Бхактисварупа Дамодара Свами

Бхактисварупа Дамодара Свами

Будучи мягким и добрым по природе, он мог найти взаимопонимание с каждым. Однажды Махараджа даже попросил Папу Римского Иоанна Павла II стать вегетарианцем на один день во время Конгресса Мира, организованного под эгидой Организации Объединенных Наций. И Папа, его хороший друг, принял предложение и не ел мясо в тот день вместе со всеми другими делегатами.

Вхождение в раса-лилу

Детство в традиционной индийской деревне

Его Святейшество Бхактисварупа Дамодара Свами Махараджа родился 9 декабря 1937 года в Манипуре, овеянной легендами стране на северо-востоке Индии. Его родители, будучи гаудия-вайшнавами, преданными Господа, назвали сына Дамодарой. Отец Шрипады Махараджи, Шри Йогендра Сингх, славился своим искусным пением. Он был продолжателем традиции Ната-санкиртаны, танцев и песен во славу Господа, и так маленький Дамодара с детства слышал святое имя и рассказы о деяниях Господа и Его воплощениях.

В восемь лет Дамодара и его сестра осиротели. Начался трудный период в их жизни. Однако дети не унывали. Однажды, когда ему было десять лет, Дамодара сказал своей сестре: «Когда-нибудь мы разбогатеем, и я украшу тебя золотом с головы до ног». На что сестра ответила: «Нет, когда-нибудь ты женишься, украсишь свою жену золотом с ног до головы, а обо мне забудешь». Дамодара серьезно посмотрел на сестру и твердым голосом сказал: «Я никогда не женюсь». И этот обет он хранил всю свою жизнь.

Так получилось, что в двенадцать лет он остался один на один с судьбой и был вынужден добывать средства к существованию, работая на рисовых полях. На учебу времени просто не оставалось. Как-то раз он повстречался со своим бывшим учителем начальной школы, и тот вместе с деревенским старостой устроил мальчику ночлег и возможность продолжить образование.

В четырнадцать лет Шрипада Махараджа слег со страшным диагнозом — брюшной тиф. Деревенские врачи лишь качали головой — юноша не проживет долго. Но его наставник стал молиться за него, читая вслух знаменитые молитвы десяти воплощениям Господа, «Даша-аватара-стотру», и через сорок дней, в течение которых Махараджа питался одной лишь сывороткой, здоровье его пошло на поправку.

Шрипада Махараджа в юности очень любил истории о деяниях Господа. Однажды он всю ночь напролет сидел и смотрел традиционные манипурские спектакли, поставленные по мотивам раса-лилы, божественного танца Кришны с девушками-пастушками. Выпускной экзамен по математике на следующий день он благополучно проспал. Также в своей деревне Шрипада Махараджа с радостью участвовал в церемониях, которые проводились в храмах Радхи-Кришны, Гаура-Нитая и Джаганнатхи-Баладевы-Субхадры.

От природы наделенный даром добиваться успеха на любом поприще, Шрипада Махараджа вскоре получил возможность учиться в Калькутте, а затем — в Америке. Это было невероятно — мальчику из далекой манипурской деревни получить стипендию на учебу в США!

Жизнь как служение

Шрипада Махараджа занимался написанием докторской диссертации по химии в университете Калифорнии, в Ирвине, когда встретил своего духовного учителя, Шрилу Прабхупаду, и вскоре получил от него посвящение. Вот как он вспоминал это событие:

«Одним июньским вечером 1970 года доктор Рао и я шли по Лагуна-бич и увидели четверых-пятерых учеников Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады, проводящих санкиртану (пение святых имен) на улице. Я был очень удивлен видеть это в Соединенных Штатах. Позднее, через несколько дней, под влиянием доктора Рао, я поехал с ним на встречу со Шрилой Прабхупадой в Лос-Анджелес. Это было в конце июня 1970 года, когда доктор Рао получил посвящение как Рамананда дас.

Когда я увидел преданных в храме Лос-Анджелеса, я внезапно почувствовал, что должен жить, как они. Я ярко помню замечательный любовный обмен цветами между Его Божественной Милостью и учениками ранним утром перед храмом. Я был сильно удивлен, впервые увидев замечательный храм Шри Шри Радхи-Кришны в Лос-Анджелесе. Позднее, после церемонии посвящения, Рамананда Прабху взял меня с собой наверх в комнату Шрилы Прабхупады. Когда мы шли наверх, я ощутил на себе любящий и сострадательный взгляд Шрилы Прабхупады и немедленно почувствовал: здесь мой духовный отец. Шрила Прабхупада задал мне несколько вопросов. Я был очень рад, что увидел Шрилу Прабхупаду. Формально я получил посвящение в храме Шри Шри Радхи-Кришны в Лос-Анджелесе 30 июня 1971 года».

Вскоре после этого Махараджа принял санньясу (отреченный уклад жизни), так он стал известен под именем Шрипада Бхактисварупа Дамодара Свами, или Шрипада Махараджа.

С первого дня своей встречи со Шрилой Прабхупадой в Лос-Анджелесе в 1970 году и до последнего дня, каждая минута жизни Шрипады Махараджа была посвящена выполнению наставлений Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада дал Шрипаде Махарадже больше личных наставлений, чем любому другому ученику.

В течении восьми лет, начиная со знаменитых утренних прогулок по берегу Тихого океана в окрестностях Лос-Анджелеса и вплоть до 1977 года, Шрила Прабхупада будет вести долгие беседы со Шрипадой Махараджей. Они будут говорить о том, каким образом помочь интеллектуалам современности по достоинству оценить ведическую культуру. Они будут говорить о науке, философии, религии, ведической космологии, эволюции, живописи, культурных традициях, духовном образовании — список можно продолжать долго. Некоторые из этих разговоров со Шрилой Прабхупадой в 1975 году были записаны и выпущены в виде книги «Жизнь происходит из жизни», которая сейчас переведена на десятки языков мира.

Шрила Прабхупада лично сделал Шрипаду Махараджу членом Джи-Би-Си и директором Международного Института Бхактиведанты. Институт Бхактиведанты является институтом, деятельность которого направлена на то, чтобы научным языком объяснять интеллектуалам современности принципы сознания Кришны. Как директор Международного Института Бхактиведанты, Шрипада Махараджа организовал четыре специализированные Международные Конференции Синтеза Науки и Религии (в Мумбае, Сан-Франциско, Калькутте и Риме), собрания религиозных лидеров и ученых. Помимо этих грандиозных конференций, Шрипада Махараджа провел сотни семинаров и симпозиумов, а также лично встречался с нобелевскими лауреатами, государственными и религиозными деятелями и ведущими мыслителями современности, такими как Джордж Вейлд (нобелевский лауреат по медицине), Харви Кокс (Гарвардский Университет), Далай Лама, Иоанн Павел II, мать Тереза.

Шрипада Махараджа открыл храм ИСККОН в Тирупати, как главный центр Института Бхактиведанты. Шрипада Махараджа опубликовал дюжину книг по науке и духовности. В 2006 году, для того чтобы доставить удовольствие Шриле Прабхупаде, который однажды сказал ему: «Ты ученый — так докажи научно, что Бог личность», он опубликовал книгу под названием «Бог — личность», содержащую его диалог с двумя выдающимися лауреатами Нобелевской премии. Сегодня Шрипада Махараджа признан во всех основных научных и религиозных кругах мира и считается одним из ведущих авторитетных специалистов по «Науке и духовности». Шрипада Махараджа также написал научные комментарии на первые четыре стиха «Веданта-сутры», являющиеся выводом всей «Веданта-сутры». Он также редактировал и издавал «Савдживанам», журнал института Бхактиведанты.

Шрипада Махараджа построил и открыл чудесный, словно драгоценный камень, храм в Манипуре, который он назвал «Университет Культуры Бхагаваты». Помимо этого, он возвел множество храмов по всей Индии. В 1989 году он также организовал театральную группу под названием «Ранганикетан» с целью культурной проповеди. Через «Ранганикетан» культура Бхагаваты представляется по всему миру в сфере обычно недоступной традиционным методам проповеди. За это время они сыграли более шестисот спектаклей в пятидесяти странах мира. Шрипада Махараджа — основатель и директор Школы Миссии Шри Кришны, а также Школ Миссии Института Бхактиведанты, целой сети начальных и средних школ на северо-западе Индии, в которых обучается свыше 3000 учеников. Научные дисциплины в этих школах преподаются в тесной связи с духовными ценностями ведической философии и религии. Он также открыл «Больницу природного лечения» для преданных.

Шрипада Махараджа уделял часть своего времени важному предмету межрелигиозного диалога. Он участвовал в сотнях научных и религиозных, миротворческих и межрелигиозных конференций по всему миру. Он является членом всемирного совета Объединенной Религиозной Инициативы одной из самых крупных межрелигиозных организаций в мире, целью которой является достижение мира и взаимопонимания в сфере религии.

Шрипада Махараджа говорил, что вся его сева, все его служение, — независимо от того было ли это Институт Бхактиведанты, культурная проповедь, межрелигиозный диалог, храм в Манипуре или путешествия и проповедь, — были все равны и являлись его подношением Шриле Прабхупаде. Вся его деятельность была, как разные лепестки цветка лотоса, который Шрипада Махараджа предлагал своему божественному учителю Шриле Прабхупаде.

Санньяси, который дарил подарки другим

Однажды один из духовных братьев спросил Шрипаду Махараджу: «Вы не могли бы рассказать нам, что самое выдающееся вы помните о Шриле Прабхупаде?» Шрипада Махараджа ответил, что когда вы находились в присутствии Шрилы Прабхупады, вы всегда чувствовали исходящее от него безграничное чувство заботы о вас. У Шрипады Махараджи было множество учеников по всему миру, и он всегда одинаково заботился о каждом из них. Его двери всегда были открыты для учеников и доброжелателей.

Последние пятнадцать лет Ануттама Прабху много путешествовал по миру вместе с Шрипадой Махараджей, считая его своим лучшим другом. Он вспоминает, как Махараджа всегда привозил подарки: чадр из Манипура, колокольчики с Бали. Когда Шрипада Махараджа впервые приехал повидать его внучку Ревати Прему, которой исполнился один год, он специально сделал остановку в магазине, купил ей цветы и воздушный шар и сам лично выбирал их. Он был единственным санньяси, который дарил подарки другим.

Ануттама Прабху всегда любил отправляться с ним за покупками в супермаркет, где Махараджа покупал подарки для преданных в Индии. Махараджа толкал впереди себя тележку и рассказывал, что он хотел бы купить. Он покупал спальные мешки и носки для преданных в Манипуре. Махараджа говорил: «Вы не найдете хорошие носки в Индии».

Шрипада Махараджа никогда не принимал прасад, пока вы не придете и не сядете рядом с ним, и не вставал, не попросив вашего разрешения.

Однажды они с Ануттамой Прабху отправились на двухдневную поездку на корабле между островами в Индонезии, предпочтя поездку морем самолету. Они были в каюте вдвоем, и Махараджа сказал: «Я взял билеты на корабль, поскольку хотел увидеть, что собой представляет поездка на корабле». Иногда он был словно ребенок, имел простодушную природу.

Шрипада Махараджа был всегда осторожен, всегда пристегивал ремень безопасности в автомобиле. Как-то его спросили, почему он так осторожен, возможно, он был в аварии? На что он ответил: «Нет, я научился на курсах по вождению, что нужно пристегивать свой ремень безопасности».

Будучи мягким и добрым по природе, он мог найти взаимопонимание с каждым. Однажды Махараджа даже попросил Папу Римского Иоанна Павла II стать вегетарианцем на один день во время Конгресса Мира, организованного под эгидой Организации Объединенных Наций. И Папа, его хороший друг, принял предложение и не ел мясо в тот день вместе со всеми другими делегатами.

Путешествуя вместе с Шрипадой Махараджей, Ануттама Прабху записал несколько его высказываний.

«ИСККОН — это доказательство того, что Кришна — Бог, поскольку ИСККОН все еще существует».

«ИСККОН — это единство в разнообразии».

«Шрила Прабхупада всегда говорил со мной о науке».

«Я никогда не видел нищих до того, как приехал в Калькутту» [В Манипуре никто не попрошайничает на улицах].

«Я научился петь, практикуясь».

«Бали — очень особое место. Преданные там любят киртан».

«Когда я находился со Шрилой Прабхупадой на ночном дежурстве в его последние дни, он много рассказывал мне о своей семье и раннем периоде его жизни».

Однажды Ануттама Прабху спросил его, что он думает о проблемах в ИСККОН. Шрипада Махараджа ответил: «Я о них не думаю. У меня есть служение, которое дал мне Шрила Прабхупада».

Маханидхи Свами вспоминает, как Шрипада Махараджа приезжал к нему на берег Радха-кунды и они часто разговаривали. Махараджа говорил, что хотел бы остаться на Радха-кунде и посвятить себя бхаджану, но его служение всегда препятствовало этому желанию. Он даже присматривал место для бхаджана, намереваясь остаться на берегах Радха-кунды, когда завершит свою научную проповедь. Но у Господа были другие планы, и Махарадже суждено было остаться на берегах Радха-кунды навечно лишь после своего ухода из этого мира.

Уход Шрипады Махараджи был таким же прославленным, как и его жизнь.

Вхождение в раса-лилу

Шрила Шрипада Бхактисварупа Дамодара Махараджа, возлюбленный духовный сын Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, ушел из этого мира во время периода ратри-лила аштакалья-лилы Господа Кришны, в ту часть суток, когда Господь Кришна призывает Своих близких подруг в божественный танец раса-лила. Этот день был днем Виджая Дашами, самым благоприятным днем в календаре 2006 года. Уход Шрипады Махараджи произошел в Калькутте, святом месте явления его божественного учителя Шрилы Прабхупады. Калькутта является также святым местом, в котором Его Божественная Милость Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур решил уйти из этого мира. Из-за сильной и глубокой любви к своему божественному учителю Шриле Прабхупаде, Шрипада Махараджа не только выбрал Калькутту местом своей работы, но также и местом своего ухода.

Нежелание Шрипада Махараджа идти на компромисс в наставлениях Шрилы Прабхупады широко известны, и эта его преданность наставлениям Шрилы Прабхупады должна послужить в качестве славного примера для всемирного общества преданных сейчас и на все времена. Для всех его учеников и последователей он останется примером бескорыстия, абсолютной честности и неподдельного смирения.

16 августа 2006 года, на день Джанмаштами, в храмовом комплексе ИСККОН Манипура произошел сильный взрыв бомбы. Шестеро преданных, включая двоих детей, оставили этот мир, и свыше сорока преданных получили серьезные повреждения. Тело Шрипады Махараджи также пострадало во время взрыва. Он получил глубокое ранение и сломал кость левого предплечья, также получил небольшое повреждение левой барабанной перепонки и небольшой ожог от шрапнели на спине. После предварительного лечения в Манипуре и выполнения церемонии шраддха по умершим преданным, Шрипада Махараджа приехал в Калькутту, где 25 августа был помещен в больницу. Там ему провели успешные операции на предплечье и ухе. Девятого сентября он вышел из больницы, а когда через десять дней посетил ее снова для обычной проверки, доктора были очень удивлены тем, как быстро восстанавливается сломанная кость его предплечья. К тому времени ожог на его спине почти зажил и рана на предплечье также хорошо заживала.

По возвращении из больницы в свою квартиру, Шрипада Махараджа попросил поискать в его комнате аудиокассеты «Манипур Нат Санкиртаны (Раса-лилы)». С 10 сентября 2006 года до дня ухода, настроение и поведение Шрипады Махараджи изменились и отличались от того, что можно было видеть прежде. Ежедневно он слушал и пел вместе с этими кассетами в течение всего дня, за исключением времени, когда он принимал лекарство, прасад или немного отдыхал. Преданные, сопровождавшие Шрипаду Махараджу, и его ассистенты по научной работе подумали, что Махараджа решил отдохнуть на время своего восстановления, в то время как его обычное расписание было очень плотным, он был очень активным и никогда прежде не находил время для того, чтобы слушать кассеты с киртаном. Кассеты «Манипур Нат Санкиртана», которые он слушал — это киртан исполняемый на манипурском языке, описывающий игры Господа Шри Кришны и Шримати Радхарани. Поскольку некоторые преданные, находящиеся с ним, не понимали манипурский язык, Шрипада Махараджа во время обеда иногда объяснял им, что поется на лентах. Как-то он сказал, что песни, описывающие раса-лилу, так поглощают, что можно полностью забыть этот мир: «Этот мир находится на одной стороне, а тот мир на другой». Он прибывал в очень счастливом настроении и говорил, что чувствует себя воодушевленным более чем когда-либо.

Однажды в полдень, Шрипада Махараджа стал объяснять находившимся с ним преданным, как в одной манипурской песне описывается походка Шримати Радхарани: ее походка сравнивается с походкой грациозной слонихи. Шрипада Махараджа описывал также много других деталей игр Шри Шри Радхи и Кришны. Он рассказал, как однажды обсуждал раса-лилу, описанную в манипурской традиции, со Шрилой Прабхупадой, и сказал, что Шрила Прабхупада был очень доволен глубиной культуры манипурских вайшнавов.

Преданные спросили Шрипаду Махараджу о том, как культура гаудия-вайшнавов и эти своеобразные манипурские мелодии первоначально пришли в Манипур. Шрипада Махараджа сказал, что песни и вайшнавская культура пришли от Нараттамы даса Тхакура, чьи ученики пришли в Манипур и дали духовное посвящение царю Бхагьячандре Махарадже. Мелодии были разработаны Бхагьячандрой Махараджей лично и некоторыми последующими царями Манипура. Объясняя дальше, Шрипада Махараджа описал то, как раса-лила представлена в манипурской традиции. Все начинается с прославления гаура-лилы, в которой Господа Гаурангу просят прийти и стать главным свидетелем раса-лилы. Превозносится слава юга-дхармы Хари Нама Санкиртаны и поются молитвы Господу Нитьянанде, а только затем начинается раса-лила.

За неделю до своего ухода Шрипада Махараджа, находясь в состоянии глубокого духовного переживания, записал замечательную трансцендентную песню на манипурском языке, а затем спел и сделал запись на магнитофон для всех преданных. Шрипада Махараджа записал слова и перевод этой песни следующим образом:

враджапремда луппе

ангаобагумле

радхабу тхиракле

шри гаурана

«Погруженный в любовные мысли враджа-премы, Шри Гауранга Махапрабху ищет Шримати Радхику, словно сумасшедший».

кеидано бриндаван

кеидано кунджаван

кадаида леикхре

сакхишингдуна

тхиракле радхабу

шри гаурана

«”Где Вриндаван? Где Кунджаван? Где сакхи?” Плача, Шри Гауранга Махапарабху снова и снова произносит эти слова, ища Шримати Радхику, словно сумасшедший».

харе кришна харе кришна

кришна кришна харе харе

харе рама харе рама

рама рама харе харе

Первого октября 2006 года Шрипада Махараджа обсуждал с некоторыми из своих учеников предстоящую «Всеиндийскую студенческую конференцию. Научные и духовные поиски», которая должна была состояться в Джаганнатха-Пури. Во время обсуждения ими были утверждены докладчики и темы для конференции. В этот день он также написал письмо президенту Индии с приглашением на конференцию. Около 20:30 – 21:00 часа Шрипада  Махараджа принял немного супа и пошел отдыхать. Примерно через час Махараджа встал с постели и прошел в свою соседнюю офисную комнату, где спали некоторые его ассистенты. Он разбудил одного из них и попросил зайти в его комнату. Махараджа был в очень приподнятом, радостном настроении. Он спросил: «Сколько сейчас времени?» На часах было 22:35. Шрипада Махараджа попросил положить лед на пальцы левой руки, так как чувствовал небольшое жжение в них, и в левом плече он чувствовал небольшую боль. Затем Шрипада Махараджа позвал на манипурском языке своего старейшего ассистента, который также отдыхал по соседству, чтобы он помассировал его плечо. Преданные были немного удивлены тем, что, хотя Шрипада Махараджа испытывал небольшую боль, в то же самое время он был очень счастливым и радостным. В какой-то момент Шрипада Махараджа немного наклонил голову и ушел из этого мира. Один из преданных воскликнул: «Нет, Шрипада! Вы не можете сделать это!» Все были потрясены случившимся. В этот момент подошли двое других преданных, которые были в соседней комнате, и начали растирать стопы и руки Шрипады Махараджи, надеясь пробудить их возлюбленного Гуру Махараджу из его самадхи. Но Шрипада Махараджа уже вошел в божественную раса-лилу Господа Шри Кришны.

На следующий день трансцендентное тело Шрипады Махараджи привезли в храм Шри Шри Кришны-Баларамы в Шри Вриндаван-дхаму. Там многие преданные смогли получить его даршан перед церемонией самадхи, которая произошла 4 октября 2006 года. В соответствии с желанием Шрипады Махараджи, он был помещен в самадхи, усыпальницу в Гопалдева Мандире на берегу Радха-кунды, в благоприятный день ухода Шрилы Рагхунатхи даса Госвами (прайоджана-ачарьи), Шрилы Рагхунатхи Бхатты Госвами и Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами.