Воспоминания Мукунды Госвами. 2022 год

Воспоминания Мукунды Госвами. 2022 год

Мы можем многому научиться у Джаянанды, особенно смирению, бережливости, дружелюбию и привязанности к прасаду. Мы можем говорить о нем без конца, часами, месяцами, годами и жизнями.

 

Лекция Шрилы Мукунды Госвами на День ухода Шримана Джаянанды прабху

Храм Нью-Говардхан, Австралия

14 мая 2022

 

Сегодня день ухода Джаянанды, поэтому мы отойдем от формата обычной программы, и я буду говорить о нем. Не обязательно я буду следовать хронологической и исторической последовательности. Также как в «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанье-чаритамрите» повествования не обязательно расположены в хронологическом порядке. Те из вас, кто читает «Нектар преданности» знают, что Прабхупада упоминает Джаянанду в этой книге. Он пишет: «Я хочу особенно отметить вклад, сделанным моим возлюбленным учеником Шриманом Джаянандой брахмачари».

После того, как Джаянанда ушел из этого мира, Шрила Прабхупада, находясь в Бомбее, написал ему письмо, датированное 5 мая 1977 года. В нем он утверждает: «Поскольку ты слушал кришна-киртан, я уверен, что ты отправился прямо на Кришналоку». Насколько я знаю, Джаянанда единственный, кто получил в письменной форме заверение от Прабхупады во время его проявленных игр на земле, что он достиг Кришналоки. Так что это уникальная особенность.

Я буду говорить о Ратха-ятре, а Джаянанду называют королем Ратха-ятры.

В Сан-Франциско, где впервые стали проводить фестивали Ратха-ятры, преданные организовали встречу с главным офицером полиции и другими людьми, ответственными за публичные мероприятия. Джаянанда ушел из этого мира незадолго до той встречи. Одна из женщин, которая присутствовала на собрании, когда услышала эту новость, была поражена. Она не смогла говорить, стала плакать и ей пришлось выйти из помещения. После того, как она взяла себя в руки, она вернулась, и встреча продолжилась. И тогда преданные получили необходимые разрешения на проведения Ратха-ятры.

Еще один случай, о котором мне рассказали, поскольку я там не присутствовал. Джаянанда родился в штате Огайо и был инженером. Однажды он работал над строительством колесниц для Ратха-ятры на автопарковке супермаркета «Safeway» всю ночь и был весь в смазке. В это время Прабхупада приехал в Сан-Франциско и давал даршан. Преданные пригласили туда Джаянанду, но он был очень уставшим после ночной работы, и поэтому отказался: «Я не хочу идти на даршан к Прабхупаде, ведь я весь в масле и очень устал. Это будет не очень хорошо». Но его все же убедили пойти. Преданные сидели в комнате и слушали Прабхупаду, а в это время Джаянанда стал клевать носом. В комнате было душно и после бессонной ночи, он стал засыпать. Преданные это заметили и всякий раз, когда Джаянанда начинал отключаться и засыпал, сидящий рядом преданный локтем подталкивал его и шептал ему в ухо, что он не может спать во время даршана Прабхупады. Прабхупада также очень внимательно наблюдал за этой сценой, а затем после третьей или четвертой попытки не дать заснуть Джаянанде Прабхупада сказал: «Оставьте его в покое. Он делает больше, чем вы все вместе взятые».

Джаянанда учился в Дейтоне, штат Огайо. Каждые десять лет там происходят встречи бывших выпускников средней школы. Эндрю Халлум был организатором этих встреч, и рассылал письма. Однажды он оказался в Дурбане, в Южной Африке, рядом с Йоханнесбургом, где увидел портрет Джаянанды на колеснице Ратха-ятры. Ему показался знакомым этот человек, но он не мог вспомнить откуда он его знал. На изображении у Джаянанды была бритая голова и он носил вайшнавскую одежду. Эндрю Халлум стал спрашивать о нем разных людей, которые были на Ратха-ятре в Дурбане, но никто из них не знал какое гражданское имя было у Джаянанды. В конце концов, опросив с десяток человек, он нашел того, кто знал его имя — Джим Кор. Вооруженный этим знанием Эндрю Халлум позвонил по телефону из Южной Африки в Америку отцу Джима Джеймсу Кору, который работал в компании «Шервин-Вильямс». Тогда это была большая компания, производящая краски. Эндрю Халлум смог найти отца Джаянанды и рассказать ему о том, как уважают его сына в Движении Харе Кришна. Также он написал об этом в письме выпускникам их школы.

Я разговаривал с этим человеком и он подтвердить мне это. Он тогда жил в Калифорнии, в Сан-Бернардо, рядом с Лос-Анджелесом. И он пересказал мне эту историю, как он увидел этот портрет и узнал в нем своего одноклассника, а затем позвонил из Южной Африки Джеймсу Кору. Я не знаю жив ли до сих пор Эндрю Халлум.

Провести Ратха-ятру в Лос-Анджелесе было идеей Джаянанды, поскольку он один из самых больших — наверное, второй по величине — город в США. С испанского его название переводится как «город ангелов». Джаянанда убедил Рамешвару, который был тогда руководителем ББТ, Джи-би-си и президентом храма, что мы должны провести Ратха-ятру в этом городе. Мы сели в машину вместе с Карандхарой, который был также президентом храма в то время. Вчетвером — Рамешвара, Карандхара, Джаянанда и я — мы сели в машину и стали смотреть места в городе, где можно провести Ратха-ятру. Мы приехали в деловую часть города, Уилшер, но везде куда бы мы не посмотрели на улицах не было людей. Они были либо в своих офисах, либо в машинах. В конце концов мы решили отправится на Венис-бич. Это район Лос-Анджелеса, расположенный прямо на пляже, на берегу Тихого океана. Там мы увидели тысячи людей. Многие из них были туристами из разных частей Америки, и даже разных уголков мира. Там можно увидеть странные вещи. Например, мы видели, как человек ехал на скейтборде, который был привязал к овчарке. Мы подумали: это, наверное, самое лучшее место для Ратха-ятры — прямо на пляже, на берегу океана. Там была спокойная атмосфера и много людей. И когда мы завершали свою прогулку, нам преградил дорогу полицейский, который стоял подбоченившись. Мы подумали, что может он хочет нас арестовать за то, что мы катили Джаянанду на инвалидном кресле по берегу. Вдруг он протянул руку Джаянанде и сказал: «Я хочу пожать вашу руку. Меня зовут сержант Вайт. Возможно, вы не знаете, но вчера в деловой части Лос-Анджелеса была перестрелка. И один из ваших людей спас жизнь моему напарнику». Мы до сих пор не знаем, что там произошло, но тот полицейский был очень признательным преданным за то, что они спасли его напарника. «Чтобы вы не делали, — сказал он, — я буду вас поддерживать».

Мы подумали, что это был знак от Бога для нас, что мы должны провести Ратха-ятру в этом районе. Венис-бич — очень оживленный район, в котором разрешение на проведение мероприятия трудно было достать. На самом деле Рамешвара и Карандхара сомневались, ведь Ратха-ятра — это серьезное событие. Они сказали: «Мы должны подумать об этом. Мы не говорим да или нет. Нам просто надо подумать». И пока они думали, Джаянанда переехал в храмовый комплекс, где ему предоставили больничную койку, которая поднималась. К нему никого не пускали; только некоторым людям разрешали к нему приходить. И затем, как по волшебству, появился большой штабель пиломатериалов на парковке на Ватсена-авеню. Эти пиломатериалы обошлись в пять тысяч долларов. Их купил Джаянанда и привез в это место. Хотя, когда Рамешвара узнал об этом, он не одобрил, но пораженный решимостью Джаянанды построить колесницу в Лос-Анджеле, согласился с подготовкой к фестивалю.

У Джаянанды была лейкемия, рак крови на последней стадии. Он увядал. Преданная по имени Вихарини готовила для него. Однажды она сделала целый тазик пакор из цветной капусты глубиной где-то десять сантиметров и шириной полметра. И хотя Джаянанда был в таком больном состоянии, он съел их все. Наверное, пятьдесят пакор из цветной капусты.

Мы вдохновили преданных на проведение Ратха-ятры, составили целую таблицу с именами всех членов общины, в которой было около семидесяти человек. В одной графе были имена, в другой графе были даты и время, когда они должны были что-то делать. То есть все были заняты: готовили прасад, делали плакаты, выпускали листовки и т.д.

Мало-помалу из досок, которые заказал Джаянанда, стали проявляться величественные формы колесниц Ратха-ятры. Такого размера колесницы делались впервые. Они напоминали колесницы Ратха-ятры в Одише, в Пури. Их построил Лалитанатха, который был инженером и конструктором. Он изготовил колеса с нуля. Сначала он изготовил спицы из металла, затем куски металла согнули в форме ободьев, потом эти спицы приварили к ступицам и наплавили резину на ободья. Так он сделал двенадцать колес для четырех колесниц. Он был экспертом в этом деле.

Когда настал день рождения Джаянанды, мы решили побудить его выйти на улицу. Мы сделали раскрашеные глазурью разного цвета торты в форме колесниц, колесами которых были пончики. И когда мы вывезли на улицу Джаянанду, то не сказали, что будем отмечать его день рождения. Мы попросили его выйти посмотреть на колесницу. Он ответил, что в этом нет надобности. Тогда Лалитанатха сказал Джаянанде, что есть проблема и ему все же необходимо посмотреть, поскольку без него они не могут ее решить. Тогда Джаянанда с неохотной встал с кровати и пересел в инвалидное кресло. Мы повезли его на парковку метров за двести от места, где он жил. Когда мы выехали за пределы комплекса, то услышали пение Харе Кришна, и Джаянанда понял, что это праздник в честь его дня рождения. У меня до сих пор хранятся фотографии того события. К тому моменту колесницы уже были на три четверти построены. Когда мы приехали на парковку, Джаянанда стал настаивать на том, чтобы выступить перед преданными. Мы его отговаривали: «Тебе не нужно ничего говорить. Это — твой праздник, твой день», но он встал с инвалидного кресла и стал говорить. Его голос был слабым, его едва было слышно. Но несмотря на это Джаянанда прославлял Ратха-ятру, то какой замечательный будет праздник в этом городе. Он говорил десять минут, а мы стояли наготове, чтобы поймать его, если он упадет. Затем настало время торта. Он первым отрезал кусочек. Но вместо того, чтобы есть торт самому, он стал раздавать его детям. На парковке было много преданных, примерно пятьдесят человек и около двадцати – двадцати пять детей. Он раздавал им торт, и они с удовольствием съели куски торта вместе с пончиками и со всем остальным. И затем, после этого мы отвезли Джаянанду в его комнату.

Предстоящий фестиваль на побережье Венис-бич должен был стать очень ярким событием. Шествие должно было двигаться по тротуару к площадке размером в два гектара. Мы запланировали устроить целое захватывающее представление, частью которого были белые слоны. Я не знаю, откуда у нас возникла такая идея, но мы отправились в Ривер-сайд, где дрессируют диких животных для сьемок в кинофильмах. Мы договорились взять у них трех обученных слонов с погонщиками. Это были большие слоны, не индийские, а африканские слоны внушительного размера. Для нас это стоило достаточно дорого, но мы подумали, что это преобразит наше мероприятие.

Шел настоящий марафон. Преданные в Лос-Анджелесе прикладывали огромные усилия, чтобы собрать необходимые средства. Мы собирали деньги, иногда сомнительными способами. И все это событие стоило нам семьдесят тысяч долларов. Сейчас это не большая сумма, но по тем временам это были очень большие деньги.

Мы заказали огромные шатры из Индии, которые должны были прибыть в Лос-Анджелес как раз ко времени Ратха-ятры. Доставить их вовремя было большой проблемой. Их нужно было изготовить в Дели, затем привезти в Бомбей, погрузить на корабль. Они прибыли в Лос-Анджелес за день до Ратха-ятры. Таможенники нам сказали: «Простите, мы не можем для вас ничего сделать, поскольку выходной день и все закрыто». Но каким-то образом нам удалось убедить их позволить забрать свой товар, хотя никто не работал.

Мы также нарисовали указатели — знаки на фанере приблизительно полметра длиной, которые направляли в палатку реинкарнация, на главную сцену, на бесплатный пир и т.д. — всего около десятка, чтобы люди знали куда идти.

Чтобы осуществить задуманное нам нужно было обойти пятнадцать департаментов города: ответственные за дорожное движение, размещение рекламы и т.д.

Мы сделали тридцать баннеров и вывесили их на перекрестках по всему городу. Они были пять или шесть метров длинной и метр высотой с надписью: «Фестиваль колесниц. Бесплатный пир». Он был изготовлен вручную из какого-то полиэстера, практически нервущейся. Мы арендовали специальную вышку, подъемник, и развешивали их ночью, поскольку это было незаконно.

Большинство этих баннеров так и остались висеть на улицах. Некоторые из них были вывешены прямо на побережье. Их вывешивали преданные, которые не знали, как это делать. Один из таких баннеров был вывешен на бульваре Уилшер — большой широкой улице с двухполосным движением в каждом направлении. Через некоторое время он стал проседать, опускаясь на полосу дорожного движения. В конце концов, грузовик зацепил его и начал тянуть, погнув два фонарных столба. Когда баннер все-таки порвался, эти столбы разогнулись в обратную сторону. К счастью, никто не погиб и не получил увечий. Свидетелем этого стал человек на парковке. Он выбежал на улицу, схватил этот баннер, свернул его и запихнул в свой фургончик прежде, чем успела приехать полиция. Они даже не приехали. А этот человек рассказал нам позднее обо всем этом.

Мы размышляли так, что поскольку это большое событие, нам необходимо устроить ему рекламу. Мы дали Вайкунтхе, ученице Прабхупады, объемное портфолио с изображениями Ратха-ятры и попросили отправить его во все вечерние новости на телеканалах, такие как, Эй-би-си, Си-би-эс и Эн-би-си. Как-то ей удалось попасть в офис директора и первое, что он ее спросил: «Как вы сюда попали?» Она использовала свое обаяние, чтобы пройти через охранников, попасть в офис и поговорить с ним о Ратха-ятре. И ей удалось его убедить. Хотя все вечерние новости заняты освещением крушением самолетов, футбольных матчей и сражением политиков, директор решил, что им стоит сделать репортаж о Ратха-ятре в вечерних одиннадцатичасовых новостях.

Утром в день Ратха-ятры были возведены все шатры и расставлены палатки. Мы должны были еще получить разрешение от пожарного департамента. Пожарные отправили проверку, чтобы проверить насколько палатки соответствуют пожарной безопасности. Когда проверяющий пожарник поджег уголок одного из наших шатров, тот просто вспыхнул. Пожарник сказал: «Я не могу позволить провести фестиваль с такими легковоспламеняющимися шатрами. Но я не могу остановить этот фестиваль. Я вам скажу, что нужно сделать: достаньте брандспойт длиной шестьдесят метров, соедините его с гидрантом, и тогда я вам разрешу провести фестиваль».

Время было шесть утра, а фестиваль должен был начаться в девять. Мы понятия не имели, где нам искать такой шланг. Однако все же мы нашли место, где его можно было найти и привезли его. И тогда пожарник сказал: «Хорошо, действуйте. Но никому не говорите об этом, поскольку технически то, что вы делаете это совершено незаконно и противоречит всем пожарным нормам».

Ратха-ятра оказалась очень успешным мероприятием, гораздо более успешным, чем мы могли себе представить. Многих людей слоны привлекли, даже больше, чем колесницы. Они были раскрашены психоделическими красками, на них сидели в красочных костюмах погонщики, мухуты, которые ими управляли. Их лица которых были разрисованы как у клоунов. Слоны были очень разумными. Какой-то странный человек, может быть бездомный, шел за одним из слонов и подражал его походке. Слон увидел это, вытянул свою заднюю ногу и двинул ей ему прямо в живот. Тот человек согнулся от боли. Я видел, как это произошло.

Когда слоны дошли до площадки в два гектара, там они по кругу катали всех желающих людей. На слонах были сидения, в которых помещались шесть человек. Дети были в восторге. Они никогда не видели ничего подобного.

На фестивале был бесплатный пир. Там находился фургон с очень вкусным картофельным салатом с сельдереем. Этот грузовичок-рефрижератор работал два дня перед храмом, охлаждая салат, который на фестивале подавался вместе с пападамами и с другими блюдами. Мы накормили очень много людей. В дополнение к бесплатному прасаду на фестивале были палатки, где можно было еще купить прасад, такой как пакоры и другие блюда. По всей территории было разбросано около двадцати различных выставок.

В результате деятельности матаджи Вайкунтхи, которая оповестила телевидение о нашем мероприятии, на фестиваль приехала новостная съемочная группа, по-моему, из Лос-Анджелеса. Журналистка Кэрон Лавджой брала у меня интервью.

До Ратха-ятры миссис и мистер Кор приехали на похороны Джаянанды. Они смотрели, как его тело поднималось на транспортировочной ленте в камеру для кремации, и были разбиты горем. Затем мы все вернулись в комнату Рамешвары в храме, и, неожиданно, от этого горя не осталось и следа. Они стали рассказывать истории о том, каким был Джаянанда, когда был подростком. И все превратилось в очень радостное событие.

Возвращаясь к Ратха-ятре, вечером после проведения Ратха-ятры, о ней показывали репортаж в одиннадцатичасовых новостях. В те времена вечерние новости с ведущим Эдом Бредли смотрели примерно шесть миллионов человек. Мы ждали. Я находился в комнате Рамешвары вместе с Карандхарой и другими преданными из «ББТ». В новостях показывали о падении самолетов, политиках, которые ссорятся друг с другом, о футболе и так далее. И затем, в одиннадцать двадцать, мы увидели Эда Бредли на фоне изображения храма Джаганнатха-Пури. Я не знаю, откуда у него было это изображение. Затем сцена перенеслась в Лос-Анджелес. Кэрон Лавджой берет интервью у разных людей. И среди тех людей, у которых она брала интервью, оказались миссис и мистер Кор. Она спросила: «Откуда вы?». Они сказали: «Мы из Грэнд-Дженкшен, Колорадо». Кэрон спросила: «Грэнд-дженкшен, Колорадо, — это же очень далеко отсюда. Почему вы приехали оттуда в Лос-Анджелес?» И мать Джаянанды ответила: «Наш сын спроектировал эти колесницы. Он умер около трех месяцев тому назад. И мы специально приехали посмотреть на этот фестиваль». Это передавали по новостям, а мы смотрели это на большом экране. Мы ничего не знали о том, что она встретилась с родителями Джаянанды. И все мы, смотревшие эти новости, сидели с глазами полными слез, видя, как мать и отец прославляют их святого сына Джаянанду прабху. Так закончился вечер.

Кое-что еще произошло после Ратха-ятры в Лос-Анджелесе. Ведомство парков и отдыха решило запретить фестиваль. Рэйшел Мартинес из этого ведомства очень благосклонно относилась к нам. Ее подруга носила крестик, и мы думали, что она одна из баптистов, которым не нравится все не христианское. Было устроено собрание, на котором присутствовали эти две женщины, а также полиция Санта-Моники и Лос-Анджелеса и другие чиновники — всего около двадцати человек. Против нашего фестиваля были высказаны сильные возражения. Они говорили: «А если кто-нибудь бросит петарду под ноги слону, он же просто взвесится и натопчет много людей». Однако представители полиции были не согласны: «В Санта-Монике этот фестиваль одно из редких хороших событий. Каждый вечер мы видим, как на Венис-бич кто-нибудь умирает от передозировки наркотиков. И мы думаем, что этот фестиваль должен продолжаться».

После того, как нам сказали о запрете фестиваля, у нас было слушание в городском совете. Там присутствовало около пятидесяти человек. Там, в основном, были домохозяйки и семейные люди, которые ничего не знали о Ратха-ятре. Один из них был адвокатом. И нам нужно было провести это слушание так, чтобы они могли понять, почему мы протестуем против запрета фестиваля.

Их адвокат пришла к нам и сказала: «Если они будут продолжать отстаивать запрет этого фестиваля, я ухожу». Она пригрозила, что перестанет на них работать, если они продолжат выступать против нашего фестиваля. И мы выиграли. Проиграв слушание, администрация Лос-Анджелеса должна была заплатить нам двенадцать тысяч долларов. Большие деньги.

Есть книга о Джаянанде, из которой вы можете узнать больше о нем. Прабхупада сказал, что мы должны ставить его изображение на колеснице Ратха-ятры и почитать его также, как почитаем других великих ачарьев в дни их ухода. Джаянанда был типичным американским парнем. Народ в Огайо обычно глуповатый и наивный, но Джаянанда не был таким. Он работал таксистом не потому, что был глупым, просто ему не нравился корпоративный мир. Ему много работы предлагали, но он стал таксистом. Когда он пришел в храм, будучи таксистом, ему было тридцать лет. Все остальные были моложе. И мы думали: этот парень консервативный. Это было большой редкостью, когда тридцатилетние присоединялись к храму. И он остался. И никогда не уходил. Прабхупада его очень прославлял. Мы можем многому научиться у Джаянанды, особенно смирению, бережливости, дружелюбию и привязанности к прасаду. Мы можем говорить о нем без конца, часами, месяцами, годами и жизнями.

Джаянанда инициировал этот фестиваль. Он был мозгом, разумом, который стоял за всем этим. Он достал пиломатериалы, сконструировал колесницы. В конце каждого дня мы с Бабхруваханом заходили к нему в комнату и давали ему отчет о проделанной работе, а он каждый раз говорил нам: «Как вы это делаете?! Это потрясающе! Я даже не представляю, как вам это удается!» На самом деле он все делал. Такого было его смирения. Хотя он дирижировал всем, он считал, что заслуга за это принадлежит другим.