Писать в стол

Писать в стол

В своем комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 11.7) Шрила Прабхупада пишет, что книги на духовные темы не должны писаться для материальной выгоды, престижа или славы — автор это должен делать ради очищения. В другом месте о самом авторе произведения Шрила Прабхупада говорит, что Кришнадас Кавираджа, по сути, что называется писал в стол. Так говорят, когда у автора нет уверенности, что когда-нибудь его произведение будет издано.

Помню, когда я прочитал этот комментарий меня, как автора, он зацепил, заставив задуматься. Писательское ремесло и исследовательский труд требуют много времени и сил, концентрации и погруженности. И поэтому тебе нужно найти мотивацию для этого служения, длящегося месяцы и годы, зная, что быть может твой труд никогда никто другой больше не увидит. Такое вот оно духовное творчество.

Несколько лет назад, когда я собирал информацию о матаджи Каулини для второго тома книги «Святые ИСККОН», я попросил одну знакомую преданную транскрибировать запись с воспоминаниями о ней (у меня с пониманием английского со слуха не очень хорошо). Запись была плохого качества. По началу она согласилась, а затем спросила: «А это вообще войдет в вашу книгу или я тут зря стараюсь и время трачу». Я честно ответил, что не знаю когда выйдет книга, будет ли она вообще закончена и войдет ли именно этот отрывок в нее, но сейчас мне этот материал очень помогает для дальнейшей работы. Матаджи осталась не удовлетворена моим ответом, и с тех пор больше мне не помогала. Ирония судьбы в том, что тот материал, который она транскрибировала, по большей части в книгу то вошел.

Нараяна Бхатта Госвами был современником Рупы и Санатаны Госвами. Однажды Господь Кришна предстал перед ним и попросил открыть миру места Его игр во Врадже. Свою жизнь Госвами посвятил этому служению и свои открытия записал в книгах. Он составил 59 книг с подробнейшим описанием лесов, деревень, Божеств и мест, связанных с играми Кришны. Колоссальный труд, проделанный по поручению Самого Господа. И что же вы думаете? До нас дошла лишь небольшая часть его произведений. Большинство из них было утеряно, уже, по-видимому, навсегда. Кто может понять замысел Господа?!

Шрила Бхактивинода Тхакур, день явления которого мы сегодня отмечаем, написал множество книг. Мы знаем некоторые из них, но многие из его работ так никогда и не были опубликованы, а сейчас безвозвратно утеряны. Например, Шрилы Бхактисиддханта Сарасвати описывал сочинение своего отца, предназначенное для детей, которое не дошло до наших дней. Точно также как у христиан и мусульман есть книги, простым языком дающие наставления относительно духовных вопросов, Бхактивинода Тхакур написал несколько томов с вопросами и ответами, чтобы с самого раннего возраста дети вайшнавов могли обучаться религии. Эта работа получила название «Дхарма-шикша». Он написал первый, второй и третий тома для разных уровней. Все они находились в рукописной форме, но так и не были изданы.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур написал комментарий на стихи «Ишопанишад», но этот комментарий не был опубликован, а сама рукопись со временем пропала.

Ваш покорный слуга трудился над первым томом «Святых ИСККОН» несколько лет, постоянно дополняя и переписывая главы. Матаджи Кумари Канта из издательства «Философская книга» знала, что я работаю над ней и однажды, когда я был в Москве спросила: «Ну, когда же ты уже закончишь свою книгу?» Я задумался и сказал: «А знаете, я ведь свой плод уже получил». И я действительно чувствовал удовлетворение от проделанной работы и такого глубокого общения с возвышенными преданными героями книги. И, наверное, это и есть то настроение, с которым надо писать такие книги — для самоочищения. Но, выслушав меня, матаджи Кумари Канта спросила: «А как же мы?..», и молитвами преданных книга «Святые ИСККОН» уже в следующем году увидела свет.

Хорошо все-таки когда этот духовный нектар также касается ушей и сердец других преданных.