Рамешвара дас “Удивительная история первого фестиваля Ратха-ятры в Лос-Анджелесе”

Рамешвара дас "Удивительная история первого фестиваля Ратха-ятры в Лос-Анджелесе"

 

Получив смертельный диагноз, наш святой духовный брат Джаянанда Прабху направлялся в Мексику в феврале 1977 года маршрутом через Лос-Анджелес. Доктора обнаружили у него неизлечимую форму рака и лейкемию — одни из самых тяжелых заболеваний. Джаянанда услышал, что в Мексике проводилось экспериментальное лечение. Он неустанно молился лишь о том, чтобы продолжать служить Шриле Прабхупаде в качестве проповедника, поэтому был готов испробовать любой метод лечения.

За десять лет до этого, Джаянанда организовал фестиваль Ратха-ятры в Сан-Франциско — первый подобный фестиваль в западном мире. Каждый последующий год Джаянанда строил огромные колесницы и устраивал фестивали Ратха-ятры в Сан-Франциско, и в добавок к этому он хотел учредить фестивали колесниц во всех главных городах Соединенных Штатов. Летом 1976 года Джаянанда принимал участие в подготовке первого фестиваля Ратха-ятры в Нью-Йорке. Во время шествия на Пятой авеню глазам десятков тысяч наблюдателей были представлены три колесницы, которые спроектировал и построил Джаянанда. Однако вскоре после праздника состояние его здоровья значительно ухудшилось, и стало причиной того, что он держал путь в Мексику.

В начале марта 1977 года Джаянанда прекратил альтернативные лечения в Мексике и вернулся в Лос-Анджелес. Несмотря на ухудшающееся состояние, Джаянанда прибыл в храм Нью-Дварака полный энергии и духовного предвидения. Он разыскал меня и рассказал о своем сне, в котором получил трансцендентное послание от Господа Джаганнатхи, попросившего его организовать фестиваль Ратха-ятры в Лос-Анджелесе. На то время храм и община Лос-Анджелеса были самыми крупным во всех Соединенных Штатах: сотни семей преданных и более ста брахмачари и брахмачарини проживали на территории ашрамов Нью-Двараки. Джаянанда считал, что божественное откровение, которое он получил во сне, было ответом Шрилы Прабхупады на его горячие молитвы с просьбой дать ему последнее значительное служение.

Джаянанда поделился этим откровением со всеми преданными общины Нью-Дварака. И все собравшиеся преданные почувствовали, что это сообщение исходило непосредственно от Самого Верховного Господа, переданное через Его дорогого и близкого слугу. Услышав послание, все преданные ощутили вдохновение и полномочия духовной энергии Господа. Вся община только и говорила о божественном наставлении, полученном Джаянандой.

Шестнадцатого марта 1977 года я написал Шриле Прабхупаде письмо:

«Джаянанда Прабху предложил устроить фестиваль Ратха-ятры в Лос-Анджелесе. У нас есть превосходные плотники. Под контролем Джаянанды мы сможем быстро построить три первоклассные колесницы. Шествие завершиться в парке, прямо на пляже Венис-Бич — недалеко от места, где Вы часто совершали прогулку. Летом на Венис-Бич обычно многолюдно, не менее 10 тысяч человек собираются там. А если еще прибавить тех, кто придет на рекламу нашего фестиваля и также на приглашенных знаменитостей (таких, как Элис Колтрейн), нам предстоит накормить, по меньшей мере, 25 тысяч человек. Я пытаюсь получить от городских властей разрешение использовать Венис-Бич в качестве места проведения фестиваля. Они неохотно идут на контакт, но Вашими благословениями возможно все. Как только мы получим разрешение, мы сразу уведомим Вашу Божественную Милость. Чтобы не совпадать по времени с фестивалем в Сан-Франциско, мы запланировали проведение праздника на август. Различные группы индусов Лос-Анджелеса с предвосхищением ожидают первого фестиваля Ратха-ятры. Они обещали помочь в приготовлении пищи, готовы участвовать в шествии и внести пожертвования в фонд фестиваля. Для дополнительного сбора денежных средств мы также выпустим подарочное издание журнала…»

Все последующие шесть недель, несмотря на ухудшающееся состояние здоровья, Джаянанда продолжал руководить и работать плечом к плечу с преданными-плотниками над постройкой трех гигантских колесниц, а также принимал участие в организации фестиваля. Мы понимали, что он поддерживает жизнь в разрушенном болезнью теле только благодаря духовной энергии, чтобы убедиться, что фестиваль получит необходимые разрешения и станет реальностью. С каждым новым днем мы все больше поражались самоотверженному служению Джаянанды. К концу апреля его изувеченное болезнью тело совсем потеряло цвет, он выглядел словно живой труп. Джаянанда практически не мог двигаться, но каким-то чудом, сидя в инвалидном кресле, он продолжал руководить строительством и даже хватался за молоток, чтобы помочь строителям колесниц. Мы видели собственными глазами доказательство ведической истины: если есть полномочия Верховного Господа, то даже слепой может видеть, а хромой — подняться на гору. Как кто-либо может работать в таком состоянии? Это было выше нашего понимания. Его пример вдохновил всех преданных Лос-Анджелеса всячески поддержать этот фестивале.

Я попытался описать невероятность происходящего в своем письме Шриле Прабхупаде от 15 апреля:

«Вчера городские власти Лос-Анджелеса дали нам окончательное разрешение на проведение первой Ратха-ятры в Лос-Анджелесе. Мы планируем устроить фестиваль в воскресенье 14 августа. Наше шествие пройдет по более чем трехкилометровому дощатому настилу для прогулок на пляже между Санта-Моникой и Венис-Бич, а закончится в парке Венис-Бич. Властям так понравилась эта идея, что они выделили нам павильон и амфитеатр абсолютно бесплатно. Нам помогает индийская община в Лос-Анджелесе. Они лично знакомы с мэром города и уверили нас, что он придет и выступит с речью в качестве одного из почетных гостей фестиваля. Элис Колтрэйн подтвердила, что она будет воспевать на нашей сцене — это, несомненно, привлечет еще больше людей. Помощь Джаянанды и двухдневный марафон санкиртаны помогли нам значительно увеличить материальный фонд. Денег хватит не только на строительство трех огромных колесниц (каждая длиной девять метров, с большими колесами и пятнадцатиметровыми башнями с балдахином), но также на рекламу, сцену, звуковое оборудование и на 40-50 тысяч порций прасада. Мы также пригласили губернатора штата Калифорния Джерри Брауна, в качестве главного почетного гостя. Он симпатизирует нам еще с тех пор, когда мы по его просьбе подключились к благотворительной программе помощи психиатрической больнице. Я уверен, что с Вашими благословениями этот фестиваль Ратха-ятры будет самым лучшим и самым грандиозным за всю историю».

К сожалению, 1 мая мне пришлось написать последнее письмо Шриле Прабхупаде о его дорогом ученике Джаянанде:

«Этим утром ровно в 4:48 оставил тело Джаянанда Прабху. Преданные находились с ним всю ночь, поскольку он испытывал сильнейшие боли и произносил бессвязные речи, но, находясь в бреду, он говорил только о фестивалях Ратха-ятры по всему миру и умолял нас проводить их. Когда меня позвали к нему в 4 утра, я застал его скрученным, стонущим и корчащимся от боли. Его голова находилась рядом с магнитофоном, из которого звучали джапа в исполнении Вашей Божественной Милостью. Я понял, что он умирает, и сказал ему: „Время пришло, ты покидаешь тело. Повторяй святое имя“. Несмотря на невообразимую боль, он стал медленно выпрямляться и усмирять свое тело и шепотом стал повторять Харе Кришна маха-мантру. Еще прошлой ночью он говорил нам: „Какой смысл оставаться в этом бесполезном теле? Почему я должен тратить время в таком теле?“. Он сказал нам, что хочет вернуться, чтобы продолжать служить Вашей Божественной Милости в этом мире, распространяя Движение в каждом городе и деревне. Вскоре его дыхание стало едва заметным, и он уже не мог продолжать повторять святое имя, однако Джаянанда держал свою голову у проигрывателя, слушая ваше воспевание. Спустя пять секунд после того, как он оставил тело, пуджари принес гирлянду, которая была на Господе Джаганнатхе на мангала-арати. Это было совершенно незапланированное, и мы восприняли гирлянду как благоприятный знак. Во время этого последнего месяца было очевидно, что он умирает от рака, становясь все слабее. Но Джаянанда смеялся над своей болезнью и говорил только о Ратха-ятре, даже, когда чувствовал боль. Он был одержим идеей проведения фестиваля Ратха-ятры, перемещающегося из города в город. В действительности, когда три месяца назад он прибыл в Лос-Анджелес, доктора сказали ему, что он может умереть со дня на день, тем не менее, Джаянанда каким-то чудом оставался живым и убедил нас провести Ратха-ятру в Лос-Анджелесе. Он спроектировал колесницы таким образом, чтобы они могли легко перемещаться на фестивали в другие города, а также вдохновил весь храм собрать более одиннадцати тысяч долларов пожертвований во время двухдневного марафона сбора средств на Ратха-ятру. Он проповедовал гостям и членам их семей, побуждая их вносить большие пожертвования для Ратха-ятры. Вне всяких сомнений, если бы он не приехал, мы бы не смогли провести Ратха-ятру в этом году. Похоже, что Сам Господь Джаганнатха послал его к нам и поддерживал в нем жизнь, чтобы он спланировал весь фестиваль и вдохновил нас провести его. Все преданные были поражены уровнем его сознания в момент смерти. Он проявил качества великой души, не оставляя мыслей о Кришне и непрерывно воспевая святое имя. Преданные попросили меня написать вам о нем, спрашивая о его судьбе сейчас, когда он оставил тело. Мы намереваемся кремировать его тело, а прах отправить в Джаганнатха-Пури, чтобы его развеяли над морем, в котором омывается Господь Чайтанья и куда ежегодно привозят Божеств Джаганнатхи».

Одиннадцатого мая 1977 года я получил ответ от Шрилы Прабхупады:

«Мой дорогой Рамешвара, пожалуйста, прими мои благословения. Подтверждаю получение твоего письма от 1 мая 1977 года со всеми фотографиями и рисунками. Я очень рад узнать, что ты так стараешься удвоить результаты распространения книг в этом году. Я очень благодарен всем моим искренним ученикам, которые так тяжело работают над осуществлением этой великой миссии сознания Кришны. Смерть Джаянанды достойна славы. Очень хорошо, что он так сказал: какой прок в этом бесполезном теле, лучше оставить его. Он замечательно покинул свое тело и ушел на Вайкунтху. Я уже послал письмо с соболезнованиями для публикации в журнале „Обратно к Богу“. Каждый должен следовать примеру Джаянанды. Я очень горд тем, что у меня был такой хороший ученик. Изображение Джаянанды должно по возможности присутствовать на ратхе Господа Джаганнатхи, и во всех наших храмах, нужно проводить праздник в его честь, так же, как празднуются дни ухода других великих вайшнавов…»

Все предыдущие Ратха-ятры в ИСККОН сопровождались процессией из трех колесниц, пением киртана и танцами. Завершение шествия происходит в парке, где с одной стороны устанавливается огромная сцена для Божеств, с которой делаются объявления, читаются лекции, поются киртаны и бхаджаны, а в противоположной стороне парке располагаются столы с ведрами и подносами с прасадом, а также столы с книгами для ознакомления и продажи.

Джаянанда Прабху мистическим образом делился с лос-анджелесскими преданными своим всепоглощающим страстным духовным желанием устроить фестиваль Ратха-ятры. Руководствуясь желанием уважить его, мы намеревались превратить весь фестиваль в грандиозное представление ведической культуры и знания. Мы представили себе парк, в котором раскинулись огромные разноцветные пандалы, — палатки, в которых могли быть размещены различные выставки ведического искусства, представлены роскошные одежды и украшения храмовых Божеств, а также показы «духовной моды» и продажа товаров нашей храмовой сувенирной лавки. Также мы хотели представить философские экспозиции с рядами связанных одним сюжетом произведений искусства. Вдобавок к бесплатным блюдам, мы планировали установить несколько киосков с экзотическими ведическими лакомствами на продажу. Что касается бесплатного пира, мы намеревались посадить людей рядами под главной сценой, чтобы они могли сидеть и наслаждаться прасадом, не покидая зону сцены. Мы хотели, чтобы выступление на главной сцене стало представлением ведического воспевания и традиционных индийских танцев. Знаменитости могли бы петь бхаджаны, прославляющие Кришну, а приглашенная театральная труппа ИСККОН «Вайкунтха плейерс» показывать костюмированное театрализованное представление. Мы планировали возвести вторую сцену в другом конце парка, где преданные смогут проводить зажигательные киртаны и бхаджаны. Таким образом, куда бы ни направились гости, они услышат трансцендентные звуки экстатического воспевания.

Для самой процессии мы планировали задействовать трех замечательно украшенных слонов, а после нее — поездку на слонах сделать одним из парковых развлечений. Три огромные колесницы планировалось украсить множеством прекрасных цветов, чтобы их нельзя было отличить от платформ известного Парада роз. Мы задумали упаковать тысячи сладостей, чтобы преданные на колесницах могли бросать этот прасад людям по всему пути шествия. Прибытие колесниц в парк должно было стать особенным моментом. Мы приступили к проектированию двух больших разноцветных арок для входа и выхода. Весь парк и зона павильона должны были стать трансцендентной копией самой Вайкунтхи. Зайдя в него, куда бы человек ни посмотрел, он увидит духовные экспозиции, палатки и сцены. Нашей идеей было устроить все так, чтобы у прошедших сквозь трансцендентные арки возникало чувство, будто бы они покинул материальную атмосферу, чтобы у людей не было возможности видеть сквозь круг из выставочных палаток обыденный мир, существующий за пределами парка. Мы хотели создать целостное духовное пространство из достопримечательностей, звуков, вкусов и запахов, поражающих чувства гостей яркими образами ведической культуры. Увидев все это, ум и сознание людей изумятся красоте духовной жизни и преисполнятся трансцендентного знания и мудрости. Чтобы построить и осуществить все по плану всего за три месяца, потребовались бы совместная непрерывная работа всех членов общины Нью-Двараки. Так начался марафон первого фестиваля Ратха-ятры, посвященного Джаянанде Прабху.

Для всех четырех сторон каждого киоска необходимы были вывески. Пока наши основные плотники продолжали строительство колесниц, другие преданные сбивали деревянные каркасы и натягивали на них 6-9 метровые полотна. Целая группа преданных работала днями и ночами, нанося узоры и надписи, по крайней мере, на пятидесяти вывесках. Мы построили две огромные арки высотою более шести метров. И снова множество преданных разрисовывали вручную каждую из четырех сторон колон, изображая охраняющих львов и стилизованных танцоров в ярких одеждах. Эти декоративные орнаменты были позаимствованы из образцов классического искусства Ориссы — места в Индии, где проводится изначальный фестиваль Ратха-ятры. Мы сделали 30-40 дополнительных полотен длиною не менее 15 метров каждое, написали на них красками «Фестиваль Колесниц» и ниже — «Павильон на Венис-Бич. Воскресенье, 14 августа», и развесили эти рекламные плакаты над пересечением самых загруженных дорог, ведущих к месту проведения фестиваля.

Сами колесницы и их гигантские колеса нужно было аккуратно расписать тщательно подобранными ведическими символами и мотивами. Три прекрасных трона должны были быть построены для перевозки Божеств в колесницах, а также подобная трону вьясасана для мурти Шрилы Прабхупады. Фоном для тронов и вьясасаны должна была послужить искусно сделанная панель почти на всю ширину колесницы, изображающая охраняющих львов с каждой из сторон. Множество преданных портных занималось либо шитьем огромных балдахинов красного и желтого цвета, либо пошивом десятков цветных навесов для фестиваля. В финале нашей подготовки другая группа преданных занялась сбором гирлянд из сотен тысяч цветов и подготовкой цветочных декораций для колесниц. За неделю до фестиваля группа из 40-50 преданных, посещающих утренние лекции в храме, занималась упаковкой тысяч восхитительных сладостей и креплением приглашений с обратных сторон упаковок для распространения во время шествия. А когда алтарная храма освобождалась, театральная труппа начинала репетиции различных постановок, с которыми планировала выступать.

Десятки преданных и волонтеров из индийской общины потратили недели на приготовление пира для пятидесяти тысяч человек, а также справились с приготовлением экзотических ведических блюд для продажи в киосках, озаглавленных «Вкус духовной Индии». Одна на другой — бочки с прасадом заполнили до краев огромный трейлер-холодильник. Два десятка мужчин в течение трех дней занимались установкой сцены на Венис-Бич, сбором множества палаток при помощи бамбуковых палок в качестве опоры, развешиванием нарисованных вручную указателей, воздвижением двух арок на входе и выходе, установкой стендов и экспонатов в соответствующие палатки, монтировкой диорамы «Смена тел» в человеческий рост, размещением столов и стульев возле киосков с книгами и экзотическими угощениями, а также возле палаток для вопросов и ответов. Преданные протянули проводку для звуковой системы и микрофонов на обеих сценах, таким образом, чтобы трансцендентные вибрации были слышны в каждом уголке парка. Также была протянута проводка для всех навесов, которым требовалось электричество.

Перевезенные на пляж за ночь до праздника колесницы смотрелись торжественно и величественно на фоне Тихого океана. Стоял прекрасный солнечный августовский день. Украшенные сотнями ниспадающих цветочных гирлянд гигантские колесницы казались высокими лодками на колесах. Двенадцатиметровые балдахины, возвышающиеся над деревянными палубами колесниц, трепетали на ветру, словно паруса. Ровно в 11:30 Божества Господа Джаганнатхи, Господа Баладевы и Шримати Субхадры Деви прибыли на лимузине к месту начала шествия. Казалось, будто Они светились, Их сияющие улыбки излучали блаженство для каждого, кто смотрел на Них. Преданные не видели Божеств целых две недели, и это напоминало божественные игры Господа Чайтаньи Махапрабху и Господа Джаганнатхи, которые разворачивались более чем 500 лет назад. Когда Господь Чайтанья и Его преданные впервые увидели Божеств, красота Господа и экстатическое состояние преданных было подробно описано в переводах и комментариях Шрилы Прабхупады к «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, глава 12, стихи 211-216:

«Шри Чайтанья Махапрабху жаждал увидеть Господа, и глаза Его, подобно двум пчелам, стали пить мед огромных, как лепестки лотоса, глаз Джаганнатхи — Самого Кришны.

Красота глаз Джаганнатхи превосходила красоту цветущих лотосов, а Его шея сверкала, будто зеркало из сапфира.

Темно-желтый подбородок Господа своей красотой затмевал красоту цветка бандхули. Это делало мягкую улыбку Господа, подобную светозарным волнам нектара, еще прекраснее.

Сияние Его прекрасного лица постоянно усиливалось, и глаза сотен и тысяч преданных пили этот нектар, как пчелы».

«Чем больше глаза преданных пили медовый нектар Его лотосоокого лица, тем сильнее становилась их жажда. Они смотрели на Господа не отрывая глаз».

«Красота сына Махараджи Нанды не знает себе равных. Ничто не может превзойти Его красоту или сравниться с ней. Его красота — как волны в океане нектара. Она пленяет и движущихся, и неподвижных существ».

«Я поведаю вам о высшей форме медитации — медитации на Господа Шри Кришну, сына Махараджи Нанды. Кончики пальцев Его лотосных стоп отражают красоту бесчисленного множества Купидонов, а Его тело излучает невиданное и неслыханное сияние.

Так Шри Чайтанья Махапрабху и Его преданные наслаждались трансцендентным блаженством, созерцая лик Джаганнатхи».

Шествие началось в полдень. Впереди шли три расписанных яркими красками и украшенных слона, а также большая статуя Господа Чайтаньи, установленная на передвижной платформе. Когда слоны стали счастливо улыбаться, мы убедились, что не только преданные и десятки тысяч наблюдателей, но и даже животные ощущали экстатическое духовное блаженство, исходящее от божественных звуковых вибраций Харе Кришна мантры. Во главе каждой колесницы находилось, по меньшей мере, 50 певцов и танцоров, а другие 50-60 человек у каждой колесницы тянули длинные веревки, направляя их по маршруту. По мере того, как мы приближались к парку, росла и толпа людей вокруг колесниц с обеих сторон дороги, пока она ни выросла до ста тысяч человек, по оценкам газеты «Лос-Анджелес таймс». Никто не мог предугадать такого интереса публики, которая получала божественные благословения от Верховного Господа просто благодаря своему присутствию.

Весь день под главной сценой толпились тысячи людей. Каждая палатка, киоск и экспозиция собирала очередь заинтересованных и счастливых посетителей. Если не брать в расчет столы с угощениями, наиболее популярными экспозициями были «Вегетарианство», «Карма и реинкарнация», «Кто такой Господь» и диорама «Смена тел». Сувенирный магазин едва справлялся с потоком посетителей, который перетекал в палатку, демонстрирующую трансцендентный кинофильм «Движение “Харе Кришна”», а также к экспозиции «Духовная Индия». Фестиваль разворачивался безупречно, превосходя наши самые дерзкие мечты. Он продлился до заката (примерно до 20:00-20:30) без малейших происшествий. Десятки тысяч людей вкушали прасад, тысячи людей ушли с книгами и брошюрами. Тысячи людей танцевали и пели Харе Кришна мантру под обеими сценами. Люди испытали такое чистое наслаждение и чувствовали удовлетворение от фестиваля, как если бы духовный мир проявился в парке на Венис-Бич.

Во время фестиваля преданные периодически ходили по парку с пакетами, подбирая бумажные тарелки, чашки и прочий мусор. К концу вечера парк был чище, чем перед началом фестиваля. Городские работники были благодарны и изумлены, а мы им объяснили, что сегодня парк Венис-Бич и его павильон стали домом Верховной Личности Бога, и искренняя преданность вдохновляет нас убирать Его обитель.

После фестиваля я отправил Шриле Прабхупаде восторженный доклад с фотографиями, на которых были запечатлены шествие, экспозиции и сто тысячная толпа посетителей фестиваля. Шрила Прабхупада уже тяжело болел, и мое письмо включало наши сердечные молитвы о здоровье Его Божественной Милости, а также предложение гуру-дакшины. Несколько недель спустя я получил ответ от личного секретаря Шрилы Прабхупады — Тамал Кришны Госвами. В письме из Вриндавана от 6 сентября 1977 года, он писал:

«Мои дорогие духовные братья и сестры, примите, пожалуйста, мои смиренные поклоны к вашим стопам. Я получил указание от Шрилы Прабхупады выразить его благодарность всем вам за замечательное проведение церемонии Ратха-ятры Господа Джаганнатхи. Шрила Прабхупада принял ваше подношение гуру-дакшины вместе с фотографиями Ратха-ятры из Лос-Анджелеса. Этим утром, когда Шрила Прабхупада поднялся с кровати, он рассказывал мне, как он проводил Ратха-ятру в раннем детстве. Вот что он поведал: „Когда мне было 5 или 6 лет, я спрашивал у каждого встречавшегося мне плотника: „Почему бы вам не сделать колесницу для меня?“. „Да, почему бы и нет?“ — отвечали они. Я просил отца отвести меня в их мастерские, но ни один из плотников не исполнил обещанного. Одна пожилая женщина на улице услышала мой плач. Она спросила отца, почему я плачу. Он объяснил ей, что я хотел колесницу для Ратха-ятры, но ни один плотник не сделал ее для меня. Она сказала, что у нее есть колесница и отец получил ее в подарок от этой женщины. Он принес мне масляные краски, и я разукрасил ее. По случаю праздника я также хотел изготовить фейерверки. Я видел в книгах, как это делается. Отец дал мне все, что для этого требовалось, но это не на шутку взволновало маму. Я был очень настойчив. Весь день друзья и другие дети помогали мне, и я нисколько не ленился. С рождения я не был ленивым или глупым. К тому же, я никогда ни от кого не терпел поражений. Что бы я ни сказал своим родителям или друзьям, это должно было исполниться. Кришна дал мне характер лидера. Как бы еще я, бедный индиец, смог бы стать лидером для стольких европейцев и американцев? И среди мировых авторов я тоже лидер“.

Его Божественная Милость рассматривал фотографии Ратха-ятры в Лос-Анджелесе, которые вы прислали, и был полностью заворожен тем, как вы, его возлюбленные ученики и дети, посвящаете всю свою энергию этой церемонии. С живым интересом Шрила Прабхупада слушал описание к каждой фотографии и разглядывал с любовью каждого из вас, тех, кто принимал участие в служении Господу Джаганнатхе. Глаза Шрилы Прабхупады наполнились слезами, которые затем покатились по его щекам, он радостно покачивал головой из стороны в сторону — так проявляя высокую оценку тем усилиям, которые все вы сделали. Когда Прабхупада увидел фотографии трех колесниц, он издал звук, выражающий удивление, и с высоко поднятыми бровями сказал: «Мы никогда не видели таких колесниц!» Когда дошло время до фотографий с длинными очередями людей, выстроившимися к экспозиции «Смена тел», Прабхупада засиял и сказал: «Я же говорил, что это случится!». Я был очень рад наблюдать это. Просмотр фотографий так растрогал Его Божественную Милость, что он был не в состоянии сидеть для своего массажа, сдавленным голосом он произнес: «Не сейчас». Спустя два часа он вернулся к постели, пребывая в глубоком трансе и медитируя на Ратха-ятру Господа Джаганнатхи в Лос-Анджелесе.

Вы все так дороги Ему, так любимы Его Божественной Милостью, Шрила Прабхупада живет вашими молитвами. Господь Кришна обязательно пришлет Своего Чистого Преданного к вам в Нью-Двараку. И там не будет пределов нашему экстазу, испытываемому от пения и танцев в присутствии нашего Духовного Учителя и от прославления его славных деяний. Молитвы, которые вы неоднократно повторяли в своем письме о посвящении своих жизней публикации и распространению книг Шрилы Прабхупады, тронули Его Божественную Милость до слез, так, что он не мог говорить. Вам очень повезло проживать в Нью-Двараке, ведь Прабхупада постоянно вспоминает это место и всех тех, кто живет там».

С течением лет все экспозиции были усовершенствованы и отданы «Фестивалю Индии», который проводит сейчас по всей Америке и Канаде фестивали Ратха-ятр. Путешествуя на огромных полуприцепах и автобусах, преданные устанавливают сцены, палатки и экспозиции, ежегодно превращая дюжины парков в духовное Царство Бога, исполняя последнюю просьбу Джаянанды Прабху. В Лос-Анджелесе фестиваль Ратха-ятры стал одним из самых больших ежегодных летних фестивалей. Когда процессия движется вдоль песчаного пляжа и нежных океанических волн Венис-Бич, действие напоминает легендарные утренние прогулки Шрилы Прабхупады по этому самому пляжу, а также Шримана Джаянанду Тхакура — современного святого ИССКОН. Он научил нас тому, как с преданностью служить Верховному Господу до самого последнего вздоха. Пример Джаянанды продолжает вдохновлять нас на проведение фестивалей по всей Северной Америке. Его прекрасная фотография на колесницах Ратха-ятры в каждом городе служит напоминанием о нем, как о непосредственном представителе и смиренном слуге Господа Джаганнатхи и Шрилы Прабхупады, который помогает духовному миру проявляться на Земле каждый год во время этих божественных фестивалей.