Воспоминания собранные Калакантхой дасом

Воспоминания собранные Калакантхой дасом

Когда 1 мая 1977 года Джаянанда дас оставил этот мир, Его Божественная Милость Шрила Прабхупада дал указание преданным каждый год отмечать это событие по всему миру как день ухода великого вайшнава. Воспоминания, которые мы смиренно предлагаем вашему вниманию, помогут вам поближе познакомиться с преданным служением Джаянанды и глубже его осмыслить. Вы узнаете, как он присоединился к ИСККОН и как оставил этот мир смертных. Также, что более важно, перед вами откроются удивительные качества искреннего преданного, серьезного ученика и истинного слуги Шрилы Прабхупады.

* * * * *

Первые шаги Джаянанды в сознании Кришны

Джаянанда был типичным американским парнем. Красивый, сильный, умный Джаянанда (Джим Кор) вышел из семьи более чем среднего класса и получил диплом инженера-механика в Государственном Университете штата Огайо. Удивительно, что с такими способностями он стал простым водителем такси в Сан-Франциско. Карандхара однажды спросил его, почему бы ему не найти более высокооплачиваемую работу, и услышал в ответ: «Я просто не вписываюсь в высший класс». Во время учебы в университете Джаянанда чувствовал внутреннюю опустошенность и неудовлетворенность и никогда, по его словам, не был счастлив до того, как присоединился к Движению сознания Кришны. Депрессии едва не довели его до самоубийства. Но в 1967 году на глаза ему попалась небольшая статья в сан-францисской газете о приезде индийского Свами, проповедующего совместное пение и повторение имен Бога. Джаянанда вспоминал, как, читая эту статью, почувствовал исходящий от нее «луч надежды». Решив, что у Свами есть то, чего ему никак не удавалось найти, он стал посещать его лекции.

Лекции Шрилы Прабхупады в районе залива тогда слушали только хиппи, и Джаянанда был среди них единственным «нормальным» человеком. Позже он вспоминал: «Я не был таким уж религиозным, но меня привлек Шрила Прабхупада». Ему особенно нравилось приходить на лекции ранним утром, когда хиппи еще нежились в постелях. Иногда он даже был единственным гостем, слушающим лекцию Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам».

Шрила Прабхупада очень любил Джаянанду и время от времени приглашал подающего большие надежды ученика в свою комнату принять прасад вместе с ним. «Шрила Прабхупада готовил прасад и подавал его мне, — вспоминал Джаянанда. — Он ничего не говорил при этом — просто кормил меня, а я ел». Вскоре Джаянанда пожертвовал свои накопления в размере пяти тысяч долларов Шриле Прабхупаде для издания его «Бхагавад-гиты как она есть».

Все больше и больше преданных присоединялось к ИСККОН, но Джаянанда продолжал работать таксистом и поддерживать храм, жертвуя все заработанное.  

Джаянанда привлекается сознанием Кришны

Чанданачарья Прабху вспоминает особую черту Джаянанды: «Он был совершенно без ума от сознания Кришны. Каждый день он вставал до четырех утра, проводил небольшое мангала-арати, повторял все свои круги, читал и готовил прасад, и делал все это даже тогда, когда совершенно один выезжал на распространение благовоний, никогда не отклоняясь от такого распорядка. Он обожал все это и был совершенно счастлив, поскольку занимался сознанием Кришны».

Было еще одно, что отличало Джаянанду, — его благоговейное отношение к прасаду. Стоило даже маленькому кусочку прасада упасть на пол, он становился на четвереньки и подбирал его языком. Джаянанда обожал готовить, предлагать, раздавать и есть прасад в больших количествах. Закупал ли он бхогу на рынке или вел харинаму по городу — всегда у него с собой был прасад, который он щедро раздавал. Даже само слово «прасад», произнесенное им, звучало как-то по-особому, так что у тебя немедленно возникало желание его попробовать.

Джаянанда знал, как, используя прасад, приводить людей в сознание Кришны. Лишь только появлялся новый преданный, Джаянанда сразу же начинал внимательно следить за тем, чтобы того просто закармливали прасадом. Так происходило, например, с Джамбаваном дасом. Когда он только начал приходить к преданным, Джаянанда обычно приносил ему тарелку прасада, и такую большую, что тот сразу начинал сомневаться в возможностях своего аппетита. Когда же Джамбаван в конце концов приканчивал эту тарелку, Джаянанда немедленно ставил перед ним другую, точно такую же. «Я не могу столько съесть», — отказывался Джамбаван. «Шрила Прабхупада сказал, что мы должны есть до тех пор, пока не станем ходить вперевалку, как утки», — пояснял Джаянанда. И Джамбавану ничего не оставалось делать, как опустошать вторую тарелку.

Самого Джаянанду можно было обнаружить почитающим невероятное количество прасада в любое время дня и ночи. Он мог прийти к вам в десять вечера с халавой, приготовленной на арахисовом масле, и сказать: «Эй, Прабху, давай, попробуй-ка это!»

Джаянанда также обожал киртаны. В любом киртане он вдохновенно танцевал и пел, но особое влечение у него было к пению на улицах, и поэтому ему всегда хотелось вывести на харинаму весь храм. Когда Махараджа дас еще не был преданным, Джаянанда приходил к нему домой и устраивал с ним большие киртаны, проповедуя ему таким образом. Даже если кроме них там никого больше не было, они все равно от души прыгали и громко пели: «Нитай-Гаура Харибол!» Карандхара также вспоминал, как однажды они работали без отдыха десять часов подряд и вдруг Джаянанда объявил: «О, уже без десяти семь. Пошли на арати». Все так вымотались, что меньше всего думали об арати, но Джаянанда быстро ополоснулся в душе и помчался в алтарную.

Из всех видов деятельности в сознании Кришны Джаянанда был более всего привязан к проповеди. На воскресном ли пиру, при постройке колесниц, в длительных поездках для продажи благовоний — он всегда старался найти человека, с которым мог бы поделиться своим экстазом сознания Кришны. Его проповедь была очень простой и легкой для восприятия. «Мы должны просто продолжать повторять святое имя и верить в него». «Мы должны просто повторять имя и принимать прасад. Шрила Прабхупада так добр, что дал нам этот простой метод».

Карандхара вспоминал, как Джаянанда проповедовал ему в первые дни его пребывания в храме. Они вместе работали неподалеку от старого лос-анджелесского храма, устраивая маленький садик для Шрилы Прабхупады, и Джаянанда говорил: «Знаешь, в сознании Кришны не всегда все бывает так гладко. Но ты должен продолжать повторять святые имена». В то время Карандхара и представить себе не мог, что в служении Кришне что-то может не заладиться. Однако годы спустя, вспоминая эти слова, он смог по достоинству оценить глубину сказанного Джаянандой. «Что бы ты ни приобретал и чего бы ты ни лишался, никогда не теряй веры в святое имя».

Проповедь Джаянанды была очень привлекательна и для непреданных. Чанданачарья вспоминает, как однажды видел его, проповедующего поздним вечером, в половине двенадцатого, во время ремонта микроавтобуса санкиртаны. Он лежал под машиной и общался с двумя хиппи, стоявшими рядом. Хотя им видны были только его ноги, но тем не менее они стояли, как пришитые, совершенно поглощенные общением с ним, а Джаянанда работал и вовсю проповедовал.

Почувствовав, что человек уже созрел, Джаянанда говорил ему прямо о повторении святого имени и о Шриле Прабхупаде. Не существовало какого-то неизменного правила или жесткого протокола проповеди — просто искреннее, доверительное прославление Кришны. Поэтому нередко можно было видеть, как Джаянанда проповедовал гостям храма, находясь уже в инвалидном кресле. Преданные, знавшие его, передавали без изменений его слова: «Вы просто должны верить в святое имя».  

Смирение Джаянанды

Смирение, безусловно, было самым выдающимся качеством Джаянанды. Он считал всех, даже новых преданных, старшими. Махараджа дас вспоминает, как Джаянанда всегда спрашивал у него совета: «Слушай, бхакта Майк, что ты думаешь об этом?» Хотя его служение вызывало восхищение, к славе он не стремился и избегал похвал, как чумы. Преданные знали: если они хотят оставаться в обществе Джаянанды, лучше его не хвалить, иначе ему придется уйти.

Однажды кто-то пришел к Джаянанде и стал его прославлять в присутствии Данавира. Проигнорировав, как всегда, прославление, он позже сказал Данавиру: «Знаешь, если ты просто находишься в этом Движении несколько лет, люди естественно начинают уважать тебя». Не за служение или за качества, а просто за пребывание в течение нескольких лет в Движении: так скромно он думал и говорил о себе, если это изредка и случалось. Как вспоминает Лочан дас: «В его присутствии невозможно было не думать о себе как о выдающейся личности, потому что Джаянанда раздувал вашу даже самую маленькую и незначительную заслугу». Чувствуя себя недостойным, он уступал дорогу другим: прочитать лекцию, провести киртан или арати. Его же самого часто можно было обнаружить ремонтирующим автомобиль, чистящим туалеты, моющим посуду или убирающим мусор.

Однажды в храм Сан-Франциско пришел новый парень, проявивший желание чем-нибудь помочь, и Кешава дас послал его на задний двор, где Джаянанда готовил к вывозу накопившиеся за неделю отходы. Джаянанда сказал парню: «Я тут мусорщик. Годами я наблюдал, как мусорщики вывозят отходы, и вот Кришна дал мне шанс заняться этим делом для Него». Парень помог загрузить мусор и вывести его на свалку. Он стал преданным и позже рассказывал, что в тот раз думал: «Если мусорщик в этом храме так счастлив, то каковы же остальные преданные?!»

Карандхара вспоминает другой случай проявления смирения Джаянанды. «Однажды перед Ратха-ятрой мы с Джаянандой провели весь день в бегах. До храма добрались только к полуночи. Дом был настолько переполнен преданными, что не оставалось места, где прилечь. Наконец мы нашли какое-то маленькое складское помещение. У меня хватило сил лишь на то, чтобы кинуть на пол свой спальный мешок и растянуться на нем. Но Джаянанда неожиданно направился к выходу. „Ты куда?“ — удивился я. Он ответил, что скоро вернется, но этот ответ меня не удовлетворил, и ему пришлось признаться, что остались недочитанными несколько кругов джапы и надо их закончить. Ему не хотелось мешать моему сну, повторяя джапу в нашей комнатке, а также заставлять меня чувствовать себя виноватым из-за того, что я уже лежу, а его еще ждет служение. Поэтому он намеревался просто ускользнуть, пристроиться где-то и исполнить свой обет. Помню, я сказал: „Иногда бывает слишком много дел и невозможно закончить свои круги“. „Да, ничего, — ответил Джаянанда, — я не слишком устал“. Меня поразила не только его забота обо мне, но также глубокая преданность Шриле Прабхупаде».

Хотя Джаянанда обладал совершенной квалификацией руководителя, он не соглашался занять положение президента храма или санньяси. И не потому, что не мог или не желал принимать ответственность, — он делал все, о чем его просили. И был счастлив, трудясь под чьим-то руководством. В этом смысле он был опорой храма ИСККОН в районе залива, где руководители часто сменяли друг друга, но Джаянанда всегда верно служил действующему президенту храма. Он был особенным, и все же никто не обращал на него особого внимания. И это было именно то, что его вполне устраивало.  

Отношение Джаянанды к служению

Джаянанда всегда был готов заниматься любой деятельностью для распространения сознания Кришны и умел все: готовить прасад, проповедовать, поклоняться Божествам, развивать связи с общественностью, проводить киртаны, продавать благовония, строить колесницы и все остальное, из чего состоит жизнь храма. Он был неутомимым тружеником. Раньше всех вставал по утрам и позже всех ложился спать. Именно Джаянанда всегда бегал рано утром за цветами, мыл посуду и следил за чистотой кухни. Ему приходилось часто пропускать лекции, так как уже с утра необходимо было заниматься каким-то служением. И именно Джаянанда собственным примером постоянно вдохновлял других выходить проповедовать. Что бы ему ни поручали, дело всегда было исполнено, даже если ради этого ему приходилось испытывать какие-то неудобства. И как бы тяжко он ни трудился, но днем никогда не отдыхал. Казалось, он не знал усталости.

Джамбаван Прабху вспоминает, как преданные Сан-Франциско не раз раздавали в Беркли оставшийся после воскресного пира прасад. Сначала Джаянанда собирал бригаду по уборке кухни, сам работая с ними в два раза больше любого, а потом, когда все было убрано, переносил оставшийся прасад в автобус, загружал туда же преданных и ехал в Беркли. Там он вел киртан, пока остальные раздавали прасад.

Присоединившись к группе путешествующей санкиртаны «Радха-Дамодара», Джаянанда не только участвовал в организации и поддержании программ путешествий на автобусе, но одновременно изо дня в день занимался санкиртаной наравне с брахмачари, едва достигшими половины его возраста. Он никогда не требовал к себе особого отношения, несмотря на свое возвышенное положение и старшинство. Тамал Кришна Госвами, которому именно Джаянанда проповедовал первым, часто упоминал его как «самого продвинутого преданного в нашем Движении».  

Джаянанда, свободный от критики

Все, кто знал Джаянанду, всегда обращали внимание на одно из его замечательных качеств: он просто не мог, не был способен критиковать других. Даже если какой-нибудь преданный делал нечто не совсем правильное, Джаянанда обычно молчал или говорил то, что делало ошибку совершенно понятной и объяснимой. Не имело значения, кто читал лекцию или вел киртан — он всегда их высоко ценил. Он никогда не говорил грубых слов и никогда никого не ругал. Услышав, как один преданный отчитывает другого, Джаянанда просто уходил или умело вносил в любую ситуацию позитивную энергию сознания Кришны.

Иногда преданные делились с ним своими непомерными аппетитами по распространению сознания Кришны, всегда получая от него воодушевление и поддержку своим замыслам, какими бы несбыточными они ни казались. Нет, он вовсе не был сентиментален или недостаточно разумен, потому что умел найти подходящего человека на любую работу. Поскольку Джаянанда знал, как вдохновлять людей, руководство храма всегда отправляло новичков работать с ним. Не проводя различий между новыми и старыми преданными, он и тех, и других считал старшими для себя. Ему удавалось быстро внушить новичку чувство причастности и ощущение принадлежности к сознанию Кришны. Как истинный вайшнав, он был опытен в искусстве раздувать искорку сознания Кришны неофита в большое пламя. Бесспорно, Джаянанда вдохновил стать преданными и помог в трудные моменты большему количеству людей, чем кто бы то ни было в Движении!  

Дорог всем

Подобно Госвами Вриндавана, Джаянанда был «одинаково дорог как порядочным людям, так и негодяям». Он свободно чувствовал себя и с итальянцами на продуктовом рынке, и с брахмачари в храме. Ему легко удавалось заводить знакомства на уличной санкиртане и люди частенько запросто подходили к нему: «Привет! Ты где был?» Однажды в Сан-Франциско к одному преданному подошел шатающийся пьяница и спросил: «Эй, а где мой старый друг Джаянанда?» Такое случалось со многими преданными во время проповеди в местах, где распространял благовония или закупал бхогу Джаянанда. При встрече люди спрашивали что-нибудь вроде: «А где Джонни Ананда?» или «Где этот человек? Я никогда не встречал никого прекраснее и чище!» Один мужчина сказал Чанданачарье: «Хотя мне ничего не известно о вашей философии, но если этим занимается Джаянанда, то тут все в порядке!»

Однажды Джаянанда пригласил Кешаву зайти к своим друзьям неподалеку от места строительства колесницы. Они зашли в бар, где их встретили два десятка широко улыбающихся физиономий. Кто-то воскликнул: «О, да это, наверное, и есть тот самый твой друг, президент храма, о котором ты рассказывал?» А перед уходом им вручили мешок, набитый всевозможной вегетарианской провизией, купленной в складчину.

Для преданных Джаянанда был старшим братом, сострадательным и готовым выслушать любого, хотя беспокоили его своими проблемами редко, так как, по воспоминаниям Карандхары, когда человек был рядом с Джаянандой, у него просто не могло быть трудностей. Все любили Джаянанду и вспоминали о нем в долгих поездках странствующей санкиртаны. Особенно он дорог был преданным, потому что обладал хорошим чувством юмора. Джамбаван вспоминает, как однажды Джаянанда разбудил его среди ночи: «Просыпайся, у меня есть благословение для тебя!» — и втолкнул большую самосу в рот сонному Джамбавану.

Подобно Махарадже Юдхиштхире, враг Джаянанды так никогда и не родился.  

Опытный в привлечении каждого

Джаянанда страстно желал видеть каждого занятым в служении Кришне. Однажды он написал: «Представляя свою жизнь без общения с преданными и Шрилой Прабхупадой, я содрогаюсь от мысли, какой это был бы кошмар. Если б мы только могли хоть немного посвятить себя распространению этой милости, то сколько несчастных душ могли бы спастись от ужасных страданий».

Поскольку Джаянанда обладал неподдельным состраданием к другим, Кришна наделил его уникальной способностью вызывать у людей желание служить Господу прямо или косвенно. Он пробуждал в любом новом бхакте чувство причастности к важнейшему делу. Все в храме были рады работать под его руководством, признавая его старшинство и силу. Никогда не придираясь к деталям, Джаянанда охотно позволял людям трудиться по-своему, если только их творческий пыл не вступал в противоречие с практическими соображениями. Новый преданный или старый — все испытывали удовлетворение, работая с Джаянандой.

Особенно это было заметно во время подготовки Ратха-ятры. Джаянанда обычно собирал команду из циников, неудачников, индивидуалистов, просто случайных прохожих и строил с ними колесницы. И хотя многие из его команды в перерывах покуривали, ему удавалось воодушевлять их работать по 10, 12 и 14 часов в день. Он постоянно прославлял других и тяжело трудился сам. По правде говоря, он работал больше, чем кто-либо. Эти качества необычайно вдохновляли людей помогать ему.

Кроме того, нечто личностное, неповторимое, присущее Джаянанде, пробуждало в каждом сердце желание помогать ему. Однажды они с Махараджей дасом пытались погрузить в грузовик тяжелый холодильник. Двое пьяных шли по дороге, и Джаянанда обратился к ним:

— Я хочу предоставить вам возможность совершить преданное служение!

Поскольку его энтузиазмом заражались все без исключения, то и двое этих пьяниц принялись ему помогать. Потом, как обычно, Джаянанда попросил их:

— А теперь скажите «Харе». Затем скажите «Кришна». А теперь — «Харе Кришна».

— Харе Кришна.

— Джая, Харибол! Спасибо вам, ребята. Слава Шриле Прабхупаде!  

Бережливость Джаянанды

Джаянанда был известен также как трансцендентный скупец, который терпеть не мог тратить деньги Шрилы Прабхупады. У него самого практически отсутствовали личные вещи, даже в годы его семейной жизни. Во время своих разъездов для продажи благовоний он обычно спал в автомобиле или на скамейке, иногда у друзей, которых находил в разных городах. Многие из них, как, например, Махараджа дас и Джива дас, впоследствии в результате проповеди Джаянанды становились преданными.

Джаянанда умело пользовался своим личным обаянием и побуждал людей сделать что-то для Кришны бесплатно или со скидкой. Не тратя много денег, он сам каждый год собирал почти всю бхогу, цветы, дерево, краску и все остальное, необходимое для организации Ратха-ятры. Однажды перед праздниками в храм приехали сотни преданных, которых нужно было кормить. Джаянанда пошел повидаться с одним из своих знаменитых друзей на базаре — торговцем по прозвищу «банановый король» Луи. Скоро он вернулся с четырьмя грузовиками, полными бананов, первоклассных ананасов и молочных продуктов. Все было получено совершенно бесплатно, и каждый преданный ел бананы, ананасы и сливки столько, сколько мог съесть.

Джаянанде практически все доставалось бесплатно: типографские услуги, размещение объявлений и размножение копий для рекламы Ратха-ятры. Если не получалось бесплатно, то он договаривался о скидке. Но если уж ему приходилось платить, то покупка, наверняка, того стоила! Например, когда праздник заканчивался, он обычно нанимал большой грузовик для перевозки всего оборудования в храм и, хотя преданные были измотаны неделями тяжелой работы, настаивал, чтобы каждый помогал грузить и упаковать вещи, потому что не хотел платить 50 долларов за лишний день аренды.

Будучи старшим преданным, он мог иметь все необходимое, но всегда ходил в старом дхоти, а рабочую одежду покупал за один доллар в благотворительном магазине Армии Спасения.

Джаянанда — король Ратха-ятры

На протяжении многих лет Джаянанда был главной опорой фестивалей Ратха-ятры Калифорнии, его опыт обобщен в журнале «Обратно к Богу» за 1977 г., посвященном Ратха-ятре. Как бы находясь в тени, он фактически стоял за всеми приготовлениями к фестивалю: собирал продукты, цветы и деньги, покупал материалы и строил колесницы, занимался рекламой и разрешениями от властей, организовывал приготовление и раздачу прасада. Хотя иногда все висело на волоске, каждый год ему удавалось сделать все необходимые приготовления вовремя. После окончания фестиваля Джаянанда лично разносил каждому, кто оказывал какую-либо помощь, прасад — торт или пирог. Благодаря его усилиям, преданные Калифорнии до сих пор наслаждаются удивительно гармоничными отношениями с городскими властями.

Все несколько недель, предшествующие фестивалю, Джаянанда спал прямо на месте постройки колесницы и каждый день без исключения вставал в четыре утра, даже если ему удавалось поспать всего три часа или меньше. Чтобы вдохновлять свою команду, он сам готовил там же на маленькой газовой плите фантастический прасад. Все блюда были наполнены такой преданностью и предложены Кришне с такой любовью, что храмовые преданные иногда тайком проникали туда с целью попробовать этот прасад.

Джаянанда считал, что его последний фестиваль Ратха-ятры в Нью-Йорке в 1976 году был «самым успешным». Вот как он описывает это событие в письме к Кешаве дасу:

«Каким-то образом мне выпала великая удача работать над организацией нью-йоркской Ратха-ятры. Это такая благоприятная возможность! Приезжал Шрила Прабхупада. Здесь, на Манхэттене, образовался первоклассный центр, и как-то Тошану удалось получить разрешение на проведение шествия по Пятой авеню. С нами был Джамбаван и пара других ребят, которые очень тяжело трудились. Я молился, чтобы нам удалось вовремя закончить колесницы, и по милости Кришны все было сделано. Ты не поверишь тому, что произошло. В субботу вечером перед фестивалем, приблизительно в пять или шесть часов, мы поднимали купол колесницы Баларамы и, когда он был уже наверху, сильный порыв ветра поймал и свалил его. Каркас был весь изломан, трубы искривлены и т.п. Я не видел, как можно исправить ситуацию, поскольку так много еще надо было сделать на других двух колесницах. Но двое преданных, опытные строители, поклялись, что вместе они так или иначе все восстановят. Им пришлось работать всю ночь, и милостью Кришны в 6:30 в воскресное утро все три колесницы были на Пятой авеню и 59-й улице.

Нет места для Ратха-ятры лучше, чем Нью-Йорк. Шествие было огромным, в то время как сцена находилась в парке. Даже когда мы тянули колесницы обратно к строительной площадке, люди выходили из своих квартир и баров и пели Харе Кришна. Я думаю, что это событие было совершенством моей деятельности в сознании Кришны».

Связь Джаянанды со Шрилой Прабхупадой

Джаянанда говорил о Шриле Прабхупаде: «Я понял, что он не пытается обмануть меня, и поэтому захотел сделать что-нибудь для него». В своих отношениях со Шрилой Прабхупадой Джаянанда занимал свое обычное скромное положение. Как всегда, во время приездов Шрилы Прабхупады в Сан-Франциско он работал над некоторыми проектами. Поэтому их отношения, по описанию Карандхары, были как у «старых друзей», или «очень экономные». То есть, Джаянанда не посещал долгих собраний со Шрилой Прабхупадой, даже когда так поступали все другие лидеры храма.

В то же время, Шрила Прабхупада, приезжая в храм, постоянно звал к себе Джаянанду. Иногда ему приходилось посылать за ним повторно, и, когда Джаянанду наконец находили, тот сопротивлялся, говоря: «Нет. Я не могу пойти к нему. Я слишком грязный и падший». Даже после фестиваля он продолжал работать, позволяя другим увидеть Шрилу Прабхупаду. Таким образом, связь Джаянанды с Прабхупадой осуществлялась всегда через служение. Служение Прабхупаде было самой жизнью Джаянанды. Когда Данавир спросил его: «Как духовно прогрессировать в сознании Кришны?» Джаянанда ответил: «Я не знаю. Я слишком занят работой, чтобы думать об этом».

Шрила Прабхупада всегда ценил искреннее служение Джаянанды. В декабре 1975 года он написал ему:

«Я был очень счастлив получить твое последнее письмо. Я всегда думаю о тебе и молюсь Кришне за твое продвижение в сознании Кришны. Да, я помню старые дни в Сан-Франциско. Кришна был добр ко мне, послав так много искренних учеников, чтобы помочь распространить это движение от имени моего Гуру Махараджи. Продолжай свою программу там, в Сан-Франциско, всегда строго следуй нашим принципам, и Кришна благословит тебя все большим и большим пониманием важности этого движения. В его распространении я нахожусь в зависимости от вас, моих старших учеников. Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии».

Последняя встреча Джаянанды со Шрилой Прабхупадой произошла в Нью-Йорке в 1976 году на Ратха-ятре. Джаянанда приехал на машине, чтобы отвезти Прабхупаду в аэропорт. Сев на заднее сиденье, Прабхупада спросил: «Кто управляет машиной?»

Ему ответили: «Это Джаянанда». «О, я знаю Джаянанду, — сказал Прабхупада. — Он дал мне пять тысяч долларов, чтобы напечатать мою „Бхагавад-гиту“».  

Бесстрашие Джаянанды

Джаянанда был не только велик и могуч телом, но еще более силен своей верой в Кришну. Поэтому его ничто не пугало. Однажды в Сан-Франциско на Маркет-стрит во время киртана перед ним появился огромный человек. Ростом он был не меньше двух с лишним метров, а весил килограммов сто пятьдесят. Его лохматая борода и пьяный вид выдавали в нем ветерана, пропивающего в барах свою пенсию. Как только он приблизился к группе киртана, кшатрии храма Кешава дас и Гуру-крипа дас приготовились к драке. Чудище, вполне уверенное в себе, двигалось прямо на Джаянанду, а подойдя вплотную, заорало: «Прекрати петь!» Джаянанда посмотрел ему прямо в глаза и твердо сказал: «Повторяй Харе Кришна! Просто повторяй Харе Кришна!» К всеобщему удивлению, пьяница развернулся и пошел прочь.

Последний раз Джаянанда проявил бесстрашие в конце своей жизни, когда ему поставили диагноз — лейкемия и рак лимфатических желез. Он писал из больницы:

«Я вернулся в больницу для двухнедельного интенсивного лечения после того, как жил в храме в течение месяца, посещая клинику. На самом деле, все это — настоящее благословение, поскольку заставило меня понять, что смерть рядом. Так или иначе, я нуждаюсь в таком убедительном напоминании, которое помогает мне прогрессировать в сознании Кришны. Во время моего пребывания в храме я стал ценить сознание Кришны так, как никогда прежде. Так что это стало настоящим благословением».

Даже в течение последних нескольких месяцев в лос-анджелесском храме Джаянанда никогда не поддавался страху или жалости к себе. Старые друзья, заходившие в комнату, увидев его высохшее тело и призрачный вид, начинали сводить все разговоры к его состоянию. Но Джаянанда был полностью равнодушен к обсуждению своего здоровья. Вместо этого он составлял планы на проведение Ратха-ятры в Лос-Анджелесе.

Сидя на лужайке в своем инвалидном кресле, Джаянанда внешне выглядел, как олицетворенная смерть, но не мог перестать думать и говорить о Ратха-ятре. Карандхара вспоминает, как наблюдал за ним, сидя за своим письменным столом. Он видел Джаянанду — воплощение сознания Кришны и бесстрашия перед смертью — и удивлялся, что сам не чувствует никакой особой жалости или угрызений совести по отношению к Джаянанде. И затем понял, почему это происходит: Джаянанда был настолько погружен в сознание Кришны, что заражал этим всех окружающих.

Джаянанда занимался организацией Ратха-ятры в Лос-Анджелесе до тех пор, пока из-за слабости уже не мог держать телефонную трубку, чтобы позвонить старым друзьям и попросить пожертвования. В действительности, он собрал много лакшми и придумал различные элементы фестиваля, которые можно было применить на месте его проведения. Организаторы фестиваля охотно признают, что без участия Джаянанды первый фестиваль Ратха-ятры в Лос-Анджелесе не состоялся бы в 1977 году. Так он доказал, что, занимаясь преданным служением, можно превзойти даже страх перед смертью.  

Заключение

То, что Джаянанда ушел прежде, чем Шрила Прабхупада оставил нашу планету, весьма существенно. Благодаря этому Шрила Прабхупада смог дать всем нам очень важное наставление: «Каждый должен последовать примеру Джаянанды». Разумеется, на тех, кому выпала удача лично общаться с Джаянандой, лежит ответственность за проповедь его качеств: смирения, страстного желания служить, самообладания, преданности Кришне и Прабхупаде. Мы предлагаем почтительные поклоны всем тем преданным, кто понял важность этих качеств и пытается передать другим свое понимание. Мы предлагаем почтительные поклоны Его Божественной Милости Шриле Прабхупаде и Шри Шримад Джаянанде Прабху, образцовому учителю преданного служения в сознании Кришны.