Зарисовки к портрету Вишнуджаны Свами #5

Зарисовки к портрету Вишнуджаны Свами #5

В повествовании о Вишнуджане Свами в книге «Святые ИСККОН» существует одна сюжетная линия, которая не была мной в полной мере раскрыта. Она прослеживается в вышедшей гораздо позднее книге Вайясаки прабху «Радха-Дамодара-виласа. Том 2» (пока только на английском).
Для своей книги помимо прочего материала я использовал дневниковые записи Сухотры Махараджи, которые, кстати, похоже не вошли в книгу Вайясаки прабху. Вишнуджана Махараджа был творческим, утонченным, чутким человеком. Сухотра Махараджа, проживший долгое время с ним в автобусе, делился, что обратной стороной его творческой личности было то, что он порой мог испытывать эмоциональное угнетение. Я отметил это в своей книге. Помню, как специально погружался в этот вопрос: как личность такого уровня может испытывать подобное (но это другая тема). В конечном итоге, внутреннее угнетение и привело Вишнуджану Махараджу к тому выбору, который он сделал (подробности в книге «Святые ИСККОН»).
Так вот о сюжетной линии, которая раскрывает одну из сторон его изменения настроения от беззаботной блаженности до глубокой задумчивости и неудовлетворенности к моменту его исчезновения в 76 году.
Махараджа был открытый и теплый, но все же немного одиночка, время от времени пребывающий наедине с самим собой и не особо открывающий своих мыслей окружающим. Он вел дневник, где их фиксировал, но не с кем им не делился.
С приходом в группу «Радха-Дамодара» Тамал Кришны Махараджи акцент группы сместился с фестивального настроения проповеди через пение святого имени на улицах на приумножение новых преданных, сбор денег и распространение книг. Дошло до того, что порой Махарадже не кому было подыгрывать на его экзотических музыкальных инструментах — Тамал Кришна Госвами отправлял всех на санкиртану и сбор денег. Количество пения на улицах стало стремительно сокращаться по всей стране. Если раньше преданные в каждом храме Америки выходили практически на весь день петь святое имя, то теперь этому стало уделяться лишь 1-2 часа пару раз в неделю.
Вишнуджана Свами очень сильно это переживал. Пение святого имени было его жизнью и душой. Он воплощал в себе киртан-расу. Он мог петь святое имя по 4-5 часов без остановки. Менялись игроки на мриданги и караталах, а он все пел и пел для удовольствия Шри Шри Радхи-Дамодары – своих горячо любимых Божеств.
На записях можно слышать его проникновенный хриплый голос. Эта хрипота не часть его естественного вокала — она является следствием того, что он много пел, иногда по 12 часов в день.
С изменением акцента проповеди Махараджа становился все более несчастным.
Хотя в своих письмах Шрила Прабхупада много раз говорил о том, что распространению книг и пению святого имени нужно уделять равное внимание, Тамал Кришна Махараджа, Рамешвара, Трипурари и другие лидеры того времени сместили этот акцент. И в общем-то Шрила Прабхупада был доволен их усилиями, а Вишнуджана Махараджа понимал, что распространение книг — это то, чего хочет его духовный учитель.
Вишнуджана Махараджа никогда не говорил ничего плохого ни о ком из преданных, какая бы ни была ситуация. Находить недостатки не было в его характере. Он принимает за истину следующее изречение: все, что неблагоприятное есть в сердце, постепенно исчезнет, если просто принять смиренное положение. Ни то, чтобы говорить, он не хотел слышать ничего плохого о преданных. Иногда он закрывал уши, когда люди критиковали. Он всегда говорил о Радхе-Дамодаре, преданном служении и прославлял преданных.
Оказавшись в 75 году в условиях, когда его программа воспевания киртана на улицах в течение всего дня стала уменьшаться и все больше сворачиваться, над его светлой личностью нависла тень, которая становилась все заметнее многим преданным, а причиной своего угнетения в силу особенностей своего характера Махараджа не делился.

* * *
«Его киртаны буквально заставляли людей плакать. С тех пор не было никого похожего на него» (Равиндра Сварупа прабху)

* * *
«Тамал Кришна был организатором первых больших уличных киртанов в Лос-Анджелесе, которые вел Вишнуджана. Он хотел, чтобы каждый также собирал пожертвования. Вишнуджана никогда этого не делал. На самом деле его не интересовали деньги, он хотел только вести киртан. Когда приехал Прабхупада, Тамал Кришна посетовал на то, что Вишнуджана не хочет собирать пожертвования, а хочет только петь. Сидя в кресле, Прабхупада откинулся назад и улыбнулся: «Да, он достиг освобождения просто воспевая».» (Святые ИСККОН)