Вишока дас “Почему Джаянанда носит титул Тхакур”

Вишока дас "Почему Джаянанда носит титул Тхакур"

Один преданный написал мне по электронной почте услышанное им однажды следующее утверждение: «Шрила Прабхупада никогда не говорил «Тхакур» о Джаянанде». Это мнение было высказано группе преданных, таким образом подразумевая, что нам не разрешено употреблять данный титул по отношению к Джаянанде. Поэтому я чувствую необходимость обсудить эту тему.

Мы не можем сказать с уверенностью, что Шрила Прабхупада «никогда не говорил Тхакур» по отношению к Джаянанде. У нас нет записей на пленке или писем, подтверждающих это. Однако у нас есть другие важные утверждения Шрилы Прабхупады, которые также не были записаны. Как, например, о том, что его книги будут «сводом законов в течение 10 000 лет». Есть еще одно высказывание Шрилы Прабхупады (в пересказе): «Даже если вы увидите Брахмананду, дымящего сигаретой где-нибудь в сторонке, вы все равно должны оказывать ему почтение». Обычно подобное цитируют старшие преданные, однако вы не найдете этих цитат в фолио (сборнике высказываний и писем Шрилы Прабхупады). В нашем случае Шрила Прабхупада также мог сказать «Тхакур», у нас просто нет подтверждающей записи. Существует большая вероятность того, что он так сказал о нем (а один или двое преданных затем рассказали другим), поскольку это будет правдоподобным объяснением феномена, почему так много преданных в конце 70-х обычно использовали титул «Тхакур» в отношении Джаянанды. В противном случае трудно понять, как это могло произойти. Даже Чару Прабху говорил «Джаянанда Тхакур» на Ратха-ятре в Лос-Анджелесе перед многотысячной толпой во время публичного выступления. Другое возможное объяснение заключается в том, что один или двое преданных каким-то образом стали употреблять этот титул, а многие другие подхватили. Но такая ситуация не достаточно правдоподобна. Однако, даже если все произошло именно так, это все же не означает, что по отношению к Джаянанде этот титул применять нельзя, поскольку Шрила Прабхупада дает окончательное разрешение в употреблении этого титула своим утверждением: «все Вайшнавы – Тхакуры»*.

Обычно я употреблял этот титул, поскольку очень часто слышал его от других. В 1994 году в Денвере в день ухода Джаянанды, когда в моей лекции прозвучало «Тхакур» некоторые преданные удивлено посмотрели на меня. Позже на мой вопрос, говорил ли так Шрила Прабхупада, один из преданных ответил, что это было в письме. На своем веб-сайте я долгое время использовал этот титул, пока несколько преданных джаянандануг ни сказали мне, что этого нет в фолио. Однако, после обсуждения, мы решили использовать его. И все же при последнем редактировании книги я колебался: следует ли употреблять «Тхакур» в отношении Джаянанды. Но очень старший и ученый преданный, который весьма искушен в истории вайшнавизма и сиддханте, сказал мне, что я должен продолжать использовать этот титул.

Вот мой ответ прабху, который рассказал мне о вышеуказанном случае:

«Харибол Прабху!

Пожалуйста, примите мои поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

Это тема уже обсуждалась на страницах веб-сайта несколько лет назад. В частности, существует утверждение Прабхупады, что «все Вайшнавы – Тхакуры». Джаянанда входит в определение «все Вайшнавы», так как заслуживает такой чести. Как сказал Дашаратха-сута «это принятый почетный титул ушедшей великой души, и мы можем использовать его независимо от того, говорил это Прабхупада или нет».

Этот титул упоминался на веб-сайте в течение 3-4 лет, а также в книге, и ни один преданный не возразил. Все приняли это. Но если кто-то возражает, что тут можно сказать? Не с кем даже обсудить данную ситуацию. Санньяси дали высокую оценку книге, о чем говорили мне лично, – и никаких намеков на возражение. Титул для умершего великого Вайшнава – вот как мы смотрим на это. Несколько лет назад я видел в этом проблему, но мы все решили, что как таковой ее не существует. Мы чувствуем, что вполне уполномочены в принятии такого решения. Конечно, мы не заявляем это по отношению к каждому ушедшему преданному. Никто не собирается называть меня «Вишока Тхакур» после того, как я оставлю тело, что будет нелепо. Но применительно к Джаянанде это вполне приемлемо. Кто станет говорить, что это не так? В любом случае, благодарю за вопрос.

Надеюсь это поможет,

Ваш слуга Вишока дас.

PS. Написав вам ответ, я проверил остальную часть своей почты. Наикатма из Денвера только что заказал 8 книг. Его письмо озаглавлено «Джаянанда Тхакур». Это доказывает то, о чем я говорил выше – никто не возражает, все естественным образом принимают это».

* * * *

Три ценных мнения

Титул «Тхакур» использовался на веб-сайте без проверки в фолио. Однако это исторический факт, что многие преданные, которые любили Джаянанду, в основном в Калифорнии, употребляли этот титул по отношению к нему. Даже Чару Прабху называл его Тхакуром перед тысячами людей во время лос-анджелеской Ратха-ятры, так невольно присвоив ему этот титул. И возможно Шрила Прабхупада говорил так о нем, и я припоминаю, что слышал такую цитату, но мы могли потерять это как-то. Я использовал титул на веб-сайте, поскольку в самом деле думал, что Шрила Прабхупада говорил так, и один преданный подтвердил мне это. Однако позже я не обнаружил подтверждений этому в фолио. Так этот титул находился на сайте в течение 2 лет, и за это время никто не высказался против. Всем кажется это приемлемым, и многие из тех, кто пишет мне, используют этот титул.

Я написал следующую заметку некоторым старшим преданным, джаянанданугам:

«Можете ли Вы сообщить мне о философском обосновании титула «Тхакур» для Джаянанды? Я не знаю, как произошло, что мы все стали говорить «Тхакур», и даже Чару Прабху говорил так через громкоговорители тысячам слушателей на Ратха-ятре в Лос-Анджелесе. Но мы сбиты с толку в отношении первоисточника, хотя у меня есть смутное воспоминание того, как Шрила Прабхупада говорил о Джаянанде, используя этот титул. Так могло быть, и запись возможно утеряна. В противном случае, как объяснить то, что столько преданных говорят так? Если хотите, это поэтическая справедливость, трансцендентная оговорка, вдохновленная Богиней Сарасвати. И, вероятно, тысячи преданных читали содержимое веб-сайта, но ни один из них не возразил против использования титула «Тхакур». Ватсара прабху спросил меня, почему я утверждаю, будто Шрила Прабхупада так сказал. Этому есть объяснение. Однажды после моего рассказа о Джаянанде я спросил одного прабху, упоминал ли Шрила Прабхупада титул «Тхакур» в отношении Джаянанды, и тот сообщил мне, что он сделал это в письме. Но фактического подтверждения нет, поскольку никто больше не видел данное письмо. Так, в известном смысле, в этой загадке есть поэтическое допущение, даже если здесь есть некоторая ошибка (трансцендентная ошибка). Но я не уверен, как следует поступить с этим титулом. Хотя никто не возражает, кто-то может быть удивлен, почему мы его используем. Есть ли какие-либо соображения на этот счет?»

от Дашаратха-суты прабху –

«Что касается спора о Тхакуре (если он вообще имеет смысл)… Я уже говорил вам, что это почетный титул для ушедшего Вайшнава, обычно не используемый, пока он жив. Прабхупада наградил Джаянанду Прабху абсолютным положением святости, написав письмо после его ухода, и в письме Рамешваре, назначая отдельный день празднования «также как мы празднуем дни ухода других великих Вайшнавов». Но до сего дня в Vedabase не появилось каких-либо писем или другого из серии «Прабхупада сказал». Вы говорите, что вас поддержал Чару, будто он слышал это от кого-то. Но мы не должны верить любой из подобных цитат «Прабхупада сказал», пока не будет приведено доказательств. В «Прабхупада Шикшамрите» есть знаменитая цитата, где Прабхупада ругает понятие «Прабхупада сказал», под которым маскировалось много выдумок. Так, пожалуйста, попытайтесь исправить это на вашем веб-сайте. Мой окончательный вывод: «Мы говорим Джаянанда Тхакур, потому что это традиционный титул Гаудия Вайшнавов для великой души, оставившей этот мир, а не потому что мы думаем, что Прабхупада так сказал». Но если кто-нибудь приведет авторитетную цитату, тогда я изменю свою позицию. Это не мистическая оговорка или трансцендентная ошибка; это принятый почетный титул ушедшей великой души, и мы можем использовать его независимо от того, говорил это Прабхупада или нет».

от Вайясаки прабху –

«Шрила Прабхупада предписал каждому члену ИСККОН праздновать день ухода Джаянанды так же, как мы празднуем дни ухода всех других святых и Тхакуров, и я не вижу ничего плохого в том, чтобы прославить его этим титулом. Нам полагается прославлять всех Вайшнавов, а особенно того, кого духовный учитель выделил и возвысил его положение до уровня предшествующих ачарьев.

Людям независтливым доставляет удовольствие видеть, как прославляют Вайшнава. Однако это никогда не порадует человека завистливого. Так что лучше не общаться с такими людьми. Господь Чайтанья учил, что истинное поведение Вайшнава – асат санга тьяга, эи вайшнава ачара. Правильное поведение Вайшнава в том, что он должен оставить плохое общение. Завистливые и критикующие Вайшнавов люди – это плохое общение. Даже, если эти люди – Вайшнавы, мы должны оказывать им почтение лишь в уме и на расстоянии. Это предписания шастр.

Вот мое мнение.

Ваш слуга, Вайясаки дас».

От Махакши прабху –

«Харибол! Это ответ на скорую руку, дорогой Вишока.

Мне нравится идея того, что Шри Чаитья-гуру непосредственно награждает такими титулами. Как то, что Господь Баларама усадил Суту Госвами на вьясасану не придумано, не плод воображения, а проявившееся из сердца. Я не слышал о Шримане Джаянанде Тхакуре с тех пор, как он покинул нас весной 1977 года. «Мистер Ратха-ятра ушел» – эта новость тогда шокировала нас. И на вашем веб-сайте мне впервые встретился титул «Тхакур» в отношении Джаянанды. Я принимаю все титулы через процесс гуру-шастра-садху и не нашел в этом никакой ошибки. У меня не было совершенно никаких колебаний, а ведь я величайший насмешник над титулами.

Как выдающийся ученик Шрилы Прабхупады, он само олицетворение его желания №1 в отношении нас – сотрудничества в Сознании Кришны, Шриман Джаянанда Тхакур может носить любой титул, какой ему нравится, и мантры, описывающие его смиренное служение, воспеты полубогами. Мое мнение по этому вопросу – Господь Баларама наградил Шримана Джаянанду Тхакура титулом «Тхакур».

Зубоскалы будут критиковать тех, кто отдают должное таким наставникам, поскольку они могут найти недостатки, и поэтому теперь дымит котел. Но ничего из этого не имеет никакого отношения к той работе, которую они совершили в служении Шриле Прабхупаде, находя и привлекая людей в движение санкиртаны. Я получаю эти замечания, когда прославляю Гаурасундару, Судаму, Субалу, Вишнуджану и других, тех, кто самоотверженно привлекали меня в движение от имени своего Духовного Учителя, но не обращаю на это внимание, поскольку их служение застыло во времени, навечно вписано в Книгу Жизни, – и конец дискуссии. Падения – кажущиеся, временные, и Шрила Прабхупада все еще принимает этих людей как «Его Собственных».

В отношении тех, кто никогда не падал, выражение почтения даже более благотворно, и те, кто не верят в процесс, могут сказать, что им решать, но, в конце концов, это «решение учеников». По существу, я волен принять ту милость, которую могу получить из воспоминаний о Шри Джаянанде Тхакуре, и никакие запреты на использование титула «Тхакур» не удержат меня. Такие же запреты были против того, чтобы называть Гурудева «Прабхупадой», но ученик упорствует, ученики создают правила в сфере «ученической преемственности».

Я должен бежать. Харибол.

Ваш друг, Махакша дас».

Мой ответ Махакше прабху:

«Да, в самом деле, «служение застывшее во времени», – это и правда убедительно. Благодарю вас Прабху. Надеюсь, что не будет никаких «запретов» против титула Тхакур, мы просто пытаемся понять, что является правильным. В глубине души я чувствую, что его титул «Тхакур» санкционирован божественной волей. Но, так или иначе, есть еще доказательство в старом фолио, которое я думаю, необходимо каждому в наши дни. Кто бы ни начал называть Джаянанду Тхакуром, даже если это был не Шрила Прабхупада, это было божественным вдохновением, и я чувствую, что это справедливо, и вероятно никто не имеет никаких возражений, сайт одобрен ИСККОН, будучи связанный с основными, главными сайтами ИСККОН. Как бы то ни было, я обратился ко всем моим дорогим духовным братьям, пытаясь узнать происхождение титула, и возможно кто-нибудь вспомнит, как это случилось.

Ваш друг и слуга Вишока».

Теперь все сомнения прояснены добрыми письмами моих духовных братьев Дашаратха-суты, Вайясаки и Махакши Прабху. И только джаянандануги уполномочены решать судьбу этого титула. Он подлинный, и я уверен теперь, что это правильно… разногласий никогда не было.

__________________________

* «Итак, это наука. Прахлада Махараджа – наш гуру. Он не обычный человек. Не думайте, что он пятилетний мальчик, и у него нет знания. Нет. Он совершенный нитья-сиддха гуру, и мы должны всегда молить его о милости. И это Вайшнавата. Вайшнава тхакура томара куккура болия джанаха море. Это – смиренный путь. «О Вайшнава Тхакура…» Все Вайшнавы – Tхакуры. Они не обычные люди. Тхакура… Поэтому мы говорим: Бхактивинода Тхакура, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. И также Вайшнава Прахлада Тхакура. Итак, мы должны всегда молиться: вайшнава тхакура томара куккура болия джанаха море. Это песня Бхактивиноды Тхакура. «Мой дорогой Вайшнава Тхакура, пожалуйста, прими меня как своего преданного пса». Вайшнава Тхакура. Как собака исполняет все указания хозяина очень послушно, мы должны, научившись у нее этому уроку, стать верными учителю. Это – наставление. У всех вы можете чему-нибудь научиться. Поэтому маха-бхагавата принимает всех как гуру, чтобы учиться. В самом деле, от собаки мы можем научиться этому искусству, как оставаться верным даже ценою собственной жизни. Есть много примеров того, как собака жертвовала жизнью ради хозяина. Так и мы должны быть собакой Вайшнава. Чхадия вайшнава-сева, нистара пайечхе кеба». (Лекция Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам» 7.9.7. Майяпур, 27 февраля 1977 г.)