудовлетворенным. Я не мог забыть про книгу о Кришне и ушел, чтобы дома продолжить читать ее. Друзья решили, что я потерян для них. Прочитав всю книгу, я захотел прочитать что-нибудь еще. В книге был указан адрес храма, туда я и поехал. Там я купил все книги, какие были в то время, примерно на 270 долларов.
Годы спустя я дорос до того, что стал личным слугой Шрилы Прабхупады. Однажды настал день окончания моей визы, и я должен был уехать. Меня сменял Сурья Прабху. Тогда я смог поблагодарить его за то, что он дал мне Кришну, а он поблагодарил меня за то, что я вверяю ему Шрилу Прабхупаду. Прекрасный обмен!
Присоединение к путешествующей группе санкиртаны
Помню, в 1974 году я был гостем в храме в Сиэтле. Я стоял и смотрел в окно, сзади подошел Вишнуджана Свами. До этого я никогда не видел санньяси. Глубоким голосом, в котором чувствовалась любовь, он сказал: «Харибол! Меня зовут Вишнуджана Свами. Я еду на фестиваль в Ванкувер и заехал сюда на пир. Пожалуйста, примите мои смиренные поклоны». Я повернулся к нему и увидел его ауру. Его лицо сияло. Ни разу в жизни я не предлагал никому поклоны, а тут санньяси предлагает поклоны мне! Он говорил о смирении. Я поклонился в ответ, предлагая молитвы, какие знал.
Он вел экстатичный киртан. Все больше и больше преданных присоединялись к нему. Этот киртан в храме продолжался примерно до полуночи. Каждый раз, когда Вишнуджана Свами прекращал петь, преданные просили его продолжать. Мы так танцевали, что Шукадева, президент храма, начал беспокоится, что провалится пол. Такой киртан!
Никогда прежде я не оставался в храме, но в тот вечер было уже очень поздно, и я решил остаться. Вишнуджана разместился в комнате, а я лег снаружи, возле его двери. Взволнованный всем произошедшим, я не мог уснуть. Примерно в 2:30 ночи Вишнуджана вышел из комнаты и направился в ванную, в полумраке он заметил меня. Поймав мой взгляд, он своим таинственным голосом произнес: «Харибол!» И я снова погрузился в блаженство.
В то время я учился в колледже и работал в «Боинге». В храме преданные сказали мне, что я должен поехать в Сан-Франциско, потому что туда на Ратха-ятру приезжает Шрила Прабхупада. Я взял отпуск и поехал в Сан-Франциско. Когда я добрался до храма, меня встретил Джаянанда Прабху и сразу же накормил прасадом. До фестиваля оставалось еще десять дней. Он спросил, могу ли я помочь в строительстве колесниц, и я согласился. Я был впечатлен его сознанием Кришны. Он постоянно был занят, работал и кормил всех прасадом. Это было удивительно и очень вдохновляло нас, всех тех, кто был рядом с ним.
В день фестиваля пошел дождь. Но в тот момент, когда Шрила Прабхупада приехал и сел на колесницу Субхадры деви, облака разошлись и солнечный свет озарил ачарью. Хотя тогда я был новичком в сознании Кришны и ничего не знал, я понял, что в этом было что-то особенное.
Во время фестиваля Шрила Прабхупада дал короткую и сладкую лекцию. Он упомянул, что весь мир смотрит на Америку, и если нам удастся сделать Америку сознающей Кришну, то весь мир последует за ней и превратится в Вайкунтху. Толпа ревела в экстазе. Пир тоже был удивительным. Нас было около 10 000 человек, мы сидели длинными-длинными рядами. Незабываемые впечатления!
На следующий день Тамал Кришна Госвами предложил мне встретиться со Шрилой Прабхупадой в его комнате. Шрила Прабхупада растопил мое сердце. Я решил, что все это проделки Кришны, и уже через некоторое время присоединился к путешествующей группе санкиртаны.
Вишнуджана в Беркли
Сам Вишнуджана и его путешествующая группа санкиртаны «Радха-Дамодара» обладали неодолимой притягательной силой.
Летом 1974 года мы находились в Беркли. В течение двух недель мы ежедневно совершали санкиртану перед зданием университета. И каждый день там появлялся один христианин, который обещал, что на нас обрушится огонь и горящая сера. Этот человек был под два метра ростом и весом, наверное, больше ста килограмм. Он очень беспокоил преданных. Голос его был такой же громкий, как наш киртан, звучащий через усилители. Водитель нашего автобуса и некоторые другие хотели вынудить его уйти, но Вишнуджана не разрешал им прогнать этого человека. Он терпел его до тех пор, пока тот не зашел слишком далеко.
Этот мужчина ходил с тростью. Однажды он поднял ее и заявил, что мы поклоняемся идолам и он разобьет наших идолов на тысячи кусочков. Вишнуджана в блаженстве играл на фисгармонии, но, услышав эти слова, рассвирепел, как Нрисимхадев, схватил свою довольно-таки большую данду и направился к оскорбителю. Этот поступок поверг смутьяна в шок, он выглядел так, словно к нему приближалась олицетворенная смерть. Он повернулся и бросился бежать. Перед нашими глазами предстала такая картина: громила, убегающий от Вишнуджаны, который бежал за ним и бил его своей дандой по спине. Не стоит и говорить, что тот человек больше никогда не возвращался.
Мои чувства к Вишнуджане становились все глубже и глубже в течение того года, когда я путешествовал с ним.
Вишнуджана готовит прасад
Когда готовил Вишнуджана, прасад был насыщен любовью и преданностью. Утром он шел на кухню и готовил мангала-сладости, обычно это были молочные сладости с кокосовым орехом. Мы всегда знали, что, получая прасад, мы получаем остатки пищи Шри Шри Радхи-Дамодары.
В 1974 году на Радхаштами мы были в Филадельфии. Вишнуджана Свами и Тамал Кришна Госвами всю ночь готовили 25 блюд, по числу качеств Шримати Радхарани.
Днем все преданные сидели на заднем дворе и почитали прасад приготовленный в храме. Вишнуджана пришел и спросил нас, почему мы сидим на заднем дворе, когда автобус полон прасада. Мы немедленно поднялись и кинулись в автобус, как рой пчел. Весь пол был уставлен тарелками с прасадом. Это было начало, которое потом стало традицией. После прасада преданные буквально обезумели. Это было удивительно!
Я очень любил клубничные малпуры, которые готовил Вишнуджана. Вишнуджана умел, что называется, «превращать в золото все, к чему прикасался». Его пение, речь, приготовление прасада и поклонение Божествам — все это было преисполнено преданности и вдохновляло всех, кому посчастливилось общаться с ним.
Вишнуджана в Кей-Весте
Поездки на автобусе Шри Шри Радхи-Дамодары всегда были приключениями. Скучать не приходилось. Зимой мы путешествовали по южным штатам, а летом — по северным. Зимой 74-го мы были во Флориде. Большинство преданных осталось в Лаурдердале, а маленькая команда отправилась на санкиртану в Кей-Вест. Это известное место, где люди собираются, чтобы посмотреть закат. Кроме того, это единственное место на земле, где можно наблюдать восход и закат солнца в одном и том же месте (в разное время, конечно).
Мы добрались до места примерно за час до заката. Все больше и больше людей собиралось там для вечернего ритуала. Некоторые, заметив нас, начали свистеть. Я полагаю, они не хотели, чтобы мы мешали им наслаждаться. Тамал Кришна Махараджа выразил опасения по поводу возникшей ситуации. Но когда речь заходила о распространении славы святого имени, Вишнуджана Свами ничего не желал слышать и заверил нас, что все будет хорошо. Мы преодолели сотни миль не просто так.
Мы настроились и начали петь. Несколько человек продолжали посмеиваться над нами. Некоторые подошли и с насмешкой стали танцевать с бутылками пива в руках. Вишнуджана Свами прекратил петь, и своим глубоким голосом вежливо объяснил, что мы рады, что они присоединились к нам и танцуют, но свои бутылки с пивом они могут оставить где-нибудь в другом месте. Со смехом они ушли, и мы не ожидали, что они вернутся.
В течение часа несколько сотен людей, забыв о закате, приходили и присоединялись к нашему киртану. Даже те ребята, которые в начале ушли, снова вернулись (вероятно, потому что все девушки пришли на киртан). Прекрасный закат солнца едва ли был кем-то замечен. Все были поглощены восходом миссии Господа Чайтаньи — харинама-санкиртаной.
Я видел, как потенциально опасная ситуация превратилась в праздник любви к Богу. Вишнуджана Свами продолжал этот праздник день за днем. Это было удивительно. Он был очень смиренен, а его сердце было настолько чисто, что он позитивно влиял на всех, кто имел счастье общаться с ним.
Призраки в заброшенном отеле
В Кей-Весте мы остановились в поместье тестя Авирамы Прабху. Мы расположились в небольшой гостинице, построенной в начале столетия. Гостиница пустовала уже довольно много лет.
Вира Прабху, водитель нашего автобуса, спросил, хотим ли мы увидеть призраков. Будучи «новыми преданными» мы всегда искали что-нибудь «потустороннее», поэтому последовали за ним в танцевальный зал. Войдя, мы услышали голоса, исходящие из центра зала, где никого и ничего не было. Звук был такой, как будто 500 человек говорили одновременно. Затем Вира Прабху включил запись с пением Шрилы Прабхупады и весь шум утих. Он выключил запись, и шум возобновился, он снова включил ее, и шум снова затих.
Для меня этого было достаточно. Я выскочил из зала. Все происходящее напомнило мне, как в 1974 году призраки атаковали меня три раза в лос-анджелесском храме. Тогда я лег спать после разговора о духах за принятием горячего молока. Думаю, я привлек их. Неожиданно появился призрак и прошел сквозь меня. Я не мог пошевелиться. Я мог только смотреть, и я начал смотреть на изображение Кришны, которое можно было разглядеть в полумраке. И привидение исчезло.
Через какое-то время оно снова пришло ко мне. На этот раз я решил немного поиграть с ним, чтобы посмотреть, как далеко все это может зайти. Привидение просто заморозило меня, я не мог шевелиться, но, как только я начал думать о Харе Кришна маха-мантре, оно тут же исчезло. Это повторилось еще один раз. Я уже устал от привидения, поэтому сразу же стал повторять Харе Кришна, чтобы избавиться от него. Утром я рассказал нашим санньяси о том, как меня посетило приведение, и Тамал Кришна Госвами сказал, что к нему оно тоже дважды приходило.
Урок 1: никогда не разговаривайте о призраках, когда собираетесь ложиться спать!
Урок 2: святое имя Господа могущественнее, чем что-либо материальное, оно могущественнее, чем привидения!
Вишнуджана Свами в Бостоне
Вишнуджана Свами был очень предан Шри Шри Радхе-Дамодаре, и это вдохновляло меня и всех преданных. Он поднимался по утрам раньше всех, омывался холодной водой (иногда для этого ему приходилось разбивать лед) и потом вытирался дхоти, которое после этого одевал. Он был невероятно строг, настоящий санньяси. Затем он готовил молочные сладости для Божеств, будил Их, и проводил мангала-арати. После мангала-арати он купал и одевал Божества. Затем проводил приветствие Божеств. После приветствия Божеств он обычно немного говорил. Его речи были очень сладкие. Он говорил с такой любовью, что наши сердца таяли. Мы никогда не уставали от его лекций и не скучали на них.
Днем Вишнуджана Свами вел киртаны и бхаджаны, примерно по 8 часов в день, а иногда и больше! И при этом всегда находил время, чтобы повторить свои круги и приготовить все для поклонения Божествам.
Однажды в 1974 году мы были в Бостоне. Вишнуджана читал лекцию и рассказывал, что Божества могут быть сделаны из пяти материалов, включая золото и серебро. Тогда я был глупым начинающим преданным, да я и сейчас остался им. И вот тогда я совершил грубую ошибку. Когда подошло время вопросов, я сказал, что если такие Божества расплавить, то полученное из Них золото стоило бы много денег. Что после этого было! Вишнуджана, которого трудно было рассердить, очень расстроился. Он сказал, чтобы я больше не повторял эти слова. Этот случай показал мне, что он чувствовал по отношению к Шри Шри Радхе-Дамодаре. Он знал, что Они — личности, а не просто статуи.
За день до Ратха-ятры в Сан-Франциско в 1974 году Вишнуджана Свами давал лекцию в Армениан-холле. Я был имперсоналистом и смотрел на Божества, пока он говорил. Дамодара был голубоватого оттенка, а Радхарани — золотистого. Вишнуджана сказал: «Не думайте, что эти Божества — идолы. Это Кришна!» В это время цветок выпал из гирлянды Дамодары, задел Его руку и упал на пол. Это убедило меня в истинности слов Вишнуджаны. Кришна показал мне, что Он был там. На следующий день после Ратха-ятры я присоединился к путешествующей группе санкиртаны «Радха-Дамодара».
* * *
Шрила Прабхупада говорил, что «Вишнуджана очень искренний и возвышенный преданный». Я путешествовал с Вишнуджаной Свами год и решил, что он чистый преданный. И я до сих пор считаю, что Вишнуджана был и остается чистым преданным, и я надеюсь в следующей жизни снова обрести его общение, и, конечно же, общение со Шрилой Прабхупадой.
Вишнуджана, Джаянанда и затем Шрила Прабхупада покинули нашу планету. Для всех нас их уход был большой потерей. Нам остается только вспоминать их игры на земле и черпать в них вдохновение.
Cлава Шриле Прабхупаде и всем его преданным!
Часть 2.
Другие преданные о Вишнуджане Свами
Сухотра дас: Однажды Шрила Прабхупада сказал о Вишнуджане Свами: «Только благодаря одному своему пению он может вернуться обратно к Богу».
Вишнуджана Свами всегда оставался для меня самым неотразимым проповедником из всех, кого я знал, конечно же, за исключением Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады. Матаджи Махамая описывает речь Махараджа как «проникающую в сердце». Это превосходное описание.
С самого начала он тронул мое сердце своей простотой и честностью. Но позвольте сразу оговориться, путешествуя с ним почти два года, я узнал и его «недостатки». Я люблю его, но не буду вас обманывать, говоря, что он обладал некоторыми сиддхами. Однако я верю в то, что благодаря божественной милости Шрилы Прабхупады, Вишнуджана Махараджа достиг совершенства.
И даже его недостатки были привлекательны. Это очень помогало мне в трудные дни, которые бывали у меня во время пребывания в группе «Радха-Дамодара». Я объясню: мы с ним были очень похожи. Все думали, что он постоянно находился в блаженстве, но у него была и другая сторона — меланхоличная. Я рассказал ему о депрессии, которую испытал после отъезда Сатсварупы Прабху в Техас. А он показал мне письмо, написанное Шрилой Прабхупадой о его (Вишнуджаны Махараджи) собственной депрессии:
«Я рад заметить, что в твоем последнем письме ты пишешь, что чувствуешь себя лучше, чем прежде. Так, когда ты чувствуешь себя плохо, громко повторяй Харе Кришна мантру и слушай ее. Это поможет тебе постоянно испытывать необыкновенное счастье. Иногда кажется, что у преданного возникают трудности безо всякой на то причины. Но преданный даже такие неблагоприятные обстоятельства принимает как милость Бога. Так или иначе, такие чувства подобны смене сезонов: они появляются и исчезают в свой срок. И это не должно мешать нам исполнять свои предписанные обязанности».
Затем Махараджа сказал мне, что когда Шри Чайтанья Махапрабху отправился в Свой тур по Южной Индии, Его ум так же был встревожен вынужденной разлукой с преданными, которые остались далеко позади.
Так Он громко повторял, рыча, словно лев:
«Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна хе!
Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна хе!
Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна ракша мам!
Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна пахи мам!
Рама Рагхава Рама Рагхава Рама Рагхава ракха мам!
Кришна Кешава Кришна Кешава Кришна Кешава пахи мам!»
Таким образом, пока автобус катил по дороге в Атланту, Вишнуджана Махараджа поощрял меня вести, как он называл это, «освобождающий киртан». Я изо всех сил старался петь подобно льву, и это выглядело довольно дико.
* * *
Гуру дас: Я был поражен искренностью Вишнуджаны. Он по-настоящему любил киртан и музыкой выражал свои чувства, что было признаком преданности. Он был открытым и сострадательным. Он был щедрым человеком.
* * *
Даянанда дас: Вначале Вишнуджана был очень высоким, худым молодым мальчиком. Но затем он стал выходить на улицы Лос-Анджелеса и играть на мриданге 6-8 часов каждый день. Возвращаясь, он съедал огромное количество прасада. Обычно он ел очень много и целый день играл на мриданге. Так он стал мускулистым, здоровым и большим… Вишнуджана общался очень личностно. Он мог играть на мриданге и вдруг улыбнутся, и взглянуть тебе прямо в глаза. Это было невероятнейшее ощущение причастности, которое вы могли получить только рядом с ним в его киртане. Он делал это с каждым. Он делал вас по-настоящему вовлеченными в киртан, по-настоящему переживающими.
* * *
Моханананда дас: Общаясь с Вишнуджаной, мы просто не могли не обратить внимание, как абсолютно он наполнен любовью к Богу. Встреча с ним была подобна встрече с ангелом.
* * *
Ананга Манджари даси: В конце киртана одна пожилая женщина внезапно выбежала и обняла Вишнуджану Свами, говоря: «Вы такие красивые! Я люблю вас! Я люблю все это!» Она действительно чувствовала экстаз от святого имени. На меня произвело очень большое впечатление то, как он общался с ней. Он был истинным джентльменом, не оттолкнул ее прочь, был очень любезен и мил. Он стал проповедовать ей, и был рядом, пока не убедился, что она получила книгу и прасад.
* * *
Нараяни даси: Он был таким веселым и таким сильным музыкантом. Когда он прерывал пение и говорил, мы чувствовали вдохновение, поскольку он по-настоящему заботился о людях, с которыми он говорил. Он в своем сердце по-настоящему хотел, чтобы они стали преданными. Он хотел, чтобы они продвигались в духовной жизни.
* * *
Бхагават дас: Первая встреча с Вишнуджаной меня очень впечатлила. Я осознал, что он был возвышенным преданным. Впечатление, что он очень возвышен духовно, создавалось потому, что он действительно понимал и испытывал вкус к сознанию Кришны и святому имени. Его выразительность говорила, что он был в глубокой медитации, и можно было почувствовать, что он на самом деле общался с Кришной через свое пение.
* * *
Дайвишакти даси: Экстаз, который испытывал Вишнуджана Свами на тех санкиртанах, невозможно описать. Это выглядело абсолютно также, как маха-бхава, когда кто-то испытывает ее.
* * *
Дхаништха даси: Святой, мягкий, молодой человек с золотым сердцем и великой любовью к святому имени. Во время киртана и его душевных бхаджанов все любили быть рядом с ним.
* * *
Вишока дас: На фестивале в Беркли в 1975 году мы маршировали вдоль по Телеграф-авеню, и, казалось, что Вишнуджана завоевывал мир своим киртаном. Я был на нескольких его мангала-арати в автобусе, который он припарковывал в гараже при храме. Его киртаны увеличивали сердечную чакру, трогали и вызывали слезы. Думаю, что никогда после я не испытывал подобного на киртанах.
* * *
Рагхунатха дас: Он бил в мридангу пока его руки не начинали кровоточить и на грудь скатывались слезы, но он все продолжал и продолжал. Он был живой легендой. То, что казалось всем невозможным, он делал каждый день. Вишнуджана невероятно вдохновлял. Если бы я только мог найти место в этом мире, где все были бы похожи на этого человека, я бы немедленно отправился туда.
Часть 3.
Из лекций Вишнуджаны Свами
Слезы в уголках глаз
«Каждое чувство, которое мы испытываем, даже чувство разлуки с любимым, существует в духовном мире, но это не источник материального беспокойства: это источник иного рода духовного блаженства, которое называется разлукой. Глаза преданного, погруженного в это чувство, постоянно застилают слезы.
Когда бы вы ни встретили нашего духовного учителя, Шрилу Прабхупаду, в уголках его глаз стоят слезы. Это признак того, кто всегда находится в этом настроении разлуки. Это чувство является следствием сильной любви, и эта сильная любовь так могущественна, что позволяет его сознанию проникать сквозь материальную сферу и входить в духовную». (Вишнуджана Свами комментирует бхаджан «Йе анило према-дхана»)
Нектар джапы
«Поэтому джапа предназначена для индивидуальной практики сознания Кришны. На какое-то время, по крайней мере, на два часа в день, вы прекращаете внешнюю деятельность. Вы понимаете? Вы прекращаете внешнюю деятельность, осознавая, что «я имею дело с Кришной». Если я совершаю оскорбления в мыслях, ну вот святое имя прямо на моих губах; Господь прямо здесь, и Он свидетель. Вы можете легко одурачивать меня, когда мы занимаемся повседневной деятельностью, если вы похотливо смотрите на девушку или что-то другое. Это легко, понимаете. И если я застал вас за этим занятием, вы можете подумать: «О, Вишнуджана поймал меня», — или как-то иначе. Но сложность в том, что вы не осознаете, что имеете дело с Кришной. Поэтому, один из прекрасных аспектов джапы – это то, что она заставлять вас осознать, что «когда никого нет рядом, и я повторяю Харе Кришна, я имею дело с Кришной. И если я не делаю это правильно, значит, я оскорбляю Господа». И причиняю вред я только себе. Я не могу принести вред Вишнуджане, не могу причинить вред тому или этому. Понимаете? Я не могу оскорбить их, все, что я могу сделать – оскорбить Бога и самого себя. Поэтому, это уединенное повторение джапы также рекомендовано. Джапа повторяется индивидуально. Иногда Я вижу преданных, практикующих совместную джапу. Нет, джапа — метод индивидуальный. Мы повторяем два часа. Так попытайтесь использовать это время с максимальной пользой…» (Вишнуджана Свами. Лекция по «Бхагавад-гите» 4.36, г.Сент-Луис, 27 марта 1973 г.)
Танцевать ликующе
«Другими словами, следует танцевать перед Божеством очень ликующе, даже если у вас нет ни одного из признаков экстаза, а именно: слез из глаз, дрожания в теле. Все равно вы должны танцевать перед Божеством по указанию духовного учителя. Не следует думать: «Пока я не стану достаточно возвышен, я не стану танцевать перед Божеством». Нет, необходимо последовать указанию духовного учителя, желанию духовного учителя и танцевать очень ликующе и красиво перед Божеством. И это увеличит ваш энтузиазм в преданном служении. Если вы стоите в стороне и не танцуете, тогда у вас не сможет появиться желание присоединиться к киртану, отбросив всякие мысли о времени, пространстве, обстоятельствах и т.п. Когда вы погружаетесь в киртан — это хорошо. Если вы чувствуете, что это пение может продолжаться и продолжаться и продолжаться — это самое лучшее». (Вишнуджана Свами. Майяпур, Индия, 3 апреля 1975 г.)
Кришна Мангала дас. 2006 г.