Бхаяхари дас «Современный святой»

Бхаяхари дас «Современный святой»

Журнал «Обратно к Богу» № 35, 2001 г.

 

Воспоминания о Шримане Джаянанде дасе,
преданном, который стал примером сознания Кришны,
чистом ученике чистого преданного

 

16 января 1967 года Шрила Прабхупада прилетел из Нью-Йорка, чтобы открыть первый храм Харе Кришна в Сан-Франциско. Его приезд освящался в новостях 4-го канала и в двух ежедневных центральных городских газетах. И хотя большинство жителей Сан-Франциско не обратили внимания на это событие, его заметил молодой человек по имени Джим Кор.

Несмотря на то, что у него был диплом инженера-механика Государственного Университета штата Огайо, он работал простым водителем такси на улицах Сан-Франциско. Так и не сумев приспособиться к бешеной погоне за богатством и успехом и ожесточенной конкуренции среди представителей высшего класса, Джим часто чувствовал себя несчастным и не мог до конца понять почему. Хотя Джим не был религиозным человеком, статья зажгла в нем луч надежды. Он решил встретиться с индийским свами.

Сам не понимая того, Джим сделал первый шаг навстречу своей судьбе. Хотя жить ему оставалось всего лишь 10 лет, за это короткое время он достигнет результата духовных усилий целой жизни. Он покинет этот мир, оставив позади себя множество ценных уроков, которые вдохновят и укажут пример настоящим и будущим вайшнавам, преданным Господа.

На следующий вечер Джим пришел в храм, который оказался заполненным в основном хиппи. Он отличался от них короткой стрижкой, выглаженной одеждой и аккуратным видом. В свои 28 лет он был гораздо старше, чем большинство из них. Но все его беспокойства исчезли, как только он увидел вошедшего Свами. Джим просидел всю лекцию и купил набор из трех книг «Шримад-Бхагаватам», которые Шрила Прабхупада подписал ему: «Шриману Джиму Кору». Впервые за много лет Джим почувствовал умиротворение. Он только что получил аудиенцию своего вечного духовного учителя.

Джим начал регулярно приходить в храм. Особенно ему нравились утренние программы, когда большинство хиппи еще спали, и иногда он даже был единственным слушателем на лекции. Спустя годы он признался, что доверился Свами и был уверен, что тот его не обманет. Когда-то оказавшись в церкви четырехлетним мальчиком, Джим, стал беспокойно осматриваться по сторонам. Когда его бабушка поинтересовалась, что с ним, он спросил: «А где Бог?» Теперь он почувствовал, что Шрила Прабхупада отвечает на его давнишний, спрятанный глубоко в подсознании вопрос. В феврале 1967 года Прабхупада принял Джима своим учеником, дав ему посвящение и имя Джаянанда дас.

Из вайшнавских писаний, таких как «Мадхурья-кадамбини» Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура, мы узнаем, что обусловленная душа прогрессирует, проходя ступени садхана-бхакти (практики преданности), прежде чем достигнет спонтанной любви к Богу. У бхакт (преданных), новичков в храме Сан-Франциско, часто происходила борьба между материальными желаниями и ежедневной духовной практикой, они то падали, то поднимались в сознании Кришны. Удивительно, но никто не помнит Джаянанду в роли «бхакты-новичка». Он принял сознание Кришны очень естественно и без усилий. Ему доставляли удовольствие все аспекты сознания Кришны: повторение святых имен на четках, пение в киртане, принятие прасада, поклонение Божествам и т.д. Он часто говорил: «Сознание Кришны так сладко».

Фактически, Джаянанда почувствовал такую сладость сознания Кришны, что вскоре потерял вкус к чему-либо еще. Он отдал свои сбережения Шриле Прабхупаде, и во Введении к «Нектару преданности» Прабхупада публично поблагодарил его: «Особо хочу отметить вклад, сделанный моим возлюбленным учеником Шриманом Джаянандой брахмачари».

Оплачивая счета

Джаянанда был поглощен практическим преданным служением. Он постоянно служил Господу: покупал продукты, готовил прасад, чистил кухню, выносил мусор и обучал новых преданных. Все это он делал, отработав полный рабочий день водителем такси, благодаря чему оплачивал счета храма. Джаянанда стал очень опытным в распространении сознания Кришны. Он начал продавать книгу Прабхупады «Учение Господа Чайтаньи», став первым в служении, которое было так дорого сердцу Прабхупады, – широком распространении книг сознания Кришны в твердой обложке.

В день явления Господа Чайтаньи Шрила Прабхупада был очень доволен, увидев, как Джаянанда вдруг спонтанно вышел из храма на улицу исполнять киртан. Вдохновившись этим, Джаянанда вместе с другими преданными начал регулярно петь святые имена на самых оживленных улицах, положив начало группам санкиртаны, которые вскоре стали путешествовать по всей стране.

И преданные, и обычные люди инстинктивно привлекались чистотой Джаянанды. Однажды, предлагая гирлянду Прабхупаде он извинился за то, что на нем грязная одежда. На что Шрила Прабхупада заметил: «Это вовсе не оскорбление. Вы (мои ученики) можете быть грязными, но ваши сердца чисты».

Джаянанда растапливал сердца многих людей, и они обычно отвечали ему, выполняя какое-нибудь служение для Кришны. Ему не составляло труда получить практически все для храма бесплатно или с солидной скидкой. Он был другом продавцов, городских чиновников, пьяниц и изгоев. Все любили Джаянанду, и он с радостью вовлекал каждого в служение Господу. Он работал больше всех, но благодарил за служение кого-нибудь другого. Джаянанда был скромным, терпеливым, сострадательным и отреченным. Его действия, его слова, его жизнь и его смерть – все являлось примером процесса бхакти, преданного служения Господу. Наставления Шрилы Прабхупады – особенно те, что касались практического служения – стали самой жизнью Джаянанды. Однажды какой-то преданный спросил его, как прогрессировать в сознании Кришны. Джаянанда пожал плечами и сказал: «На самом деле, я не знаю. Я слишком занят работой». Джаянанда был так погружен в исполнение наставлений Шрилы Прабхупады, что очень редко мог найти время, чтобы встретиться с ним. Служа в разлуке, он понял, что общение через наставления гораздо важнее, чем физическое общение. Говорят, что нужно действовать таким образом, чтобы Кришна захотел увидеть тебя, и Джаянанда показал пример этого своим отношением к служению. Шрила Прабхупада очень часто спрашивал: «А где Джаянанда?», и тогда какого-нибудь преданного посылали за ним. Для Джаянанды Шри Кришна и Шрила Прабхупада были единственными двумя окончательными истинами. Все остальное, включая его собственное тело, было занято в служении им.

Начало Ратха-ятр

Однажды преданные купили в магазинчике, торгующим импортными товарами, маленькое Божество Джаганнатхи (Кришны в образе «Господа вселенной»). Увидев Его, Шрила Прабхупада отправил преданных за остальными Божествами – Господом Баларамой и Субхадрой Деви – и начал поклонение Им в храме. Медитируя на Божества, Шрила Прабхупада выразил сильное желание распространить Их милость, организовав Ратха-ятру – фестиваль колесниц, наподобие того, что проходит каждый год в священном городе Пури в Индии. Джаянанда целиком посвятил себя выполнению этого желания Прабхупады. Начав с грузовика с открытой платформой, он собрал «колесницу», используя любую помощь, которую только можно было получить от преданных и всех остальных в округе. 9 июля 1967 года состоялась первая Ратха-ятра в Сан-Франциско – первая проведенная за пределами Индии. И состоялась она благодаря крови, поту и труду Джаянанды.

Год от года Джаянанда улучшал фестиваль, собирая пожертвования, получая разрешения, делая рекламу, строя колесницы буквально из ничего, он даже пек пироги для чиновников, с которыми имел дела, вроде городской полиции и парковой службы Соединенных Штатов. Во время строительства колесниц он жил прямо возле них, работая почти без сна, а порой, когда приближался день фестиваля, и вовсе без него. В результате всего этого фестиваль, проходящий в парке Голден-Гейт, с каждым годом притягивал все большие и большие толпы людей. Благодаря усилиям Джаянанды, тысячи людей получили милость Господа Джаганнатхи. Сейчас фестиваль проходит во многих городах по всему миру. Шрила Прабхупада часто сердечно благодарил Джаянанду за фестивали. А после того, как Джаянанда ушел из этого мира, Шрила Прабхупада сказал, что его фотография должна стоять на одной из колесниц на каждом празднике Ратха-ятры.

Больное тело

Во время подготовки к Ратха-ятре в Нью-Йорке в 1976 году, Джаянанда обнаружил болезненные опухоли на теле. Его духовные братья опасались, что это может быть рак, но Джаянанда взял с них обещание, что они не скажут об этом Шриле Прабхупаде до конца Ратха-ятры. Главной заботой Джаянанды был успех Ратха-ятры, все остальное было не так важно.

Ратха-ятра в Нью-Йорке действительно имела огромный успех. Три колесницы катились по Пятой авеню, приводя в восторг тысячи людей, многие из которых начинали интересоваться сознанием Кришны и даже принимали эту практику. Шрила Прабхупада был в восторге. Он назвал это великим успехом и поблагодарил Джаянанду за его служение.

Опухоли на теле Джаянанды оказалась раковыми. Ему был поставлен диагноз лейкемия, и эта болезнь постепенно превратила его тело в жалкую оболочку. Джаянанда, спокойно приняв то, что он скоро умрет, продолжал выражать глубокую благодарность Шриле Прабхупаде. Друзья Джаянанды были потрясены и опечалены, видя его разоренное болезнью тело, но Джаянанда все еще был очень занят преданным служением, чтобы уделять этому много внимания. А когда он все же согласился на медицинское лечение, он использовал все свое время в больнице, чтобы рассказывать докторам, медсестрам и больным о сознании Кришны.

Джаянанда постоянно думал о том, как распространить Ратха-ятры в другие города. В последние месяцы он помогал организовать Ратха-ятру в Лос-Анджелесе, делая телефонные звонки, собирая деньги и руководя преданными. Однажды, прогуливаясь по Венис-Бич, там где должен был проходить фестиваль, он оглянулся и – как будто представляя проходящий фестиваль – сказал: «Какая замечательная Ратха-ятра!»

1 мая 1977 года, всего лишь за несколько месяцев до фестиваля, Джаянанда оставил этот мир. После его ухода Шрила Прабхупада написал Джаянанде письмо, где поздравил его за достойную славы жизнь, а также за достойную славы смерть, поскольку как в жизни, так и в смерти, он был поглощен служением Кришне. Прабхупада предписал праздновать день ухода Джаянанды так же, как дни ухода других вайшнавских святых.

Как красноречиво сказал Шрила Бхактивинода Тхакур:

Заблуждается тот, кто

О смерти вайшнавов толкует,

Ибо жизнь продолжается в звуке!

Умирая, вайшнавы живут, а живя,

Всему миру имя святое даруют!

Когда я думаю о Джаянанде, я представляю себе такую сцену: где-нибудь в ИСККОН вот-вот начнется Ратха-ятра. Звук раковин и крики «Джая Джаганнатх» пронзают небо. Наблюдая из духовного мира, Джаянанда поворачивается к Шриле Прабхупаде, тот кивает ему и говорит: «Большое тебе спасибо».

Бхаяхари дас