Воспоминания Индрадьюмны Свами

Воспоминания Индрадьюмны Свами

Он никогда не требовал от младших преданных почтения к себе. Это, возможно, наиболее выдающееся качество Джаянанды, которое проявлялось на протяжении всего времени, вплоть до его ухода. Несмотря на все его возвышенные качества, он был всегда скромным и смиренным. В соответствии с мнением Шри Чайтаньи Махапрабху, эти качества являются наиболее важными для продвижения преданного в сознании Кришны.

Некоторые преданные, известные как садхана-сиддхи, достигают цели, следуя правилам и ограничениям в преданном служении. Но есть и другие, достигающие совершенства по милости духовного учителя.

Из рассказов о замечательной жизни Джаянанды Прабху легко понять, что он был образцовым садхакой, примером преданного, который строго следовал всем правилам и ограничениям процесса преданного служения. Но очевидно также и то, что благодаря своему искреннему служению и полному преданию лотосоподобным стопам духовного учителя, он достиг гуру-крипы, милости Шрилы Прабхупады. Слушая об удивительной славе Джаянанды Прабху, совершенного ученика, мы сможем вдохновиться также усовершенствовать свою духовную жизнь. Сам Верховный Господь чувствует большое удовлетворение, слыша прославления возвышенного преданного.

Шримад-Бхагаватам — это наука бхакти. Но необходима также личность, олицетворяющая принципы преданного служения. И поскольку Шрила Прабхупада, основатель-ачарья, дал личное указание праздновать день ухода Джаянанды Прабху, я думаю, будет уместно прославить сегодня его возвышенные деяния.

Мы начнем с того, что прочитаем письмо от 5 мая 1977 года, написанное Шрилой Прабхупадой Джаянанде Прабху после его ухода из этого материального мира.

«Мой дорогой Джаянанда, пожалуйста, прими мои благословения.

Я очень остро ощущаю разлуку с тобой. Ты присоединился ко мне в Сан-Франциско в 1967 году, водил мой автомобиль, повторял Харе Кришна и был первым, кто дал мне пожертвование (5 000 долларов) на издание моей „Бхагавад-гиты“. После этого ты предложил Кришне еще много разнообразного служения. Я очень надеюсь, что в момент смерти ты помнил Кришну и так обрел вечное общество Кришны. Если же нет, если тень материальных желаний все еще присутствовала, ты отправился в небесное царство, чтобы жить там среди полубогов в течение многих тысяч лет и наслаждаться там всей роскошью материального существования. Оттуда ты можешь возвыситься до духовного мира. Но даже если человек не сможет попасть в духовный мир, тогда в свой срок он вернется на эту планету, приняв рождение в благородной семье какого-нибудь йога, брахмана или аристократа, где у него будет возможность возродить свое сознание Кришны. Но, поскольку ты слушал кришна-киртан, я уверен, что ты отправился прямо на Кришналоку.

джанма карма ча ме дивйам
эвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма
наити мам эти со ‘рджуна

Кришна оказал тебе великую милость, избавив от больного тела и дав тебе подходящее место для служения. Большое тебе спасибо.

Твой вечный доброжелатель,
А.Ч. Бхактиведанта Свами».

Джаянанда Прабху был одним из первых западных учеников Шрилы Прабхупады. В этом письме Шрила Прабхупада прославляет его как великого вайшнава. Это просто удивительно! Джаянанда Прабху не был рожден в семье вайшнавов, и удача не настолько сопутствовала ему, чтобы вырасти в ведической культуре. Как и большинство его духовных братьев и сестер, он, наверное, также не был свободен от греховной деятельности до присоединения к Движению Харе Кришна. Но тем не менее Шрила Прабхупада говорит о нем как о великом вайшнаве, который возвысился до Кришналоки.

Каким же образом это возможно для тех, кто не рождается в вайшнавской семье, а большую часть времени проводит, развиваясь в западной культуре, что означает множество видов греховной деятельности? Из рассказов о его служении гуру и Кришне можно понять, как он достиг этого уровня.

Как предисловие мы можем процитировать один из стихов, которые произнесли мудрецы Наимишараньи, обращаясь к Суте Госвами, впервые встретившись с ним.

веттха твам саумйа тат сарвам
таттватас тад-ануграхат
бруйух снигдхасйа шишйасйа
гураво гухйам апй ута

Мудрецы сказали: «Поскольку ты смиренен, твои духовные учителя наделили тебя всеми благами, которые может получить послушный ученик. Поэтому ты способен рассказать нам обо всем, чему научился от них».

Джаянанда достиг совершенства таким же образом. Поскольку умонастроение Джаянанды было очень смиренным, Шрила Прабхупада благословил его всем, что только может получить искренний ученик.

Можно процитировать еще один стих для того, чтобы описать этот удивительный феномен.

мукам кароти вачалам
пангум лангахайате гирим
йат крипа там ахам ванде
шри-гурум дина-тарине

Я с почтением склоняюсь перед духовным учителем, освободителем всех падших душ, по милости которого немой может стать красноречивым оратором, а хромой — преодолеть горы.

Джаянанда Прабху присоединился к Движению сознания Кришна очень рано, насколько я помню, в 1967 году. Он всегда отличался от других, в первую очередь, возрастом, а также потому, что был очень высоким и сильным. По большей части всем, кто в то время присоединялся к Движению Харе Кришна, было 15-17 лет, а Джаянанде — почти 30. И, безусловно, будучи в этом возрасте, он имел больший опыт, чем другие начинающие преданные. Но он никогда не требовал от младших преданных почтения к себе. Это, возможно, наиболее выдающееся качество Джаянанды, которое проявлялось на протяжении всего времени, вплоть до его ухода. Несмотря на все его возвышенные качества, он был всегда скромным и смиренным. В соответствии с мнением Шри Чайтаньи Махапрабху, эти качества являются наиболее важными для продвижения преданного в сознании Кришны.

тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийа сада харих

Необходимо повторять святое имя Господа в смиренном состоянии ума, думая о себе, как о находящемся ниже соломы на улице, быть более терпеливым, чем дерево, свободным от самомнения и быть готовым оказывать почтение каждому, не ожидая почтения к себе.

Бхактисиддханта Сарасвати говорит, что этот стих «Шикшаштаки» надо носить вокруг своего ума подобно гирлянде. Кришне не нравится гордость, проявляющаяся в сердце Его преданных, потому что смирение — истинный признак понимания своего положения слуги. И, так или иначе, может быть, в результате преданного служения в прошлых жизнях, Джаянанда Прабху проявлял это удивительное качество смирения с самого начала. Он был естественным лидером на правах старшего, но, кроме того, обладал также необходимыми для этого качествами, самое выдающееся из которых заключалось в его признании себя слугой всех преданных. Тогда не было еще больших книг, и все мы занимались тем, что выходили петь Харе Кришна на улицу и продавали по несколько журналов «Обратно к Богу». В то время, когда подростки развлекались на улице, прыгая и распевая Харе Кришна, Джаянанда Прабху, понимая, что необходимы деньги для развития храма, работал водителем такси.

Хотя у него было высшее образование, он не смог найти себе подходящую работу и поэтому очень смиренно принял роль таксиста, чтобы своим заработком поддерживать храм. Но тот человек, которому посчастливилось проехать в его такси, был воистину удачлив. Во время движения машины Джаянанда Прабху постоянно поворачивался в сторону пассажиров, почти без остановки проповедуя им сознание Кришны, в основном рассказывая про Шрилу Прабхупаду.

В то время многим посчастливилось иметь личное общение со Шрилой Прабхупадой, поэтому для Джаянанды Прабху, так же, как и для других преданных, Прабхупада был жизнью и душой.

Однажды Шрила Прабхупада так сказал о своих отношениях с духовным учителем: «Я не знаю, кто такой Кришна, я только знаю своего Гуру Махараджа». Поскольку духовный учитель представляет нас Кришне, он очень дорог нам. И поскольку он возвышен в сознании Кришны, все его деяния для ученика представляются просто чудом. Шрила Прабхупада был настолько дорог Джаянанде Прабху, что он посвятил ему всю свою жизнь от первой встречи до момента своего ухода. Его путь отличается от обычного пути, когда вера развивается в результате общения. Все его поступки доказывают, что твердая вера в Шрилу Прабхупаду проявилась в его сердце в самом начале. Едва познакомившись со Шрилой Прабхупадой, он отдал ему все свои сбережения. Хотя это было всего лишь пять тысяч долларов, но они составляли все его накопления. И Прабхупада признал его заслугу, о чем написал во Введении к «Нектару преданности». Всего лишь за это одно-единственное деяние полного предания себя Шрила Прабхупада обессмертил своего ученика на страницах своих книг.

Вот что Прабхупада пишет во Введении к «Нектару преданности»:

«„Нектар преданности“ адресован главным образом тем, кто уже присоединился к Движению сознания Кришны. Я хочу искренне поблагодарить всех моих друзей и учеников, которые помогают мне распространять Движение сознания Кришны в странах Запада, и хочу особенно отметить вклад, сделанный моим возлюбленным учеником Шриманом Джаянандой брахмачари. Я также не могу не выразить признательность директорам издательства ИСККОН-Пресс, приложившим столько усилий к тому, чтобы эта великая книга увидела свет. Харе Кришна. А.Ч. Бхактиведанта Свами».

Мы можем видеть, как сильно Прабхупада ценил преданность Джаянанды, который, пожертвовав духовному учителю все сбережения, показал, что отдает ему всю свою жизнь как ученик, без колебаний посвящая духовному учителю тело, ум и саму душу.

Иногда есть повод для шутки в индийских общинах, когда какой-нибудь богатый человек может для храма, для Божеств выписать чек на большую сумму, кажущийся очень значительным вкладом, но на самом деле в банке у него, тем не менее, остается на счету много миллионов долларов. Шрила Прабхупада однажды сказал: «Кришна не смотрит на то, сколько вы дали. Кришна смотрит на то, сколько вы оставили во внутреннем кармане». И мы можем понять из этого, насколько мы мало оставляем для себя, настолько же много мы получаем милости от гуру и Кришны, как это проявилось у Джаянанды Прабху, посвятившего Шриле Прабхупаде всю свою жизнь.

Известны четыре типа учеников. Самый низший уровень — четвертый, когда ученик слышит наставления гуру, но никак не реагирует на них. Ученик третьего уровня получает наставления и с причитаниями начинает их выполнять. Для ученика второго уровня характерен энтузиазм, с которым он выполняет наставления сразу, как только их получил. Если ученик уже второго уровня выполняет все наставления своего духовного учителя с верой и энтузиазмом, то что же тогда представляет из себя преданный первого уровня?

Шрила Прабхупада объясняет в комментарии к «Шримад-Бхагаватам», что ученик первого, высшего, уровня выполняет наставления духовного учителя, не дожидаясь их, поскольку понимает умонастроение гуру. И Джаянанда был именно таким учеником, так как с самого начала своей духовной жизни он понял, что один вид проповеди Шриле Прабхупаде чрезвычайно дорог.

Шрила Прабхупада развивал проповедь по множеству направлений: поклонение Божествам, распространение книг, гурукулы. Преданные в разных уголках мира выполняли желания Шрилы Прабхупады с большим успехом. Но был еще один вид служения чрезвычайно дорогой Шриле Прабхупаде. Что же это? Ратха-ятра. Уже в пять или шесть лет он начал проводить фестивали Ратха-ятры. И Джаянанда примерно через год после того, как присоединился к Движению, понял, насколько дорого это служение для Шрилы Прабхупады, и решил начать проведение Ратха-ятр в Америке. В 1968 году он организовал Ратха-ятру в Сан-Франциско, вместе с другими преданными сделав колесницу по изображению колесницы Джаганнатхи из Джаганнатха-Пури. И эта Ратха-ятра в Сан-Франциско имела ошеломляющий успех.

12 июля 1968 года Прабхупада, находясь в Монреале, получил письмо от Джаянанды и преданных Сан-Франциско об успешном проведении Ратха-ятры и ответил им. Тогда Джаянанда получил одно из своих первых писем от Шрилы Прабхупады.

«Мой дорогой Джаянанда, пожалуйста, прими мои благословения.

Я с благодарностью получил твое письмо, которое датировано 3 июля 1968 года. Я много слышал об успешно проведенном тобой фестивале Ратха-ятры в Сан-Франциско. Меня очень порадовала эта новость. (…)

Я также рад, что твои родители понимают важность сознания Кришны, благодаря их достойному сыну — Джаянанде. Господь Чайтанья будет очень доволен твоими возвышенными деяниями. Я вижу, что твои отец и мать очень хорошие люди, особенно я помню твою мать. И я надеюсь, что по милости Господа Кришны они примут сознание Кришны очень серьезно.

Надеюсь, что у тебя все хорошо.

Твой вечный доброжелатель,
А.Ч. Бхактиведанта Свами».

Здесь проявляется еще одно исключительное качество Джаянанды. Он думал не только о чем-то грандиозном в сознании Кришны, развивая большие программы, но обращал внимание на мелочи и заботился о каждом без исключения — будь то его родители или молодые преданные в храме. Таково истинное качество лидера — оказывать внимание не только важным людям, но и кому-то незначительному.

Я слышал, когда Джаянанда строил колесницу для Ратха-ятры, не хватало ни денег, ни преданных, так что приходилось все делать практически в одиночку, зачастую используя помощь простых прохожих.

Как ему это удавалось?

Да просто невозможно было устоять перед искренним желанием Джаянанды занять любого в преданном служении и таким образом позаботится о каждом. Его рабочая одежда всегда была очень простой — джинсы и футболка. А когда какие-нибудь хиппи, проходившие мимо, начинали смеяться над ним, особенно над его бритой головой, Джаянанда весело подзывал их: «Эй, ребята, идите сюда. У меня есть кое-что интересное». Показывая фотографию Шрилы Прабхупады, он говорил им, что, вот, смотрите, мой духовный учитель тоже лысый, и пояснял: «Мы монахи. Этот процесс сознания Кришны, о котором я услышал от моего духовного учителя, очень-очень радостный, приносит много наслаждения, больше, чем вино или марихуана».

— Да ну!!! Как это может быть?

— Да, да. Это так, точно. Потому что этот мир временный, а духовный мир — вечен, полон знания и блаженства.

— Правда, что ли? Ну, давай, докажи это!

— Хотите попробовать?! Вот, смотрите. Берите гвозди, молоток и попробуйте забить несколько из них в эту колесницу, увидите, что случится с вами.

И студенты, хиппи начинали заниматься преданным служением, совершали агьята-сукрити. Естественно, при этом они чувствовали вкус. И, конечно же, каждого вдохновляло само общение с Джаянандой, поскольку его сердце было лишено зависти, а такой преданный, как говорится в шастрах, привлекателен как для порядочных людей, так и для негодяев.

Один из моих духовных братьев говорил мне, что Джаянанда привлек к сознанию Кришны больше преданных, чем кто-либо. Он проповедовал всегда и везде. Иногда это происходило при необычных обстоятельствах, например, во время ремонта машины, лежа под ней. Собирались люди; его самого они не видели, может, только ноги, но слышали слова проповеди, которые были настолько убедительными и столько в них было преданности Шриле Прабхупаде, что у людей невольно появлялось желание заняться преданным служением.

Иногда мы составляем очень подробные планы проповеди, удающиеся или нет. Но Джаянанда продемонстрировал, как человек может быть в сознании Кришны полностью удовлетворен, занимаясь служением своему духовному учителю и Кришне. Желая развить такие же качества, как у него, люди естественным образом проявляли интерес. На самом деле Шрила Прабхупада открыл нам истинный секрет распространения Движения сознание Кришны, когда сказал: «Чистота является силой».

Джаянанда начал проводить Ратха-ятры с 1968 года. Безусловно, это в основном летние фестивали. Но его служение не прекращалось и в остальное время года. Ему нравилось выходить с преданными на харинамы, на санкиртану. Иногда он читал лекции, при этом немного смущаясь, так как не считал себя таким уж умелым оратором и знатоком шастр. Но его лекции по «Бхагаватам», искренние и простые, в которых говорилось в основном о Шриле Прабхупаде и повторении Харе Кришна, очень нравились преданным.

Мне рассказывали, о чем бы ни был стих по «Шримад-Бхагаватам», Джаянанда обязательно сводил его к прославлению Шрилы Прабхупады, повторению Харе Кришна и к возвеличиванию прасада. И кто-то мог подумать: «Да, это не очень-то много». Но в этом суть. Красноречие — истина, выраженная кратко. И если у преданного есть вера в наставления духовного учителя и святое имя Господа, без сомнения, он достигнет успеха в сознании Кришны. Может быть, он и не был особенным знатоком священных писаний, но имел веру в Шрилу Прабхупаду, в повторение Харе Кришна и в прасад, причем любил его не только вкушать, но также готовить и раздавать.

Однажды преданных попросили посетить тюрьму в Сан-Франциско. Джаянанда тут же воспользовался ситуацией, чтобы приготовить огромную кастрюлю халавы с большим количеством масла, сахара и клубники, а также гору «простого чуда».

Прихватив все это с собой, преданные сели в машину и поехали, но в дороге один из них вдруг вспомнил: «Эй, мы же проводили и раньше эти тюремные программы, в тюрьму нельзя приносить никакую пищу. Вы же знаете об этом, Джаянанда Прабху». Джаянанда развернулся и сказал с улыбкой: «Ах да! Ну, ладно, тогда мы сами будем почитать эту халаву и шарики, пока едем».

Конечно же, он знал, что в тюрьму нельзя внести прасад, но очень любил его, поэтому и вдохновил преданных приготовить все эти сладости. По дороге они остановились, вкусили хороший пир и, вдохновленные, поехали проповедовать заключенным.

Любой, с кем он общался, в конечном итоге сильно привлекался им. Один мой духовный брат рассказывал случай, произошедший в Сан-Франциско. Когда он первый раз пришел в храм, то, не найдя парадный вход, зашел с черного входа и встретил там одного преданного, который перекладывал мусор в целлофановые пакеты, завязывал их и чистил мусорные баки.

Юноша никогда до этого не посещал храм, поэтому спросил преданного, который занимался мусором: «Это храм Харе Кришна?»

Тот ему ответил: «Да, это храм Харе Кришна. Ты вернулся назад, в духовный мир. По милости моего духовного учителя мы все здесь чувствуем себя счастливыми в преданном служении Кришне». И начал рассказывать этому парню о Прабхупаде, повторении Харе Кришна и о прасаде. Этот преданный, убирающий мусор, был Джаянанда.

Позже юноша присоединился к нашему Движению и как-то поделился со мной мыслями, пришедшими в тот момент: «Если мусорщик в этом храме такой святой, можно представить себе, какими качествами обладают остальные».

Джаянанда организовывал Ратха-ятры на Западном побережье. Преданные на Восточном побережье, в Нью-Йорке, тоже захотели проводить Ратха-ятры и пригласили для этого Джаянанду. И это был настоящий вызов, потому что удалось получить разрешение на проведение Ратха-ятры на самой важной улице Нью-Йорка, на самой важной улице мира — Пятой авеню.

В это время Джаянанда уже был болен лейкемией. Однажды на утренней прогулке Тамал Кришна Госвами сообщил об этом Шриле Прабхупаде. Прабхупада проявил большое внимание, подсказав, как нужно заботиться о Джаянанде и что делать в таких случаях.

Джаянанде пришлось организовывать эту Ратха-ятру в сложных условиях, так как у храма как обычно не было ни денег, ни нужного количества преданных. Он сам собирал пожертвования, материалы для колесниц, бхогу, нашел помощников. И все это он проделал практически в одиночку. Конечно, преданные принимали в этом участие, но без Джаянанды никто бы ничего не сделал.

19 июля 1976 года Шрила Прабхупада написал ему письмо (можно видеть, как взаимоотношения между духовным учителем и его учеником становятся более глубокими и нектарными):

«Мой дорогой Джаянанда дас, пожалуйста, прими мои благословения.

Я так долго хотел, чтобы Ратха-ятра проходила в Нью-Йорке. И теперь, наконец, ты помог мне осуществить эту долго вынашиваемую мечту. Колесницы Ратхи были очень крепкие и привлекательные. Я благодарю тебя и всех твоих помощников за то, что вы упорно трудились, чтобы подготовить такие прекрасные колесницы. Пусть Кришна благословит тебя за твое искреннее служение, чтобы ты мог продвигаться в сознании Кришны все больше и больше.

Я надеюсь, что это письмо застанет тебя в добром здравии.

Твой вечный благожелатель,
А.Ч. Бхактиведанта Свами».

В апреле — начале мая 1977 года болезнь Джаянанды Прабху быстро прогрессировала, но он, находясь в храме Лос-Анджелеса, тем не менее продолжал подготовку к Ратха-ятре в этом городе. Хотя Джаянанда из-за слабости и боли руководил, лежа в постели, ему удавалось настолько сильно вдохновить всех, что преданные собирали пожертвования, подготавливали колесницы и делали все остальное, необходимое для праздника с большим энтузиазмом.

Особенно у Джаянанды хорошо получалось собирать пожертвования в виде бхоги. Было одно особое место, где он добывал фрукты и овощи. Данный рынок находился под контролем одного мафиози, «бананового короля» Луи, по-моему, греческого происхождения, и все торговцы платили ему подать. Это был крупный человек с дурным характером, очень раздражительный, на любой вопрос отвечавший только криком. «Банановый король» Луи так распугал всех преданных, пытавшихся там собирать пожертвования, что они вообще перестали ходить туда. Но Джаянанда решил все же пойти и попробовать занять «бананового короля» в служении Господу Джаганнатхе. На рынке, подойдя к Луи, он просто сказал: «Мое имя Джаянанда, и я хочу, чтобы вы послужили Господу Джаганнатхе». Преданные описывали потом, что постепенно этот «банановый король» Луи, похожий на льва, под влиянием Джаянанды превратился в котенка, обезоруженный его искренностью. Каждый, кто соприкасался с Джаянандой, хотел что-то сделать для него, и это означало — сделать что-то для Прабхупады.

При общении с преданным такого высокого уровня никогда не возникает впечатление, что он ищет какой-то выгоды для себя. Наоборот, всегда очевидно его желание отдавать. На протяжении года Джаянанда в случае необходимости приходил к этому «банановому королю», и тот никогда не отказывал ему в просьбе, давая тысячи бананов, апельсинов, ананасов и т.д., потому что очень любил его. Он ласково называл Джаянанду «мой Джонни Ананда» и никогда не повышал на него голос, хотя на всех подряд кричал и ругался. Он был настолько грешен, что не мог даже правильно произнести имя Джаянанды, как Валмики в свое время не мог произнести имя «Рама».

Во время подготовки последнего фестиваля Ратха-ятры преданные никак не могли решиться подойти к «банановому королю» Луи. Но Джаянанда написал ему записку, в которой объяснил, почему не может прийти сам и попросил передать фрукты через других.

Он оставил тело в мае 1977 года в квартире, которая находилась напротив храма Лос-Анджелеса. Преданные, которые обычно находились рядом с ним, ушли в алтарную. И в тот момент, когда раковина протрубила начало мангала-арати, Джаянанда оставил тело.

Конечно, все уже знали, как недолго ему осталось пребывать в этом теле, но, по крайней мере, многие надеялись увидеть Джаянанду на Ратха-ятре. Вернувшись с мангала-арати, преданные обнаружили, что он ушел, а рядом с его изголовьем играет запись Шрилы Прабхупады «Ванде ахам». И поскольку Джаянанда в момент оставления тела слушал святые имена Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе из уст своего духовного учителя, Шрила Прабхупада делает заключение в открытом письме Джаянанде: «Если бы у тебя были материальные желания, ты бы отправился на райские планеты. Но, поскольку ты слушал кришна-киртан, я уверен, что ты отправился прямо на Кришналоку».

Даже не на Вайкунтху, а на Кришналоку, Голоку Вриндавана. Такова милость духовного учителя, гуру-крипа. Поскольку Джаянанда следовал искренней садхане (а садхана — это целеустремленное служение для удовлетворения духовного учителя), Шрила Прабхупада проявил свою необычную милость.

Джаянанда своей жизнью и даже своей смертью показал такой удивительный пример, что Шрила Прабхупада дал наставление каждый год праздновать день его ухода как день ухода великого вайшнава.

При жизни — великого, независтливого преданного, — его любили как порядочные люди, так и негодяи. И точно также после его ухода и порядочные люди, и негодяи погрузились в скорбь. Безусловно, преданные скорбели, когда он ушел. Практически все, кто его знал, рыдали. В один из майских дней я находился вместе с Йогишчандрой в одном из проповеднических центров, когда позвонили из Лос-Анджелеса. Йогишчандра — крепкий, сильный и очень решительный преданный санкиртаны, совсем не сентиментальный, услышав печальную новость по телефону, заплакал, как ребенок. На мой вопрос, что случилось, стал повторять: «Джаянанда ушел. Я не могу поверить! Джаянанда ушел…»

К сожалению, мы не способны по достоинству оценить то, что по-настоящему является ценным — личность или вещь — до тех пор, пока не потеряем их.

садху-санга садху-санга
сарва-шастре кайа
лава-матра садху-санге
сарва-сиддхи хайа

Преданные продолжили подготовку к Ратха-ятре, которая прошла очень успешно только лишь благодаря личному участию Джаянанды в ее организации. Обычно после Ратха-ятры Джаянанда лично благодарил каждого, кто помогал ему. Проникнувшись этим духом, преданные отправились на рынок, чтобы поблагодарить «бананового короля» Луи за фрукты, которые тот пожертвовал для Ратха-ятры. В этот день он был в плохом настроении и кричал на каждого без разбора. Когда преданные подошли с прасадом, Луи стал разбрасывать бумаги, ручки и грубо кричать: «Убирайтесь отсюда! Никого не хочу видеть, кроме Джонни Ананды! Пускай придет Джонни Ананда». Кто-то осмелился сказать: «Луи, у нас для тебя есть печальная новость. Перед фестивалем, пару месяцев назад, Джаянанда оставил этот мир». И этот большой, грубый человек настолько расстроился, что слезы покатились из его глаз, и, ошеломленный, он стал повторять: «Джонни Ананда ушел? Мой Джонни Ананда ушел?!»

Поэтому говорится, что к преданному очень привязаны все, порядочные люди и негодяи, как при его жизни, так и после ухода из этого мира.

Благодаря тому духу, который Джаянанда вложил в служение, Ратха-ятра с большим успехом продолжается до сих пор. На такие фестивали приходят самые разные люди, и многие из них помнят о Джаянанде, спрашивают о нем.

На Ратха-ятру, которую готовил Джаянанда и до которой ему не суждено было дожить, приехала телевизионная компания снимать фестиваль для национального телевидения. Вначале репортеры брали интервью у преданных, а потом решили спросить, каковы впечатления от праздника у кого-нибудь из гостей. Организаторы фестиваля забеспокоились, как бы кто-то из оппозиции, агрессивно настроенный, не сказал бы что-то негативное. Команда национального телевидения выбрала для интервью одну пожилую пару. Беседа с ними проходила в стороне, так что преданные не могли слышать их разговор, но видели, как они в большом возбуждении размахивают руками. «Да, они что-то ужасное рассказывают. Сейчас все это попадет на телевидение, и праздник будет испорчен», — огорчились преданные.

Хотя новости вышли поздно ночью, конечно же, все собрались их посмотреть. Преданных беспокоило интервью с той пожилой парой, которое могло испортить все впечатление от фестиваля, если в нем прозвучит негатив.

В репортаже показали киртан, Джаганнатху, прасад, президента храма и других преданных, отвечающих на вопросы, а потом на экране появилась эта пожилая пара. И все замерли: «Что они сейчас будут говорить?!»

Корреспондент спросила очень официально: «Вы первый раз находитесь на этом фестивале Ратха-ятры Международного общества сознания Кришны?»

Мужчина ответил: «Да», а женщина добавила: «Мы давно хотели посетить этот замечательный фестиваль. Ведь это фестиваль нашего сына».

«Вашего сына? Кто же ваш сын?»

«Наш сын умер, но это он начал проводить такие фестивали по указанию своего учителя, который называл его Джаянанда, а мы звали его Джим. Когда он был жив, у нас так и не нашлось времени приехать на этот фестиваль. Но теперь мы здесь, на этом замечательном празднике, который организовывал наш сын». Затем она добавила: «Какой у него замечательный учитель!»

В письме к Джаянанде Шрила Прабхупада писал: «Я помню твоих родителей, особенно мать. Я надеюсь, они станут преданными».

Это интервью стало самым удивительным событием за всю Ратха-ятру. Журналисты по милости Кришны из всей многотысячной толпы выбрали родителей Джаянанды. Преданный, рассказавший мне об этом, говорил, что они все плакали перед экраном телевизора. Казалось, Джаянанда таким образом проявился на Ратха-ятре. Поэтому говорится, что не правы те, кто считает, будто вайшнавы умирают, поскольку вайшнавы продолжают жить в звуке. Вайшнав умирает, чтобы жить, а когда он живет, то пытается распространять святое имя. Поэтому жизнь Джаянанды была очень славна, славна и его смерть тоже. И также славно памятование о нем.

Большое спасибо за возможность прославить очень дорогого мне духовного брата, вспомнить о его замечательных качествах преданности и служения Шриле Прабхупаде и Господу Джаганнатхе.

Надо позаботиться о том, чтобы в день ухода этого великого вайшнава по нашей традиции был приготовлен замечательный пир, предложен Божествам и роздан всем преданным, поскольку Джаянанда любил вкушать и раздавать прасад. Мои ограниченные способности не позволяют по-настоящему прославить такого удивительного духовного брата. Я уверен, что многие другие преданные знают о его деяниях намного больше меня.

Я хотел бы закончить словами Шрилы Прабхупады, в которых он прославляет великого вайшнава Джаянанду Прабху:

«11 мая 1977 года. Нью-Дели.

Мой дорогой Рамешвара, пожалуйста, прими мои благословения.

Большое спасибо тебе за письмо, которое ты прислал мне 1 мая 1977 года со всеми фотографиями и рисунками. Смерть Джаянанды достойна славы. Очень хорошо, что он так сказал: какой прок в этом бесполезном теле, лучше оставить его. Он замечательно покинул свое тело и ушел на Вайкунтху. Я уже послал письмо с соболезнованиями для публикации в „Обратно к Богу“. Каждый должен последовать примеру Джаянанды. Я очень горд тем, что у меня был такой хороший ученик. Изображение Джаянанды должно по возможности присутствовать на ратхе Господа Джаганнатхи, и во всех наших храмах нужно проводить праздник в его честь, так же, как празднуются дни ухода других великих вайшнавов…»