Вишнуджана Свами «Легенда ИСККОН»

Вишнуджана Свами "Легенда ИСККОН"

Легенда ИСККОН

или

Славные деяния Вишнуджаны Свами

В пределах прекрасного и сладкого мира Сознания Кришны есть души, чья сила и обаяние привлекают наши сердца, и мы естественным образом хотим служить им. Такова была трансцендентная природа Вишнуджаны Свами. Воспоминания о его жизни заставляют вас думать о Радхе и Кришне и о том, как прекрасны Их преданные.

Он танцевал и пел на улицах городов, подобно трансцендентному безумцу, олицетворяя движение санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху, воодушевлено помогая Шриле Прабхупаде приносить в этот мир сознание Кришны, вдохновляя и навсегда очаровывая сердца преданных.

.

Часть первая.

«Его пение привлечет весь мир» (Шрила Прабхупада) 

Рождение нового Вайшнава

2 июня 1948 года в г.Сан-Хосе, Калифорния (США), в набожной итальянской семье родился мальчик, которому дали имя Марк. Получив традиционное католическое образование, он с раннего детства проявил интерес к музыке и вскоре начал играть на гитаре.

В 1965 году, в возрасте шестнадцати лет, он оставил среднюю школу и семью и переехал в Сан-Франциско, в Хэйт-Эшбери, район, облюбованный хиппи. Его интересы: музыка, психоделические вещества, каббала, мистицизм, астрология, таро и восточная философия. Живя со своей подругой и ее маленькой дочерью, он создал музыкальную группу. Он репетировал в подвале, продавал на улицах сделанные собственноручно флейты, посещал собрания каббалы, по вечерам приходил на процессию хиппи вокруг Хэйт-Эшбери и танцевал со свечами в парке, носил длинные волнистые волосы, и часто его можно было увидеть в халате еврейского мистика.

В 1966 году двое преданных Кришны остановились в комнате на нижнем этаже дома, где жил Марк с подругой, и он познакомился с восхитительной вегетарианской духовной пищей. Вместе со своим другом Томом, Марк периодически жил в общине «Ранчо Утренняя звезда» недалеко от Сан-Франциско. Иногда он посещал музыкальные медитации вокруг вечернего костра, в которых часто пели Харе Кришна. В возрасте шестнадцати лет Марк вступил в брак и впервые посетил храм Радхи-Кришны на Фредерик-стрит 518. Когда у них родился ребенок, Марк сам принимал роды распевая Харе Кришна. В этом же году он ушел из группы, играющей психоделическую музыку, которая впоследствии стала знаменитым «Джефферсон Эйрплейн» (Jefferson Airplane).

В 1967 году у Марка начались серьезные духовные искания в Сан-Франциско. Он посещал различные медитативные группы, начал регулярно посещать храм Радхи-Кришны и вскоре вместе с близким другом Томом переехал в него.

Ямуна даси: «С того дня, как он пришел в храм, он полюбил его и сразу же привлекся сознанием Кришны. Некоторые люди приходят и, просто увидев Кришну, хотят остаться. Некоторые преданные, пройдя через ворота храма, продолжают с того места, где они остановились в прошлой жизни. Они — дома. В случае с Вишнуджаной в течение буквально нескольких дней стало ясно, что он находится там, где должен пробыть всю свою жизнь…»

Сарадия даси: «Живя в храме, он был всегда полон энтузиазма, он всегда искал какое-нибудь служение».

24 марта 1968 года Шрила А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупада решил дать духовное посвящение новым ученикам, которые прожили в храме Радхи-Кришны в Сан-Франциско в течение месяца, Марку и Тому. Так ранним весенним утром в пасхальное воскресенье в этом мире появились Вишнуджана дас и Тамал Кришна дас.

Прабхупада вручил четки, говоря: «Твое имя — Вишнуджана дас. «Вишнуджана» означает «тот кто служит преданным Господа». Харе Кришна». В храме раздались одобрительные возгласы новому Вайшнаву, принявшему четки и предлагающему поклоны его вечному духовному учителю. Шрила Прабхупада начал огненное жертвоприношение. Он лил топленое масло в огонь, и маленький огонек быстро превратился в яркое пламя.

Опьяненный святым именем

Когда весной 1968 года храм Сан-Франциско начал испытывать финансовые трудности, Вишнуджана, радостно расхаживая по улицам делового центра города Сан-Франциско, продавал деревянные флейты, вырезанные им, отдавая весь доход храму Радхи-Кришны. Он часто вел киртаны, давал лекции и показывал кукольные представления в храме, привлекая людей своей открытостью и простотой.

Пушкар дас: «Впервые я увидел Вишнуджана, когда он давал воскресную лекцию на Фредерик-стрит. Он носил клетчатую рубашку, которую заправлял в дхоти. Он говорил очень интересно. В какой-то момент он сказал: «Я регулярно приходил в храм и затем понял, что я живу среди святых». Меня поразило то, что люди, живущие среди нас, могли быть святыми. Я подумал: «Это восхитительно – он живет со святыми!»

Тогда же, в апреле, Вишнуджана стал петь Харе Кришна на улице. Он пел и играл на тамбуре в деловом центре города Сан-Франциско. Эти преданные стали первой группой санкиртаны, которая начала петь и танцевать в трансцендентном экстазе каждый день и вечер на улицах города и в храме.

В январе 1969 года, находясь в Лос-Анжелесе, Шрила Прабхупада регулярно обучал преданных всем стандартным песням ачариев-вайшнавов. Эти песни входили глубоко в сердце Вишнуджана, становясь его жизнью и душой. Шрила Прабхупада, желая поощрить его, предложил дополнительно обучить его игре на фисгармонии. Для каждого бхаджана Прабхупада дал Вишнуджане отдельный урок на фисгармонии.

Видя музыкальный талант Вишнуджаны, Прабхупада однажды дал ему слова песни Нароттамы даса Тхакура «Вриндавана-рамья-стхана», и просил его сочинить приятную мелодию для нее. На следующий день Вишнуджана сообщил своему духовному учителю, что он уже сочинил мелодию для песни и спел ее для Шрилы Прабхупады в его комнате. Послушав бхаджан, Прабхупада остался очень доволен. Он поблагодарил его за красивую мелодию и попросил сочинять мелодии для воспевания преданными.

Мадхудвиша дас: «Его голос был так очарователен! Вишнуджана мог петь час, другой, третий… Я думал, что хочу быть похожим на этого преданного. Я хотел тоже когда-нибудь петь, как он. Он был всегда очень добрым и теплым. Это было его отличительной чертой. Он заставлял вас чувствовать себя легко и непринужденно. Он заставлял вас чувствовать себя другом. Он разрушал все барьеры. Когда он говорил, в его речи не было никакого притворства. Вишнуджана был опьянен киртаном. Он выходил на весь день с долгим киртаном, возвращался в храм и начинал петь бхаджаны для Божеств. Затем он вел церемонию арати. Он был искренне опьянен святым именем».

Гунамайи даси: «Вишнуджана обладал удивительной мистической силой пения. Оно отличалось от других, это даже невозможно описать словами. У него был небесный голос».

Так как киртан предполагает ходьбу, Вишнуджана играл на мриданге. Ему приходилось надевать перчатки, чтобы защищать свои руки, поскольку после трех-четырех часов непрерывной игры они начинали кровоточить. Но он просто продолжал петь весь полдень, ударяя непрерывно по барабану как будто в трансе. Даже когда лил дождь, он продолжал пение и преданные пели вместе с ним.

Время от времени он прекращал пение и проповедовал толпе. От него исходило праздничное настроение в противоположность тому месту, где они находились, — деловому центру Лос-Анжелеса, — но из-за присутствия святого имени атмосфера немедленно одухотворялась.

Преданные, по крайней мере, некоторое время в день распространяли журнал «Обратно к Богу», но Вишнуджана просто пел весь день. Всякий раз, когда он прерывался на отдых, чтобы распространять журналы, настроение киртана пропадало и преданные всегда просили его петь. Распространение шло намного легче, когда он пел.

Тамала Кришна был организатором первых больших киртанов в Лос-Анжелесе, которые вел Вишнуджана. Но Тамала также хотел, чтобы каждый выходил и собирал деньги. Вишнуджана никогда этого не делал. На самом деле его не интересовали деньги, он хотел только вести киртан. Когда приехал Прабхупада, Тамала пошел пожаловаться: «Вишнуджана не собирает пожертвования. Шрила Прабхупада, он хочет только петь». Прабхупада откинулся назад и улыбнулся: «Да, он достиг освобождения просто воспевая». Это было концом плана Тамала заставить Вишнуджана собирать деньги.

Вишнуджана Свами пел восемь, а иногда больше, часов каждый день на улице и в храме. Он вдохновил тысячи людей принять сознание Кришны, часто просто благодаря пению святых имен Бога. Когда Шрила Прабхупада услышал в храме Лос-Анджелеса его пение, он сказал: «Я гуляю по Вайкунтхе. Я гуляю по Вайкунтхе. Я гуляю по Вайкунтхе!»

Каушалья даси: «Если бы не Вишнуджана, я, наверное, отказалась бы выходить на уличную санкиртану. Он всегда превращал ее в веселье. Мы клали большой восточный ковер на Голливудском бульваре, и он позволял мне сидеть там, играть на тамбуре и петь. Мы все танцевали и жгли благовония. Вишнуджана занимался постановкой всего этого… Он был замечательным, теплым, по-настоящему приятным человеком, очень глубоким, очень неземным, а также веселым и полным жизни. Он входил в комнату и как будто освещал все вокруг».

Шилавати даси: «Это было невероятно, сколько энергии в нем было. Он был неутомим, мог вести киртан часами, весь день: уходил утром и возвращался лишь под вечер. Иногда, уже уложив брахмачари спать, он поднимался: у кого-то могли появиться проблемы. Он также заботился о женщинах, потому что никто не хотел связываться с ними. Мужчины не хотели с ними связываться. Если у них были проблемы, он просто садился и говорил с ними. И это совсем не было подозрительно… Он пел весь день напролет, все время…»

В воскресное утро Вишнуджана вел преданных в парк Гриффит. Он брал с собой пару кукол и свою мридангу. В парке пение притягивает много народа. Вишнуджана танцевал и пел, уговаривая каждого включиться в киртан. Сотни людей собирались, чтобы посмотреть на поющих и танцующих преданных. Танцующие брались за руки и кружились в восторженном танце…

Вишнуджана заканчивал киртан, обращая всеобщее внимание на большое изображение Шрилы Прабхупады и говоря: «Он пришел на планету Земля, чтобы учить нас, как войти в царство Бога. Если мы хотим полностью оценить нектар трансцендентного плода, тогда мы должны узнать о создателе этого плода, Всевышнем Господе Кришне. Чем больше вы любите Кришну, тем больше Он отплатит за вашу любовь и отправит вас в духовное царство, обратно домой». После небольшого выступления Вишнуджана выносил кукол. Они выглядели очень красиво, одетые в яркие цветные одежды из шелка и атласа, украшенные драгоценностями. Первое представление было о том, как Радхарани и гопи искали Кришну. Вишнуджана проходил кругом с куклами, выражая настроение каждого персонажа разными голосами и выражениями лица так безупречно, что они казались живыми. Он двигался назад и вперед между персонажами, полностью очаровывая зрителей. В другом представлении Вишнуджана использовал других кукол, показывая историю о Кришне и Бакасуре, демоне-аисте. Зрители основательно развлеклись, слыша свирепый голос Вишнуджана, изображавшего страшного демона. Все были восхищены и удивлены тем, что все роли он исполняет один.

В конце выступления Вишнуджана использовал кукол, чтобы пригласить всех посетить особый фестиваль и «Праздник любви» в храме Харе Кришна. К тому времени, когда преданные собирались оставить парк, многие люди также готовы уехать с ними…

Махатама дас: «Когда я впервые встретил его, я понял, что должен стать преданным. При встречи с такими людьми, как он, это становится легким и привлекательным. У него была сильная привязанность к пению святого имени, что особенно привлекало людей. Это было почти как гипноз. Его привлекательность была полностью духовной. Он находился на духовном уровне. Просто его присутствие заставляло людей желать присоединиться к сознанию Кришны».

Блаженный Свами

20 июля 1970 года, Вишнуджана дас в возрасте двадцати двух лет получил посвящение в санньясу, переходя в отреченный уклад жизни, предав себя в полное распоряжение Шриле Прабхупаде. С этого времени новый монах-санньяси начал свои трансцендентные путешествия: Бостон, Нью-Йорк, Детройт, Маями и др. Проводя программы в университетах, воспевая святое имя в деловых центрах городов, в парках, он основывал центры Харе Кришна там, где останавливался.

Виласа дас: «Вишнуджана был замечательным человеком. Он был похож на полубога. Его лекции были очень интеллектуальны и вдохновляли каждого. Любовь всегда исходила от него и все чувствовали себя счастливо в его обществе».

Гауридаса Пандит дас: «Когда я увидел Вишнуджана, его лицо просто светилось. Я никогда прежде не предлагал поклоны, а тут Свами предложил поклоны мне! Говорил о смирении… Он пел бхаджаны до полуночи в храме, потому что каждый раз, когда он останавливался, преданные просили его петь еще… Все, с чем он соприкасался, становилось золотом. Его пение, его речи, прасад, приготовленный им, и его поклонение Божествам были полны преданности такой степени, что это вдохновляло всех, кто был настолько удачлив, соприкоснувшись с ним».

В августе 1971 года, находясь в г.Сан-Антонио, штат Техас, Вишнуджана искал новые пути представления сознания Кришны. Когда он помыслил о передвижном храме, Кришна предоставил ему автобус. Большой, старой модели, пропановый автобус с закругленными краями и небольшими старомодными окнами. Вишнуджана превратил этот простой городской автобус в передвижной храм. Он привел в порядок сидения и отлакирал деревянные панели внутри. Затем он вскрыл лаком потолок и подбросил серебренные искринки вверх так, что они прилипли к влажному лаку, создавая эффект звездного неба. Вишнуджана потратил много времени, украшая интерьер, чтобы он стал похожим на храм в индийском стиле. Снаружи автобуса было прикреплено два панно красного цвета, с надписью «ВИШНУДЖАНА СВАМИ» большими белыми буквами с обеих сторон, сопровождаемое меньшим «Бхакти-Йога-Мобиль» с психоделическими рисунками.

С Вишнаджаной Свами случилось в дороге много необыкновенных приключений. А однажды Вишнуджана получил необычное приглашение. Его просили дать специальную программу для обитателей тюрьмы округа Бексар вблизи Сан-Антонио. С воодушевлением, вызванным возможностью проповедовать, Вишнаджана пригласил всех прихожан храма сопровождать его. Преданные встретились в крошечной храмовой комнате и она битком набилась гостями и преданными, в нетерпении ожидающими возможности петь святые имена для заключенных.

Вишнуджана поднимал настроение каждому оживленным киртаном в квартире, затем киртан перешел на улицу и в автобус. Садясь в автобус, Вишнуджана продолжал интенсивный киртан, играя на своей фисгармонии, словно безумец. В то время как автобус маневрировал по городским улицам, киртан продолжался не ослабевая, приводя всех в состояние полного блаженства.

Тюремная охрана была извещена, что Вишнуджана Свами приедет рассказать заключенным о религиозной жизни. Но они были удивлены, увидев большой красный автобус «Бхакти-Йога-Мобиль», заполненный сорока гостями, сопровождающими Вишнуджану с буйным киртаном в полном разгаре.

После того, как процедурные формальности были завершены, охрана отвела Вишнуджане и его сорок сопровождающих в степенную часовню, где на столе установили микрофон. Вишнуджану инструктировали о том, что программа будет передаваться по радио, подобно радиопередаче. Вишнуджана обратится к заключенным из часовни, и его разговор будут слушать в каждой камере учреждения через селекторную систему. Вишнуджана сел перед микрофоном и начал говорить.

Заключенные были слушателями поневоле. Вишнуджана прочитал невероятную лекцию. «Вы думаете, что вы находитесь в камерах. Вы думаете, что вокруг вас стены и преграды, но мы все имеем преграды. Наши преграды — наши чувства. В действительности — вы в тюрьме вашего тела…»

Затем он говорил о любви. «Кришна — Высший Возлюбленный. И когда вы выйдите отсюда, возможно, вы захотите посетить церковь. Это хорошо. Мы не посещаем церковь, мы, представьте себе, живая церковь. Мы — церковь. Когда вы выйдите отсюда, приходите и посмотрите на нас».

И они приходили! В течение многих последующих месяцев первое, что делали осужденные после освобождения, — искали людей из Харе Кришна.

Они передавали его голос на четыре этажа тюрьмы. Он пел на нижнем этаже, играя на фисгармонии, и вся тюрьма пришла в неистовство. Внезапно вот этот святой, который пришел поговорить с ними своим хриплым голосом о любви, говоря, как это замечательно, запел. Они пришли в неистовство, стали трясти двери своих камер и кричать. Вся тюрьма начинала сходить с ума, и охранники немного заволновалась. Вишнуджана имел потрясающую силу.

Он провел убийственный киртан. У него не было мриданги, но кто-то принес там-там. Он играл на там-таме и затем переключался на фисгармонию. В часовне также был орган, и он играл и на нем… Каждый громкоговоритель в тюрьме разрывался. Киртан был слышен даже на улице. Тюремным властям понравилась программа и заключенным также. Они захотели, чтобы заключенные читали «Бхагавад-гиту».

.

Часть вторая.

«Когда он повторял джапу – это было подобно молитве. Он повторял ее, как будто молился. Преданные переставали повторять джапу и слушали, как повторяет он. Потому что это было так прекрасно» (Ваясаки дас) 

Странствующие фестивали

В январе 1972 года Вишнуджана оставил Техас для того, чтобы присоединиться к группе путешествующих преданных «Странствующих Фестивалей», и превратил их в «Трансцендентную рок-оперу», путешествующую по всем Соединенным Штатам.

Он передвигался в автобусе с Шри Шри Радха-Дамодарой, Божествами путешествующей группы «Странствующих Фестивалей», через всю страну, проповедуя и воспевая славу замечательного движения сознания Кришны. Группа стала известной как знаменитая «Путешествующая Группа Санкиртаны Радха-Дамодара».

Вишнуджана Свами путешествовал по городам, паркам, колледжам, школам и фестивалям в Соединенных Штатах с небольшой группой преданных в трансцендентном автобусе, открывая замечательные духовные фестивали. Результатом визитов группы Радха-Дамодары стало то, что к движению сознания Кришны присоединялось все больше новых преданных. Разраслась и сама группа путешествующей санкиртаны.

У Вишнуджаны Свами была прекрасная дикция, которую украшали безупречные грамматика и словарный запас. Его речи были настолько хороши, что вы могли предположить, что он готовил их заранее. Но нет, это был обычный стиль его разговора. Он трогал членов группы своей простой и честностью, и все они были готовы пойти в огонь ради него.

Бхакта дас: «Он был всегда полон любви. У всех было такое впечатление. Он никогда не думал только о себе. Его мысли были всегда о служении и благе других. Вы чувствовали себя очень защищенным, когда были рядом с ним».

Ришабхадева дас: «Я спал рядом с ним. Он сказал, что любит, когда кто-нибудь будит его, касаясь его плеча и повторяя “шри-кришна-чайтанья прабху нитьянанда…” Так у меня появилась эта обязанность. Я будил его, касаясь его плеча, и пел мантру. Он просыпался с улыбкой. Точно так же, как облако тумана поднимается от земли, он поднимался: “А-а-х-х, новый день”».

Вишнуджана Свами обладал мягким сердцем. И он молился о том, чтобы отдать его служению лотосоподобным стопам гуру и Шри Шри Радхе-Кришне. Всех очаровывало в нем то, что его настроение преданности было непритворным, естественным.

Путешествующая группа санкиртаны «Радха-Дамодара» развивалась в своей миссии проповеди. Сначала Махараджа делал упор на проповеди в университетах. Он пытался сделать более чистую и простую версию «Дорожного шоу». Вместо рок-группы была сформирована группа бхаджанов с Рикшараджой, Вишнудаттой и Хасьяграми. Вместо психоделических цвето-шоу, проецирующих на стены и потолок всплески и круговороты цвета, Махараджа показывал слайд-шоу о движении Харе Кришна и комментировал его. Затем он начинал киртан, тем самым заставляя аудиторию петь и танцевать.

Чайтанья даси: «Мне больше всего запомнилось, что он был очень трансцендентным. Он мог вести киртан долгое время и, казалось, что для этого у него был свой неиссякаемый источник энергии. Он изумительно играл на мриданге и пел, его глаза всегда были закрыты. Казалось, что он уходил в транс, в совершенно другой мир. При этом казалось, что его стопы не касаются земли, что он парит над ней».

Параллельно с проповедью в университетах Махараджа начал проповедовать на ярмарках в разных штатах. В Америке 50 штатов и каждый из штатов имеют свою выставку-ярмарку. Выставки проходят в каждом штате поочередно, т.е. не совпадают по времени.

 Вишнуджана Свами и преданные в конце 1973 года прибыли в Феникс на ярмарку штата Аризона. Среди ларьков и киосков, продающих разные вещи, место, где расположился «Трансцендентный киоск Кришны», было похоже на ворота в духовный мир, поскольку Вишнуджана и преданные участвовали на ярмарке как «Индийский магазин». Благовония, одежда, плакаты и красиво расставленные книги Шрилы Прабхупады, несколько преданных, поющих на заднем плане…

Часть преданных проповедовали на ярмарке, а Вишнуджана Свами пел на улицах Феникса. Днем три очень привлекательные девушки-христианки бродили вокруг «Трансцендентного Киоска». Девушки сказали преданным, которые были холостыми парнями, что они хотят поговорить о Боге. Сухотра дас говорил с ними о сознании Кришны, но его раздражало их поведение. Миловидные девушки действовали больше, чем по-дружески, и просили преданных выйти из кабины, чтобы пойти куда-нибудь помолиться. «Я — брахмачари и мне предписано не иметь никаких дел с девушками», — объявил Сухотра. Девушки, кажется, обиделись, но все же продолжили бродить вокруг. Через некоторое время пришел Вишнуджана Свами, приводя в восхищение преданных, и девушки сразу же начали говорить с Вишнуджаной Свами, жалуясь на плохое отношение к ним парней-преданных. Они просили его, чтобы он пошел и помолился с ними. Вишнуджана сказал, что он очень удивлен отношением преданных. Отойдя к соседнему газону перед киоском, они все стали на колени на траву. Вишнуджана Свами и три девушки по очереди каждый произнесли молитву. Девушки остались удовлетворенными этим, простились, улыбаясь, а Вишнуджана Свами возвратился в «Трансцендентный киоск».

Дравинакша дас (водитель Вишнуджаны): «Мы пели, а потом он немного говорил о Кришне. Однажды один христианин приехал на велосипеде и принялся надоедать всем, просто вопить и надоедать. Там была целая толпа народу, и Вишнуджана сказал: «Простите! Простите! Могу я вас спросить кое о чем?» Мужчина успокоился и ответил: «Да, о чем?» Вишнуджана сказал: «Ничего, если я буду одеваться так, как хочу? Мне нравится одеваться вот так, в дхоти и курту. А вам, может, нравится носить джинсы. Это ничего?» Мужчина ответил: «Да, ничего». Вишнуджана продолжил: «У меня есть свой определенный стиль музыки, мне нравится петь. Мне нравится петь Харе Кришна и эта мелодия, и вам может нравится что-то другое. Это ничего, что мне нравится петь то, что мне нравится?» Мужчина ответил: «Да, ничего». Толпа прислушивалась, с интересом наблюдая, что же случится дальше. И тогда Вишнуджана сказал: «У меня есть много друзей, и мне нравятся эти друзья, я уверен, что у вас тоже есть свои друзья. Это ничего, если я буду с теми людьми, с которыми хочу быть, и вы будете с теми людьми, с которыми вы хотите?» И мужчина ответил: «Да, ничего». Вишнуджана сказал тогда: «Это ничего, если вы уйдете?» Мужчина сел на свой велосипед и уехал. Толпа ликовала, аплодируя. Вишнуджана в очень мягкой форме, но все же преподал ему урок».

Однажды Вишнуджана Свами в продовольственном магазине купил газету и открыл страницу раздела о погоде, на которой показана карта Соединенных Штатов. Выбрав самое холодное пятно в северных штатах, он объявил: «Мы отправляемся туда. Мы пойдем туда, потому что там еще не было преданных». Вишнуджана позаботился о том, чтобы преданные подготовили теплую одежду для холодной погоды.

Они добрались до Вермонта. Погода была ужасная. Вишнуджана Свами и преданные приехали затемно. На следующее утро Вишнуджана Свами решил: «Мы все равно должны принять омовение». Преданные зашли в ванну и увидели, что там все покрыто льдом. Замершие, они пулей вылетели оттуда. «Я думаю, мы не сможем принять душ», — сказал один преданный. «Шрила Прабхупада сказал, что мы должны принимать душ каждое утро», — объяснил Вишнуджана. Он завернулся в гамчу и стал собирать снег горстями. Он обтерся снегом, вытерся полотенцем и сказал: «Ну, вот и хорошо, снежное омовение!»

В марте 1974 года Вишнуджана Свами впервые поехал в Индию. Он посетил Калькутту и Майяпур. Охваченный блаженством, он путешествовал в Бенгалии по священной реке Ганге на лодке в течение сорока дней с остановками во множестве мест паломничества. В Калькутте он собрал многочисленные индийские музыкальные инструменты, чтобы привезти в Соединенные Штаты. Там были такие замечательные инструменты, как эсрадж и cантур.

Удивительная любовь к Радхе-Дамодаре

Махараджа очень любил Божества путешествующей группы Шри Шри Радху-Дамодару. Следующие истории иллюстрируют это.

Однажды в четыре часа утра он готовил Их Светлостей к мангала-арати. В то время они находились где-то на юге, где зимы обычно умеренные. Но этим утром было ужасно холодно. И в автобусе не было никакого обогрева. Было так холодно, что пальцы Махараджи не слушались. Когда он вышел из-за бархатных занавесок, за которыми находились Божества, он выглядел очень несчастным. «Так холодно, что я не могу управлять своими руками, чтобы служить Их Светлостям». Он очень переживал, но жаловался не на то, что ему было холодно, а на то, что из-за холода он не может служить. Это было проявление его любви.

В начале он сам непосредственно служил Божествам. Позднее, когда Шри Галим присоединился к группе, они разделили обязанности пуджари между собой.

Однажды утром, когда Махараджа закончил купать и одевать Божества, он вышел из-за занавесок в полном блаженстве. Ликуя, он произнес: «Их прекрасные формы словно выжжены в моем уме!»

Однажды он взял прасад от Божеств, это были расгуллы. Держа в руке круглую белую молочную сладость, он спросил: «Мои дорогие расгуллы, вы появились, чтобы разбить мое сердце?»

Еще один случай был в Маями. Шри Валлабха зашел в автобус через ход, ведущий в кухню, чтобы стащить маха-сладости. Бхакта Марти (Бхакти Вишрамбха Мадхава Свами) в то время был помощником на кухне. Чтобы добраться до сладостей, Шри Валлабха грубо обошелся с ним, и Марти позвал Махараджу на помощь. Очень сердитый, Махараджа выпрыгнул из передней двери автобуса и погнался за Шри Валлабхой. Убегая, тот запихивал сладости себе в рот. Вид Шри Валлабхи был настолько забавен, что гнев Махараджи тут же испарился, он ничего не смог поделать, кроме как рассмеяться. Но позже, всякий раз вспоминая об этом инциденте, Махараджа сравнивал Шри Валлабху с разными демонами из «Книги о Кришне».

В конце 1974 года Тамал Кришна Махараджа приехал из Индии, чтобы объединиться со своим старым другом с «Ранчо Утренней звезды». После этого, постепенно, группа «Радха-Дамодара» расширилась с одного автобуса до трех, и, наконец, до дюжины.

Брахма дас: «В 1975 году странствующая проповедническая группа «Радха-Дамодара» посетила Сан-Франциско. Я тогда жил в брахмачари-ашраме. В первый же день приезда автобуса я столкнулся с поющим в душе Вишнуджаной Махараджей. Все знали Вишнуджану Махараджу и любили его. Стиль его пения обладал способностью переносить человека сразу же на Вайкунтху.

Я зашел в ванную комнату и Вишнуджана сразу узнал меня и спросил: «Брахма, что ты делаешь в Сан-Франциско, ты знал, что я хотел поставить тебя во главе одного из новых автобусов?»

Я был шокирован его вопросом, ведь я был в движении всего три коротких года, и мне было тогда всего-то двадцать два года. Естественно, что человек, стоящий во главе автобуса Радхи-Дамодары, должен быть намного опытнее и зрелее, чем я. Когда мое эго и ум оправились после такого потрясения, я спросил Вишнуджану Свами о том, что я должен делать в случае, если я буду во главе автобуса. Под шум душа Вишнуджана Махараджа драматично обрисовал мне всю картину в ярких красках. Он сказал: «Ты будешь пауком». «Пауком?» — озадаченно повторил я.

«Да», — было мне ответом. — «На фестивале Радха-Дамодара плетут свои сети, питаясь пением святых имен Бога, а разные обусловленные души становятся жертвами этих сетей. Как паук, ты должен будешь выискать те души, которые можно поймать в сети и которые готовы отдать свои жизни Радхе-Дамодаре. Эти подходящие души ты должен будешь перевезти в свою берлогу на автобусе и превратить их в новых, ослепительных бхакт для Кришны и Прабхупады». Затем он развел руки, державшие душ, и, пока вода каскадом лилась ему на голову, он запел: «Радха-Дамодара ки — джайа!»

Не стоит даже говорить, что я был ошеломлен экстатическим представлением Вишнуджаны и той картиной, которую я нарисовал в своем уме. Я не мог произнести ни слова, в течение полминуты Вишнуджана Свами перевернул мой мир вверх ногами, и я начинал всерьез верить, что Прабхупада и Радха-Дамодара хотели, чтобы я стал «пауком» на автобусе путешествующей санкиртаны.

Такова была сила удивительной любви Вишнуджаны Свами к Радха-Дамодаре».

Однажды поздно вечером автобус группы «Радха-Дамодара» приехал в один из городов штата Техас, где большинство населения составляли пенсионеры.

С утра преданные забегали между общественными душевыми и автобусом, торопясь привести себя в порядок перед мангала-арати. Во время арати от прыжков и танцев тридцати преданных автобус стал вибрировать, подобно океанскому белоснежному лайнеру, раскачивающемуся на морских волнах.

Вдруг свет, освещающий алтарь, погас. Из открытых окон автобуса неожиданно появились два дула дробовиков. Присутствие оружия заглушило киртан.

Из открытого окна послышался гневный голос: «Эй вы, сумасброды! С вами говорит управляющий. Я даю вам 5 минут, чтобы вы убрались из этого города!»

Тамал Кришна Госвами вышел из автобуса: «Что это значит?»

«Я скажу тебе, что это значит!» — послышался раздраженный ответ. С дулом, указывающим прямо на Тамал Кришну Госвами, управляющий стал браниться. «Здесь живут скромные, приличные люди. Чем вы тут занимаетесь посреди ночи? У одной старой дамы была бессонница, и она посмотрела в окно и увидела лысых марсиан в оранжевых простынях. У нее началась истерика, и она вызвала полицию. И теперь я даю вам 5 минут, чтобы вы убрались отсюда, пока я еще держу себя в руках».

Без дальнейших дискуссий преданные собрались так быстро, как только могли, и автобус, выпустив большое черное облако выхлопа, двинулся прочь от этого места.

Вишнуджана был в бешенстве оттого, что арати Радхе-Дамодаре было нарушено.

Когда автобус уже был в пустыне Невада, пересекая границу Калифорнии, он, посмеиваясь, сказал Тамал Кришне Госвами: «Материалисты сумасшедшие. Два года назад во Флориде мой старый автобус окружили полицейские машины. Они получили жалобу, что я держу двух детей пленниками и пытаю их огнем. Оказалось, что одна пожилая дама увидела меня через боковое стекло предлагающего лампаду Радхе-Дамодаре и поняла все неправильно. Мне пришлось позволить полиции зайти в автобус и убедиться, что Радха-Дамодара не дети из плоти и крови. Господь Дамодара — непослушный мальчик и любит устраивать проблемы своим преданным. Но эти проблемы — форма Его особой милости, делающей нас полностью зависимыми. Я всегда молюсь Господу Дамодаре, как царица Кунти: «Пожалуйста, пусть ко мне приходит больше проблем, чтобы я никогда не забывал о Тебе».

Таинственное исчезновение

Падмапани дас: «В марте 1976 года преданные отправились на самолете Боинг 747 через Америку в Индию на ежегодное весеннее паломничество и фестиваль. Вишнуджана Свами вел мангала-арати по двухсторонней связи, пока летел над Атлантическим океаном. Когда самолет попал в турбулентные потоки, преданные запели молитвы Нрисимхе, моля о защите. Вишнуджана Свами был нашим бесстрашным духовным братом, и все преданные любили его. Его присутствие в наших жизнях давало нам силу и объединяло нашу семью под защитой и руководством нашего любимого духовного учителя Шрилы Прабхупады».

Во время майяпурского фестиваля в Индии Вишнуджана Свами таинственным образом исчез из наших жизней.

*   *   *

Сухотра Свами: «Относительно исчезновения Вишнуджаны Махараджи я не знаю, что случилось. Несколько лет тому назад я спросил Е.С. Тамал Кришну Махараджу, есть ли у него какие-нибудь соображения по поводу судьбы Вишнуджаны Махараджи. Он сказал мне довольно ясно, что нет. Есть рассказ, которому широко верят в ИСККОН, что Вишнуджана Махараджа оставил тело в Аллахабаде, утопившись в Тривени. Я думаю, что Е.М. Ваясаки Прабху представляет этот рассказ в конце своей «Радха-Дамодара виласы». Но Е.С. Тамал Кришна Махараджа сказал мне лично, что он тщательно исследовал этот случай в течение долгого времени и не смог раскрыть никаких доказательств в поддержку сценария Тривени. Все, что я знаю, — это то, что Вишнуджана Махараджа исчез из этого мира. Несмотря на легенду ИСККОН, как он в действительности исчез, кажется, чистая тайна.

Я считаю, что Вишнуджана Махараджа, хотя и не обладал сиддхами, все же достиг совершенства. В 80-е годы я видел сон, который подтверждает мое мнение.

Под ярким синим небом я увидел стриженую лужайку, которая простиралась во всех направлениях до горизонта. На некотором расстоянии от меня находился огромный белый храм. Я направился к храму и, подойдя, стал подниматься по широкой мраморной лестнице, ведущей к красиво украшенной арками площадке. Пройдя половину лестницы я заметил сидящего садху. Это был Вишнуджана Махараджа. Он тепло улыбнулся мне и сказал: «Здесь так замечательно! Когда ты присоединишься ко мне?»

В пределах прекрасного и сладкого мира сознания Кришны есть души, чья сила и обаяние привлекают наши сердца…

Кришна Мангала дас.  Май 2005 г.