Вишока дас “Взлеты и падения в сознании Кришны”

Вишока дас "Взлеты и падения в сознании Кришны"

Это произведение первое из цикла повествований о том, как духовное сознание колеблется от божественного до мирского, иногда слегка, а порой существенно, поднимаясь вверх и опускаясь вниз, словно игрушка йо-йо. Как правило, это испытывают все преданные-неофиты. Даже некоторые великие преданные проходили через временные темные периоды жизни.

Однажды Джаянанда сказал Карандхаре: «Знаешь, в сознании Кришны не всегда все бывает так гладко. Но ты должен продолжать повторять святые имена».

Об этом эпизоде в «Воспоминаниях о Джаянанде» Калакантха дас пишет: «В то время Карандхара и представить себе не мог, что в служении Кришне что-то может не заладиться. Однако годы спустя, вспоминая эти слова, он смог по достоинству оценить глубину сказанного Джаянандой. “Что бы ты ни приобретал и чего бы ты ни лишался, никогда не теряй веры в святое имя”».

Нет ничего удивительного в том, что такое происходит. Если бы я был постоянным в своем преданном служении, то был бы уже чистым преданным. Чистые преданные стабильны в преданном служении и памятовании о Господе Кришне без всяких перерывов. Они не испытывают колебаний в своем сознании Кришны и служении Кришне, их духовное сознание всегда устойчиво.

Некоторые из нас подвержены приливам и отливам нашей преданности, и поэтому нам приходиться стараться изо всех сил, чтобы стать безупречными в преданном служении. Иногда трудности материального мира добираются до нас в виде боли от страданий тела или ума, а иногда в виде каких-то желаний никак не связанных с бхакти-йогой. Для семейных людей проблемы связанные с воспитанием детей, оплатой счетов, неудовлетворенностью в жизни, проблемами с друзьями, родственниками и т.п. могут стать препятствием в их сознании Кришны. Боль от тех неприятных вещей, которые происходили в Движении, может отвлечь нас от чистой цели. Нам советуется следовать примеру гопи, которые думали только о Господе Кришне, выполняя свои домашние обязанности.

Мы испытываем недовольство собой, особенно когда мы в нисходящем периоде жизни, который неизбежен для неофитов. Наше сознание Кришны может «выключаться» и «включаться» до тех пор, пока мы не станем чистыми преданными, сознание которых не осквернено и каждое мгновение дня и ночи сосредоточенно на Господе Шри Кришне.

Пока мы не достигнем этого возвышенного уровня, наше сознание может быть неустойчивым. Если бы мы все были чистыми преданными, тогда мы смогли бы решить все наши социальные проблемы в сознании Кришны за несколько дней, и Движение расширялось бы, как это было в семидесятые годы. Чистая преданность порождает чистые желания сотрудничать и служить Шриле Прабхупаде и его миссии, и таким образом мы были бы уполномочены Господом Кришной и Шрилой Прабхупадой, выполнить эту миссию.

Мы читаем о Кришне в книгах Шрилы Прабхупады столько, сколько можем, но в основном это что-то вроде дистанционного наблюдения. Это как будто видеть божественные игры на расстоянии, воспринимая духовную реальность, находящуюся где-то там, в другом мире. Чтение может до некоторой степени передать ощущение причастности к описанным событиям. Иногда я размышляю, каково оно на самом деле оказаться там, рядом с Кришной в Его лиле, жить духовной реальностью в Его святой дхаме и видеть Его игры непосредственно. Следующие случаи являются примерами такого рода медитации.

Одним утром слушая запись харинамы, в которой звучали вечно сладкие святые имена Радхи и Кришны, я испытывал глубокие чувства, некоторое блаженство. Вероятно, чувствуя какую-то привязанность к мирской жизни и оплакивая свое жалкое материальное существование, я проливал слезы, которые казались некоторого рода трансцендентным экстазом.

Тогда я подумал, как было бы хорошо, если бы я на самом деле испытывал трансцендентное блаженство от этих слез: не по материальным причинам, а вследствие слушания и повторения чистых имен Радхи и Кришны — шуддха-намы. И тогда вся сладость их возвышенных игр, форм и качеств, проявилось бы в моем сердце, и я был бы перенесен в духовный мир и занят в экстатическом служении Их Светлостям под опытным руководством Их возвышенных слуг.

Так, я получал удовольствие, представляя, что уже достиг цели жизни, наслаждаясь чистым именем, играми и служением Шри Шри Радхе-Кришне прямо в Их божественной обители Голоке Вриндаване, вдали от обыденного мира иллюзий.

По существу я почувствовал тень блаженства чистой бхакти-расы, представляя, что нахожусь в этом божественном состоянии служения. Как будто я действительно находился там и выполнял настоящее служение. Какое это было удивительное ощущение! Но увы, как только моя медитация закончилась, я вернулся обратно в реальность, в которой иногда помню Кришну, а иногда нет. И мне стало мучительно больно.

В другой раз я читал книгу «Кришна» и представил себя там, прямо в играх Господа Шри Кришны с мальчиками-пастушками. В сакхья-расе они играли круглыми словно мяч плодами амалаки в лесу Вриндавана и присматривали за трансцендентными коровами сурабхи. Коровы были украшены драгоценными камнями и расписаны минеральными красками с холма Говардхана. У них были позолоченные рога и колокольчики, свисающие с их шей на шелковых подвесках.

Мальчики-пастушки бежали за Кришной. Один пастушок говорил: «Я первым коснусь Кришны», а другой отвечал: «Нет, я дотронусь до Кришны первым». На всех пастушках были изысканные наряды: яркие шелковые дхоти, в поясах буйволиные рожки и маленькие флейты, с помощью которых зовут коров. Шри Кришна звал каждую корову по имени: «О, дорогая Хамси, дорогая Чандани, дорогая Мукта, пожалуйста, пойдемте с нами по тропинке Вриндаванского леса». Кришна играл на Своей флейте и трубил в буйволиный рожок.

Затем, через некоторое время, я наслаждался блаженством пауганда-лилы Шри Кришны в лесу Вриндавана. На короткое время я представил, что достиг обители Шри Кришны, присоединившись к Его вечному путешествию из одной вселенной в другую. Я представил, что закончил свое обучение бхакти-йоге здесь на Земле, с успехом завершив свою программу вайдхи-бхакти, данную нам нашим дорогим Шрилой Прабхупадой, избавившись от клеш, апарадх и анартх и накопив множество заслуг благочестивой деятельности, участвуя в движении санкиртаны Господа Чайтаньи. Так я переместился в следующую вселенную, где Господь Кришна проявил Свою дхаму, окружение и атрибуты, на планету, куда Он явился, чтобы исполнить Свои запланированные игры для освобождения тех душ, которые гниют в материальном существовании.

Так, представляя себя там в санкхья-расе с Шри Кришной и Его друзьями, я купался в чистом океане блаженства кришна-премы, любви к Богу, вдалеке от мирских дел этого материального мира Деви-дхамы. Прошло какое-то время, прежде чем, повинуясь влиянию времени, я снова оказался погруженным в уныние обыденных дел тяжелой борьбы за существование в соревновании с другими дживами — душами выжимающими несколько капель удовольствия в жестокой пустыне этого материального мира.

Как предупреждал Джаянанда, иногда может быть трудно, не всегда все происходит так, как нам нравится, но нам следует «продолжать повторять святое имя». И по беспричинной милости моего божественного учителя Шрилы Прабхупады возможно у меня есть надежда. Я могу молиться ему и предыдущим ачарьям, молиться о милости Джаянанде Прабху и Господу Нитьянанде Прабху, чтобы они помогли мне достичь устойчивого сознания Кришны, прежде чем придет время покинуть этот мир.

Харе Кришна!

Молящийся быть вашим вечным слугой, Вишока дас.