Трибхуванатха Прабху

Трибхуванатха Прабху

Подношение дорогому другу

(Из воспоминаний Падмапани Прабху и других преданных)

Важной особенностью милости Шрилы Прабхупады является общество преданных, которое он любезно предусмотрел для нашего духовного прогресса и дружбы. Один из таких выдающихся преданных и слуг Его Божественной Милости — наш дорогой духовный брат Шриман Трибхуванатха Прабху.

Лично я перед ним в великом долгу за то, что он привлек меня в движение санкиртаны Господа Чайтаньи, силой затянув на Ближний Восток после физического ухода Шрилы Прабхупады. Его решимость распространять сознание Кришны при любых обстоятельствах служила вдохновением для всех, кто знал и любил его. Все его сильно любили, поскольку он сильно любил Прабхупаду. Его любовь к Шриле Прабхупаде была безграничной.

Словами и собственным примером, он способствовал укреплению моего убеждения, что секрет духовной жизни состоит в том, чтобы как-нибудь получить милость Шрилы Прабхупады. Я всегда буду благодарен Шриману Трибхуванатхе Прабху за его доброту и великодушие. Его общество было большим благословением для меня. Помнить о нем — все равно, что помнить о Прабхупаде.

* * *

Трибхуванатха Прабху получил посвящение 18 июля 1970 года в возрасте 16 лет, прожив в лондонском храме в течение нескольких месяцев. Шрила Прабхупада принял его как своего ученика и дал ему духовное имя, о чем известил письмом из Лос-Анджелеса.

Летом 1970 года старшие преданные, основавшие лондонский храм — Гурудас, Ямуна, Шьямасундара и Малати — уехали в Индию, чтобы сопровождать Шрилу Прабхупаду в первой индийской группе санкиртаны. Мукунда Прабху стал президентом храма в Лондоне. И так как Мукунда уходил на работу на весь день, Трибхуванатха Прабху, всегда вдохновленный и бесстрашный, вел преданных на санкиртану. У него был особый стиль игры на мриданге. Его руки двигались в разных направлениях, и казалось, будто барабан вот-вот вылетит из его рук. В те времена преданные выходили на улицу петь святые имена Кришны утром и возвращались к обеду, затем после обеда они снова уходили и возвращались к вечернему арати. После арати они снова выходили с харинамой и возвращались около 9 или 10 вечера принять вечернее горячее молоко и отдохнуть.

Трибхуванатха Прабху рассказывал, что в самом начале своего преданного служения он получил особое благословение, — всякий раз, когда он пел Харе Кришна в киртане, он сразу испытывал неземное блаженство. Те, кто видел с каким воодушевлением он пел святые имена Господа в киртанах по всему миру, могут подтвердить, что это было истиной. Он всегда был сосредоточен на проповеди святых имен Господа. У него была сильная вера в силу повторения и пения Харе Кришна, особенно в совместное пение. Впоследствии, его вдохновляющие киртаны и харинамы стали легендарными по всему миру. Преданные часто ходили на харинамы с Трибхуванатхой, который проводил многочасовые киртаны с широкой улыбкой на лице. Люди естественным образом привлекались им.

В июне 1972 г. Трибхуванатхе Прабху вместе с другими преданными удалось снять в аренду дом в Эдинбурге под храм для проповеди в Шотландии. Вдохновленный его успехами, Прабхупада сообщил, что готов приехать в Эдинбург в конце июля.

В восторге оттого, что Шрила Прабхупада согласился приехать в Эдинбург, Трибхуванатха приступил к поискам подходящего помещения, где Прабхупада мог бы выступить с лекций. Его выбор пал на Вудсайд-Холл в Глазго, в котором могло разместиться около 500 человек. Глазго является вторым значительным городом в Шотландии, в котором находилось немало выходцев из Индии и часто проводились харинамы.

К приезду Шрилы Прабхупады зал был переполнен. Множество людей пришли, чтобы увидеть его. Уличные мальчишки также пытались пройти в зал, и некоторые преданные приготовились выпроводить их в случае, если они будут создавать беспокойства в течение лекции. Но Прабхупаде это не понравилось. Он попросил преданных позволить им войти.

Прабхупада прочитал небольшую лекцию, разъясняя принципы сознания Кришны. Затем он попросил задавать вопросы, и один молодой парень, хиппи, подошел к сцене и сказал: «Вы говорите, что нам следует служить Богу, но разве мы все не являемся Богом?»

До этого вопроса Прабхупада невозмутимо сидел на вьясасане, но буквально в один момент его настроение изменилось. Он повернулся к хиппи и зарычал в микрофон: «Ты думаешь, что ты Бог? Ты не Бог, ты — дог!»

Прабхупада не мог терпеть таких слов. У него была чистая любовь к Кришне, и он не мог слышать, как незначительное живое существо сравнивает себя с Верховной Личностью Бога.

От этих слов Прабхупады парень отступил в потрясении. На несколько мгновений в переполненном зале воцарилась мертвая тишина, затем зрители начали вставать со своих мест, и аплодировать в знак одобрения. Зал отреагировал удивительным образом, даже Прабхупада был удивлен.

Прабхупада остался очень доволен проведенной программой. О том, что произошло после, Трибхуванатха Прабху вспоминал так:

«После программы Прабхупада и преданные вернулись в храм, и мы устроили пир из одних апельсинов, — это было все, что мы могли тогда себе позволить. Когда Прабхупада уезжал от нас, он был просто опьянен блаженством. Когда он вышел в холл, на его лице сияла замечательная улыбка. Я никогда прежде не видел Шрилу Прабхупаду таким. Я стоял и держал дверь открытой. Там были только Прабхупада и я. Его слуга остался где-то позади. Когда Прабхупада подошел к двери, он поместил свои руки мне на голову и стал гладить очень нежно. Я не мог в это поверить. Он сказал: “Я очень доволен тем, что ты сделал. Теперь проповедуй сознание Кришны по всей Шотландии”. Это было так чудесно — трудно даже передать словами то, что я испытал. Это был один из тех удивительных моментов в жизни, который никогда больше не повторится».

Бхуомадева Прабху: «Шрила Прабхупада наслаждался своим пребыванием в Эдинбурге. Можно было видеть невероятное взаимопонимание между Трибхуванатхой и Шрилой Прабхупадой».

Трибхангананда Прабху: «Трибхуванатха рассказывал мне, как однажды он спросил Прабхупаду, как может молодой преданный получать общение необходимое для того, чтобы прогрессировать в сознании Кришны. Прабхупада ответил ему: “Ты станешь тем, кто даст им это общение”.

И так оно и было. Общение с ним всегда придавало сил, ободряло и вдохновляло нас. Он был всегда готов проповедовать и сострадал другим. Также он любил шутить и смеяться с преданными. Он любил сознание Кришны, и это его настроение было неизменным».

Прабхавишну Свами: «Трибхуванатха всегда очень тяжело работал, служа Шриле Прабхупаде и вайшнавам. Он очень мало ел и спал. Его энтузиазм был заразителен и его присутствие действовало ободряюще на преданных. Позже он стал путешествовать с фестивалями по всей Великобритании. Эта проповедь имела большой успех. Он продолжал ее до самого своего ухода».

Бхуомадева Прабху: «Я считал Трибхуванатху одним из своих самых лучших друзей, а также своим наставником. Все любили его и восхищались им. И это делало храм в Эдинбурге по-настоящему особенным. Для нас это было самое счастливое время в служении Прабхупаде и Кришне. И такая атмосфера любви, преданности и счастья в нашем храме была, поскольку Трибхуванатха был за старшего. Его присутствие создавало блаженную атмосферу.

Он совершенным образом следовал Прабхупаде, и все новые преданные стремились быть похожими на него.

Мы следовали ежедневной духовной программе, выходили петь святые имена в Эдинбурге и Глазго. В то время не было никакой политики. Никто не боролся за место президента храма. Как кто-то мог быть лучше этого парня? Он был просто совершенным преданным».

Прабхупада был очень рад тому, что Трибхуванатха открыл храм в Эдинбурге. Шрила Прабхупада в юности закончил Шотландский церковный колледж и позже проявлял особый интерес к эдинбургскому храму. Однажды в Маяпуре в окружении санньяси и лидеров общества, Прабхупада рассматривал фотографии нескольких проектов ИСККОН. Но, когда он услышал, что Трибхуванатха Прабху присутствует, находясь где-то позади всех преданных, Прабхупада сразу же подозвал его поближе и сказал: «О, как дела в эдинбургском храме?» Было похоже, что он испытывает особую гордость и радуется за него. И потом, всякий раз, когда Прабхупада видел Трибхуванатху, он расспрашивал его об этом храме.

* * *

Я провел более 20 лет в обществе Трибхуванатхи Прабху, проповедуя вместе с ним во множестве стран. Он был моим героем и другом. С нашей первой встречи в Индии в конце 70-х годов моя жизнь изменилась. Тогда, будучи молодым брахмачари, я встретил его на крыше старого храма в Дели в Ладжпут Нагаре. И первое, что Трибхуванатха сказал мне, было: «Вы хотите сделать что-нибудь особенное для Шрилы Прабхупады?» Это то, о чем он сам постоянно думал.

Немного старше меня, Трибхуванатха в пору моей духовной юности милостиво принял меня под свое крыло. Я никогда не мог понять, почему он был так добр ко мне, но, тем не менее, я очень благодарен ему за это.

В начале 1978 года, Трибхуванатха Прабху собрал небольшую группу преданных, которая должна была распространить сознание Кришны на Ближний Востоке для удовлетворения Шрилы Прабхупады. Двигаясь по суше, группа добралась из Лондона в Бейрут. Посреди гражданской войны им удалось распространить 5000 «Бхагавад-гит» и тысячи «Ишопанишад» на арабском языке. Некоторые преданные были пойманы и заключены в тюрьму, рискуя расстаться с жизнью или конечностью, но, в конце концов, все были выпущены.

В последующие четыре с половиной года усилиями Трибхуванатхи Прабху, были распространены книги и проведены программы в Ливане, Иордане, Сирии, Египте, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и Оманском Султанате. В Каире был открыт проповеднический центр, где постепенно в течение многих лет культивировалась община прихожан. Некоторые выдающиеся члены египетского общества (как например, известный журналист, учитель йоги и кинозвезда) регулярно посещали лекции, а основная группа серьезных последователей приняла ежедневное повторение мантры Харе Кришна.

В течение многих лет множество людей прошли через эту программу, которая имела и успехи и неудачи. Тем не менее, были распространены тысячи книг Шрилы Прабхупады, много людей выросших в исламской традиции получили прасад и повторяли святые имена Кришны. Несмотря на риск, преданные, находясь там, не чувствовали беспокойств, поскольку помнили слова Шрилы Прабхупады, произнесенные им на лекции в лондонском Конвей-Холле в ноябре 1969 года: «С тех пор как мы начали это движение в странах Запада, европейцы, американцы, африканцы, египтяне, японцы — все повторяют эту мантру. Это совсем не трудно. Они повторяют ее с великой радостью и достигают результатов. Что тут трудного?» («Наука самоосознания», гл.5).

Египет был первой страной за пределами Индии, на которую Шрила Прабхупада поставил свои стопы, направляясь в Америку. Он остановился в Порт-Саиде в 1965 году и посетил город вместе с капитаном корабля «Джаладута». Так Шрила Прабхупада положил начало проповеди сознания Кришны в Египте и на Ближнем Востоке.

Прабхупада хотел, чтобы Харе Кришна маха-мантру повторяли повсюду, даже в, казалось, безнадежных, с точки зрения проповеди, местах, таких как Египет. И Трибхуванатха Прабху смело и с большим воодушевлением принял это служение.

В беседе Шрилы Прабхупады с ирландским поэтом Десмондом О’Грэди Прабхупада заметил: «Вы, ирландцы, никогда не устаете бороться». Десмонд О’Грэди ответил: «Да. Мы боремся вот уже три тысячи лет». Прабхупада сказал: «Я думаю, что борьба все еще продолжается», после чего они оба рассмеялись.

Трибхуванатха часто цитировал эту беседу. Будучи ирландцем по рождению, он говорил: «Я ирландский боец. Я родился, чтобы сражаться за Прабхупаду». Трибхуванатха от природы был сильным и бесстрашным человеком и всегда по первому требованию был готов сражаться от имени Шрилы Прабхупады. Это было его второй натурой.

Выбор Трибхуванатхи стран, где распространять сознание Кришны от имени Шрилы Прабхупады, несомненно, свидетельствует о его прирожденном бойцовском духе. Он мог бы довольствоваться тем, чтобы почивать на лаврах и жить в комфорте и славе за прошлые достижения в преданном служении. Но вместо этого, Трибхуванатха направлялся в места неизвестные и неизученные, а зачастую даже очень опасные, редко имея достаточно денег и средств, гарантировавших безопасную дорогу. Не имело значения, куда он решал отправиться, он всегда был счастлив, даже не обладая практически ничем, кроме веры в святые имена Кришны.

Помню однажды, в начале новой программы, около семи преданных оказались собранными вместе в одной комнате отеля, не имея ни денег, ни еды. Мы находились в одной из самых жарких точек мира. В полдень все лавочки закрывали свои ставни, местные жители обедали и шли спать, включив кондиционер на полную мощность. А преданные, не имея достаточно продовольствия и изнывая от жары, становились все более раздражительными и даже стали ворчать на Трибхуванатху и его стиль управления. У одного брахмачари были припрятаны деньги, и он тайком ускользал от других, чтобы перекусить где-нибудь в одиночку. Когда это выяснилось, у остальных возникла буря негодования.

Трибхуванатха Прабху оставался спокоен и продолжал заниматься проповедью. Он уверял, что Кришна обеспечит нас всем необходимым. Через семь дней все были уже на пределе, но Трибхуванатха сохранял свое обычное хладнокровие и веру. В конце концов, супружеская пара (индийский доктор и его жена) пригласили нас на программу и прасад в их доме. Все женщины общины внесли свою лепту и приготовили роскошный пир, который состоял из множества замечательных блюд, включая сладкий рис, халаву, пури и т.п. Хозяева продолжали кормить преданных прасадом до тех пор, пока никто уже не смог съесть ни кусочка. Все преданные практически катались по полу с большими улыбками на лицах, громко смеялись и шутили друг с другом, как это могут только брахмачарии. После программы, довольные преданные побрели в отель. Так вера и методы проповеди Трибхуванатхи были оправданы, и уже больше никто в нем не сомневался.

Во время нашего общения Трибхуванатха в изобилии омывал меня нектарными историями о Прабхупаде. Моя самая любимая — когда Шрила Прабхупада неожиданно прикоснулся к голове Трибхуванатхи, выражая тем свою любовь к преданному сыну, который так сильно желал удовлетворить своего возлюбленного духовного учителя, повсюду проповедуя сознание Кришны. Часто, когда Трибхуванатха вспоминал эту историю, его глаза наполнялись слезами, и голос его дрожал. Он никогда не говорил об этом с высокомерием и эгоизмом. Напротив, казалось, он был сам поражен тем, что такое редкое проявление любви между гуру и учеником произошло именно с ним.

Трибхуванатха Прабху был очень верным и надежным другом. Однажды кто-то указал на один из моих бесчисленных недостатков. Меня не было при этом обсуждении, но один преданный рассказал мне позже, что Трибхуванатха сразу же стал защищать меня. Он сказал, что всегда будет любить и уважать меня как духовного брата, «независимо ни от чего». Вот это друг!

В 1979 году, после непростой совместной проповеди в некоторых странах, Трибхуванатха как-то сказал мне: «Давай поедем в Индию». Мы сразу же купили билеты и через пару дней уже были там. Мы вместе изучали «Шримад-Бхагаватам» в Хардваре и Ришикеше, сидя на берегу Ганги и купаясь в ее зимних холодных водах. Трибхуванатха всегда говорил мне: «Жизнь предназначена для обучения». Также мы проводили там длительные и глубокие киртаны. Святые мудрецы, выполняя свое омовение, с любопытством рассматривали белого иностранца, поющего святые имена Кришны так безудержно и с таким глубоким чувством. Однажды вечером на заходе солнца на Шиваратри мы пришли к лучезарному мурти Господа Шивы, одиноко сидящему у священной реки. Черты его лица были очень красивы, просто восхитительны. Трибхуванатха не долго думая начал бурный киртан для его удовольствия, и это было божественно. Это были самые лучшие дни в моей жизни в обществе «старого доброго Трибху».

Мы провели вместе с ним много времени в Индии, Англии и множестве других стран. Первое, что мы делали, когда встречались — предлагали свои почтительные поклоны друг другу, а затем у нас всегда был бесконечный поток нектара Прабхупада-катхи. Иногда из-за задержек с вылетом нам приходилось ждать рейса до поздней ночи или даже утра. В это время мы говорили о Прабхупаде или проводили киртан вместе, иногда в самых странных местах и необычных обстоятельствах. Но мы не обращали на это никакого внимания. Прабхупада и Кришна были всегда приоритетом для Трибхуванатхи, что действовало успокаивающе на ум и сердце.

Меня поражало в Трибхуванатхе то, что он всегда был счастлив. Его глаза светились радостью. Он никогда не забывал поприветствовать вас сердечным «Харибол» или восторженным «Слава Шриле Прабхупаде». Я никогда не видел его угрюмым, даже в самых худших и тяжелых обстоятельствах. Он никогда не был в дурном настроении или подавленным грузом мириад проблем материального мира (как я). На самом деле, я сомневаюсь, что он даже вообще знал значение слова «депрессия», в отличие от современным людей, вынужденных постоянно принимать антидепрессанты или другие подобные медикаменты. Только не Трибхуванатха Прабху. Он был воплощением фразы: «Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы».

От него нельзя было услышать никаких сплетен или осуждения кого-то из преданных. Трибхуванатха Прабху не хотел привлекать к себе особое внимание и всегда оставался смиренным. Когда ему казалось, что он совершил ошибку или принял ошибочное решение, он всегда извинялся и просил прощения. Согласно Шриле Прабхупаде, это является признаком великой личности.

«Ошибаться свойственно людям. Каждый совершает ошибки. В этом нет сомнений. Но после того как я допустил ошибку, если я не способен признать ее — это глупость. Когда становится ясно, что произошла ошибка, вы должны признать это. В этом величие». (Беседа во время утренней прогулки Шрилы Прабхупады, 1.2.1977 г.)

Трибхуванатха рассказывал мне историю о приезде Прабхупады в Лондон. В конце лекции Шрила Прабхупада, обращаясь к аудитории, сказал: «Сознание Кришны такое простое, что вы не заметите его». Во время лекции в Бостоне в 1969 году Шрила Прабхупада сказал, что сознание Кришны «просто для простых, но очень трудно для сложных». Трибхуванатха Прабху был примером этой простоты, являя образ простого, но возвышенного преданного.

Вечером, перед тем как идти спать, Трибхуванатху почти всегда можно было видеть повторяющим последний круг или два джапы и клюющего носом. Он выглядел усталым, но счастливым оттого, что провел еще один день в служении и тяжелой работе для духовного учителя и Кришны. Для нас он был олицетворением формулы, данной Прабхупадой: «Работа сейчас, самадхи потом».

Трибхуванатха Прабху организовывал духовные фестивали в течение последних 30 лет. Они всегда были очень успешными и много людей по всему миру знали и любили его.

С 1995 года Трибхуванатха начал проводить «Фестивали Харе Кришна» в Восточной Африке. Ежегодно до самой смерти он устраивал фестивали сознания Кришны в Уганде, Танзании, Руанде, Замбии, Конго и Кении. Ему приходилось сталкиваться с невероятными трудностями и порой даже опасностями, проповедуя движение Господа Чайтаньи в этой части мира. С маленькой группой английских преданных он самоотверженно развивал фестивальную программу в Восточной Африке. Он был очень предан своему делу и трудился, не рассчитывая на признание. По настоящему мы даже не можем себе представить, как это было трудно во времена репрессий и гражданских войн, в отсутствие нормального транспортного сообщения, хорошего оборудования, денег и помощников. Для проповеди сознания Кришны в местах, подобных этому, требуется большая вера в духовного учителя и Кришну.

Однажды фестивальную группу арестовали в джунглях Конго и держали несколько дней в деревянной клетке, которую охраняли вооруженные люди. Преданные думали, что им придется там умереть. Но потом безо всяких объяснений их все-таки выпустили.

В другой раз в Африке Трибхуванатха подхватил церебральную малярию и чуть не умер. Но это не могло его остановить. В течение 7 лет он проводил по тридцать фестивалей с ноября по январь. На них были распространены тысячи книг и розданы десятки тысяч тарелок с прасадом. Большая часть времени на представлении отводилась киртану. У Трибхуванатхи всегда было много энергии и сильное желание дать людям святое имя. В перерывах между фестивалями он собирал средства для их проведения. Только смерть смогла остановить его.

Должно быть, сотни тысяч африканцев посетили программы Трибхуванатхи. Он внес большой вклад в развитие проповеди сознания Кришны в Африке.

Однажды в Интернете я прочитал о болезни Трибхуванатхи Прабху, о том, что он отправляется в Бразилию попытаться вылечить возникший у него рак желудка. Я немедленно написал ему, выражая свое беспокойство. Он ответил, что статья была «преувеличением», что его состояние было «не очень серьезным». Каждый раз, когда я писал ему, беспокоясь о его состоянии, он продолжал ободрять меня, отвечая, что его состояние не такое уж серьезное, как могло бы быть. И когда я услышал новость о его уходе, я был сильно потрясен, поскольку все это время мой друг описывал свое состояние так, чтобы не тревожить меня. Такова была смиренная природа Трибхуванатхи. Он не хотел трубить в фанфары о своей болезни. Он писал мне, что смущен той суетой, которая возникла вокруг него в обществе преданных. Поэтому он незаметно уехал в другую страну, где очень тихо и просто оставил тело. Хотя я был ужасно расстроен, я также был очень горд кротостью и желанием оставаться в тени, которые он проявил в конце. Он никогда не терял своего подлинного сердечного смирения.

В одном из своих последних писем ко мне из Ирландии, Трибхуванатха написал:

«Я негодяй номер один, но каким-то образом Шрила Прабхупада спас нас. Его розовые лотосоподобные стопы — наша единственная защита, все остальное — просто пузыри на воде».

Трибхуванатха Прабху оставил этот мир 16 октября 2001 года, но память о нем и любовь преданных остается живой в их сердцах.

Трибхуванатха очень тяжело работал для Шрилы Прабхупады. Удовлетворить Прабхупаду было его единственным желанием. Он всегда был и останется источником вдохновения для многих преданных и доброжелателей движения сознания Кришны.

Спасибо тебе дорогой друг.

Падмапани дас.