Лекция Джаянанды Прабху по «Бхагавад-гите»

Лекция Джаянанды Прабху по «Бхагавад-гите»

Лекция по «Бхагавад-гите»,

прочитанная Его Милостью Шриманом Джаянандой Прабху

 Сан-Диего, 1976 год

 Примечание: Джаянанда Прабху посетил храм в Сан-Диего в конце 1976 года, готовясь к прохождению лечения в Тихуане (Мексика). Эта лекция была прочитана им приблизительно за 6 месяцев до его ухода в Лос-Анджелесе.

 

Бхагавад-гита, 12 глава, стихи 18-19

самах шатрау ча митре ча   татха манапаманайох
шитошна-сукха-духкхешу   самах санга-виварджитах
 
тулйа-нинда-стутир мауни   сантушто йена кеначит
аникетах стхира-матир   бхактиман ме прийо нарах

самах — одинаково; шатрау — к врагу; ча — также; митре — к другу; ча — и; татха — таким образом; мана — в почете; апаманайох — и в бесчестье; шита — от холода; ушна — и от жары; сукха — в счастье; духкхешу — и в страдании; самах — уравновешенный; санга-виварджитах — отказавшийся от всякого общения; тулйа — одинаковый; нинда — и в бесславии; стутих — тот, кто в славе; мауни — молчаливый; сантуштах — удовлетворенный; йена кеначит — чем бы то ни было; аникетах — бесприютный; стхира — тверда; матих — тот, чья решимость; бхакти-ман — посвятивший себя преданному служению; ме — Мой; прийах — дорогой; нарах — человек.

Тот, кто одинаково взирает на друзей и врагов, кто одинаково встречает почет и бесчестье, холод и жару, счастье и страдания, славу и позор, кто никогда не соприкасается с тем, что оскверняет, всегда хранит молчание и всем доволен, кто не беспокоится о пристанище, кто непоколебимо утвердился в знании и преданно служит Мне, — тот очень дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Преданный всегда избегает дурного общения. В жизни нас то хвалят, то поносят; такова природа людской молвы. Но преданный всегда остается безучастным к иллюзорной славе и позору, счастью и страданиям. Его терпение поистине неиссякаемо. Он никогда не говорит ни о чем, кроме того, что связано с Кришной, поэтому его называют молчаливым. Молчаливость не означает, что человек должен перестать говорить вообще, он просто не должен болтать глупости. Речь дана нам для того, чтобы говорить на важные темы, и для преданного самой важной темой является Верховный Господь. Преданный счастлив при любых обстоятельствах; иногда его кормят вкусно, а иногда нет, но он всегда остается довольным. Не заботится он и о крыше над головой. Приютом ему может служить то дерево, то роскошный дворец — он одинаково равнодушен и к тому, и к другому. Его называют целеустремленным, ибо он непоколебим в своей решимости и знании. В описании качеств чистого преданного можно обнаружить повторы, но их цель — подчеркнуть, что преданный должен развить в себе все эти качества. Без этих качеств он не сможет стать чистым преданным. Харав абхактасйа куто махад-гунах: тот, кто не является преданным, лишен хороших качеств. Но тот, кто претендует на то, чтобы называться преданным, должен развить в себе все эти качества. Разумеется, он не прилагает к этому специальных усилий, но преданное служение в сознании Кришны помогает ему без особого труда развить их в себе.

Джаянанда: Дурное общение означает… Прежде всего, преданный не занимается греховной деятельностью. Он следует четырем регулирующим принципам. Но когда кто-то принимает тело за свое «я», — это происходит в результате дурного общения. Итак, у каждого есть дурное общение, или каждый прибывает во тьме (тамас означает тьма), поскольку принимают тело за свое «я». И никто даже не пытается избавиться от представлений о себе как о теле, все только строят планы, как наслаждаться этим телом до тех пор, пока не приходит смерть. Так всю свою энергию человек использует, просто предпринимая какие-то меры для того, чтобы уменьшить боль и увеличить удовольствие, принимая себя за тело. Тогда как преданный отказывается от такого дурного общения, он не принимает его. Вернее, он хочет освободиться от него, хочет понять свое истинное, конституциональное положение, заключающееся в том, что «я» не тело, «я» неразрывно связан с Кришной, «я» неотъемлемая частица Верховной Личности.

Поэтому существует процесс. Сознание Кришны означает процесс освобождения от всякого дурного общения. И получать хорошее общение, значит общаться с Кришной, поскольку Кришна и есть все хорошее. Кришна — сат-чит-ананда-виграха. И мы также сат-чит-ананда-виграха. Но для того, чтобы осознать нашу природу сат-чит-ананда-виграхи, мы должны общаться с Кришной, поскольку Он дает наставления о том, как Его осознать. В противном случае мы нигде больше не сможем найти описания этой науки. Никакая другая религия не дает этот процесс осознания себя и своей связи с Кришной. Нет другой религии или формулы, которые предлагали бы нам как награду восстановление своих вечных отношений с Богом. Итак, это процесс прекращения дурного общения — стать сознающим Кришну.

В начале мы следуем четырем регулирующим принципам и многому другому. Все эти различные принципы и правила, которым мы следуем, предназначены просто для того, чтобы перенести нас на уровень, на котором мы сможем, следуя им, всегда помнить Кришну и никогда Его не забывать. И, конечно, когда отношения восстановятся, мы уже никогда не захотим забыть Кришну, поскольку эти отношения так возвышены и доставляют такое удовлетворение, что, как только мы восстановим их, мы никогда не оставим их снова. Однажды мы упали в этот материальный мир, но как только мы становимся немного серьезней, мы обретаем защиту истинного духовного учителя и, получая посвящение и следуя его наставлениям, постепенно очищаемся от этого дурного общения множества ложных обозначений и снова утверждаемся в своем истинном положении, сознавая свою настоящую, духовную индивидуальность.

Иногда… Я не помню, я прочитал комментарий? Я его полностью прочел, не так ли?.. Говорится, что тот, у кого есть разум, обладает хорошей интуицией и памятью. И это говорит не в пользу моего разума, так как я не могу вспомнить… Итак, иногда кого-то прославляют, а иногда поносят. Но у преданного, практикующего сознание Кришны, естественным образом развиваются все хорошие качества, о которых здесь упоминается.

Есть хороший пример, как Прагош распространял книги в аэропорту в Нью-Йорке. Там была одна пара, которая шла прямо на него. Он попытался уступить им дорогу, но женщина, подойдя вплотную, столкнулась с ним. Затем подошел ее муж, здоровый боксер, схватил Прагоша и сказал: «В чем дело? Почему ты толкаешь мою жену?» И он оттолкнул Прагоша к стене, а его жена, которая стояла рядом, схватила парик Прагоша и бросила его на пол. Прагош стал повторять: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама…» Тот парень был взбешен. Он схватил его снова: «В чем дело, я тебя спрашиваю?» Но Прагош просто продолжал повторять. Поскольку он не знал, что еще он может сделать в этой ситуации, он просто продолжал повторять. И в конце концов тот парень покачал головой и ушел прочь, оставив его в покое.

Преданный не слишком привязан к тому, почитают его или нет. Особенно, если вы распространяете книги, то понимаете это больше, чем кто-либо другой. Каждый день вы обретаете так много опыта, когда вас то хвалят, то оскорбляют. Но преданного не беспокоят честь и бесчестие, поскольку он пытается дать людям хорошее общение, ведь у них так много дурного общения.

На самом деле, все находятся в гуне невежества. Иногда люди действуют немного в гуне благости и страсти, но в действительности — это материальная деятельность, и поэтому вся она в гуне невежества. Итак, мы пытаемся дать им хорошее общение. Сами же мы уже благословлены, у нас есть хорошее общение. По беспричинной милости нашего духовного учителя у нас есть хорошее общение с Кришной. Ведь кто еще смог бы изложить такую замечательную философию, как та, что мы имеем в «Бхагавад-гите», рассказанной на поле битвы Курукшетра, и кто еще может проявить так много замечательных деяний? Мы не знаем другой такой личности, как Кришна, что и говорить о тех бедных людях на улице. Кто те личности, опыт общения с которыми они имеют? Кому-то нравится президент Никсон, который получил самое высокое положение в стране, а затем из-за жадности не смог удержаться от попытки обмануть правительство. Есть поговорка: «Не кусай руку, которая тебя кормит». Если бы президент Никсон стал преданным, принял отрешенный образ жизни и начал бы проповедовать, то, оставив плохое общение, он стал бы прославленным человеком в обществе.

На людей это произведет очень глубокое впечатление, если великий человек, — даже если в своей материальной жизни он совершил какие-то отвратительные поступки, — но как только он становится по-настоящему искренним и чистым преданным, тогда любой оценит это возвышенное положение. Тот, кто очень решительно проповедует «Бхагавад-гиту», о том, что мы не тело, что мы можем освободиться от страданий и оставить бессмысленную деятельность, становиться чистым. Преданное служение предназначено для каждого, в каких бы жизненных условиях он не находился. Становясь слугой Кришны и оставляя плохое общение материальной скверны, их жизнь становится прославленной. Так много людей становится жертвами. Они очень тяжело работают, чтобы добиться какого-то положения, а затем они начинают заниматься какой-нибудь отвратительной деятельностью и теряют свою репутацию, все теряют. Такова природа материальных достижений. Можно работать очень тяжело ради какой-то цели и даже добиться результата, достичь большого успеха, но если вы совершаете нечто отвратительное, то лишаетесь всего.

В преданном служении никогда не будет потерь. Все, что мы приобрели, все, что мы сделали от имени Кришны, никогда не будет потеряно. Мы всегда начинаем с того же самого места, на котором остановились. Это показывает, как замечательно, когда кто-то принимает общение Кришны, — он становится свободным от чести и бесчестия. Пока мы не стали преданными, пока мы не связаны с Кришной, мы всегда будем обеспокоены, поскольку у нас будет другое общение. Если я не связан с Кришной, это означает, что я связываю себя с тем, что я американец, я юрист, я президент, или, что я обманщик или я вор или я так много других обозначений.

Пару месяцев назад в журнале «Обратно к Богу» была хорошая статья, в которой описывалось то, как сильно мы покрыты иллюзией. С того самого момента, когда мы выходим из материнской утробы, окружающие уже начинают формировать свои представления о нас. «О, Джонни, он будет точно таким же, как его отец», или «Он не будет таким как его отец. Он будет таким, как его дядя», или нечто подобное. У всех есть свои представления, каждый делает свой вклад. Они все имеют какие-то желания. В этой статье с самых разных сторон рассмотрен процесс создания условностей, того как каждый постепенно обуславливается. Так много всего, чем обусловлено мышление человека: «Я это тело, я продукт материальной природы. Я не частица Кришны, нет, я продукт этой материальной природы, этого общества». Таким образом, постепенно развивается его ложное эго.

Если же кто-то становится преданным, он уже с самого начала понимает, что он не тело, а частица Кришны. И таким образом, он отказывается от плохого общения. Существует так много общения, которое стягивает на телесные представления о жизни, стягивает во тьму: просто еда, сон, совокупление, оборона, — попытки наслаждаться этим телом. И, в конечном счете, всему приходит конец, такой человек лишается всего. Итак, его жизнь становится ничем не лучше, чем жизнь кошек и собак, а затем он теряет человеческую форму жизни. Великая ценность, — человеческая форма жизни, благоприятная возможность осознать свои отношения с Кришной, — утеряна. А затем никто не знает какое положение мы займем в следующей жизни. Каждый в этом мире находиться в таком положении. У людей нет знания, они во тьме. Это означает, что у них нет представления ни о своем прошлом, ни о своем будущем. Просто эта жизнь — это все, что они знают. И происходит то, что я строю бесконечные планы, но только посмотрите, как они все ненадежны. Коврик может быть выдернут из-под нас в любой момент. Любые из этих планов, если они становятся источником беспокойств, когда все наше сознание приходит в возбуждение, причиняют одни страдания.

Но если кто-то становится преданным, тогда, хотя всевозможные материальные трудности могут приходить, он не будет обеспокоен, поскольку он принимает свое истинное положение, — то, что он не тело, что он не имеет ничего общего со всеми этими различными материальными бедствиями, с различными материальными страданиями. Преданный не имеет никакого отношения к тем несчастьям, которые приходят к нему, поскольку он понимает, что он не тело. И таким образом он обретает освобождение.

Итак, я продолжу. Преданный всегда трансцендентен к счастью и страданиям. Это было описано в «Чайтанья-чаритамрите», когда Харидасу Тхакуру было назначено наказание: его должны были высечь кнутом на 26 базарных площадях. И даже в конце, когда он был избит в таком количестве мест, люди, которые подвергали его этому наказанию, были очень обеспокоены, поскольку Харидас Тхакур все еще оставался жив. Они боялись того, что мировой судья сделает с ними, если они не забьют его до смерти. До этого никто не выживал после избиения на трех или четырех базарах.

В то же время Харидас Тхакур не чувствовал никаких страданий, но беспокоился о том, что страдают они. Таков преданный. На самом деле, Харидасу Тхакуру пришлось перенести много страданий, его избивали на всех этих базарных площадях, но он беспокоился только о том, что его мучители испытывают страдания, и попытался помочь им. Он спросил их: «В чем сложность?» И они обратились к нему: «Дорогой господин, мы избивали тебя на многих базарных площадях, но ты все еще жив. Что нам делать? Ты уже давным-давно должен был умереть». Харидас ответил: «Если вы так хотите, тогда я умру». Он притворился, что умер, и они бросили его в реку. Но это другая история. Смысл в том, что преданный может вынести любые страдания, поскольку он не находится на телесном уровне. Он прибывает на духовном уровне, поэтому он не был привязан к счастью и несчастью, которые связаны с этим телом.

Преданный старается во всем видеть Кришну в любое время в любом месте. Чем больше мы утверждаемся в наших взаимоотношениях с Кришной, тем больше приходит понимание того, что мы не тело. Так мы обретаем устойчивость в наших взаимоотношениях с Кришной, а затем начинаем непрерывно наслаждаться вкусом этих отношений. Преданный всегда наслаждается своими взаимоотношениями с Кришной. Он знает, что это — настоящее сокровище жизни, настоящий драгоценный камень. Во всех обстоятельствах он старается видеть милость Кришны во всем. Фактически Кришна всегда дает преданному… Всегда существует сладостный взаимообмен между Господом и Его преданным. Кришна всегда защищает преданного. Это просто вопрос способности увидеть. Кришна говорит, что Он одинаково относится ко всем, Он ни к кому не питает пристрастия. Но если кто-то служит Ему с преданностью, про него Кришна говорит, что «Он — Мой друг, он — во Мне, и он — Мой». (Бхагавад-гита, 9.29)

Каждый является преданным Кришны, в этом нет сомнений, поскольку каждое живое существо является неотъемлемой частицей Кришны. Преданный стремится помнить об этих отношениях, преданный живет в этих отношениях и он видит все как энергию Кришны. И так, посредством нашей преданности, мы становимся друзьями Кришны. Положение Кришны — это положение друга, Он всегда защищает преданного, даже посреди того, что выглядит как очень бедственное положение. Но поскольку мы преданные, Кришна защитит нас. В этом нет сомнений. В некотором роде Кришна будет… Связь Кришны с нами настолько сильна, что она преодолевает любые материальные препятствия. Преданное служение не могут остановить никакие материальные препятствия. И вот поэтому мы должны верить, что Кришна всегда защитит нас в любом положении. Таково могущество преданного служения: оно трансцендентно по отношению к телесной концепции жизни и смерти. Преданное служение сильно, потому что способно привлечь даже Кришну. В этом сила преданного служения: преданность привлекает Кришну. Поэтому если у вас есть эта преданность, то Кришна защитит вас… Кришна сам говорит, что важно не столько служение, сколько настроение преданного, его искреннее желание общения с Кришной. Он говорит в «Бхагавад-гите», что того, кто творит добро, никогда не одолеет зло.

В стихе обсуждаются еще некоторые другие качества. Говорится: «Тот, кто не предпринимает никаких попыток для того, чтобы приобрести эти качества, но занят преданным служением в сознании Кришны, тому помогают естественным образом развить их». Конечно, это наша большая удача, что по милости Кришны мы встретили истинного духовного учителя, чистого преданного. Принцип развития в сознании Кришны состоит в том, чтобы принять духовного учителя. Кришна поведал «Бхагавад-гиту» Арджуне потому, что тот был его преданным и другом. Именно в этом состоит квалификация преданного. Поскольку Шрила Прабхупада чистый преданный, он также обладает необходимой квалификацией, чтобы рассказывать «Бхагавад-гиту», давать наставления в соответствии со временем и обстоятельствами. А иначе как это было бы возможно? Как еще можно получить наставления, если только не через чистого преданного? Это просто невозможно, потому что познать Кришну можно только через преданность.

Для того, чтобы кому-то полностью понять Кришны, его духовный учитель должен быть чистым преданным. Если у него есть какое-нибудь материальное осквернение, то он не квалифицирован распространять науку сознания Кришны и принимать учеников. Для этого он непременно должен быть чистым преданным. И Прабхупада отвечает всем этим требованиям. Мы насколько удачливы, что наш духовный учитель чистый преданный, и в этом наша сила. Итак, просто следуя за духовным учителем, пытаясь доставить ему удовольствие, следуя его наставлениям, мы автоматически обретаем все хорошие качества. Если мы просто следуем за наставлениями духовного учителя, мы можем быть уверены, что наш успех гарантирован.

У нас есть пара минут. Есть ли какие-то вопросы или комментарии?

Махатма: Что происходит с отношениями между учеником и духовным учителем в то время, когда ученик сам становится чистым преданным. Теперь мы знаем, что не можем служить Кришне непосредственно, напрямую, но в то же время, когда мы станем чистыми преданными, мы сможем выполнять непосредственное служение. С другой стороны, мы также понимаем, что наши отношения с духовным учителем чисты и вечны и что служение ему — это служение Кришне. Продолжаются ли отношения служения ученика своему духовному учителю, когда ученик служит Кришне, являясь чистым преданным? Считается ли это прямым служением и как это связано с его духовным учителем?

Джаянанда: Насколько я понимаю, даже… Да, конечно, даже Господь Чайтанья принимал духовного учителя. Он был Сам Кришна, но перед Своим духовным учителем Он всегда занимал положение глупца. Так, на самом деле, наше положение перед нашим духовным учителем таково, что мы всегда глупцы перед ним. Другими словами, ваши взаимоотношения с духовным учителем никогда не меняются. Это отношения благоговения и почтения. В школе маявади ученик превосходит своего духовного учителя, поскольку, согласно их философии, как только кто-то достигает освобождения, он осознает, что он Нараяна, он Бог, и он превзошел своего духовного учителя.

Но преданный, вайшнав, всегда относится к своему духовному учителю с благоговением и почтением, и эти отношения никогда не меняются. Точно также, как Прабхупада всегда отдает должное своему духовному учителю Бхактисиддханте Сарасвати. Однажды он сказал, что мы помогаем ему в его служении его духовному учителю. Он спросил преданных, в чем состоит наша программа… Сейчас я не могу вспомнить вопрос. Вы когда-нибудь слышали этот вопрос? Но он сказал: «Я просто пытаюсь занимать вас в служении моему духовному учителю». И это положение неизменно, всегда остается положением благоговения и почтения. Насколько я понимаю, служение всегда передается через ученическую преемственность. В конце концов, наше служение Кришне передается по цепи ученической преемственности, парампаре. Какое служение мы бы ни выполняли, на самом деле, мы предлагаем его сначала нашему духовному учителю и так далее, даже если мы смогли… Мы возносим молитвы Кришне или предлагаем арати, или делаем множество других вещей, но мы это делаем через парампару. Правильно?

Махатма: Да, поскольку это наше нынешнее положение — все передавать по цепи ученической преемственности. Но я не знаю, что произойдет, когда мы станем чистыми преданными.

Преданный: Можем ли мы принять одного из предшественников Прабхупады как нашего духовного учителя или одного из его преемников? Поскольку мы стареем, и все меняется. Или мы всегда должны чтить Прабхупаду как духовного учителя, даже если будет двое или больше духовных учителей после него, и к тому времени мы будем все еще живы?

Джаянанда: Я не понимаю вопрос.

Преданный: Прямо сейчас Прабхупада — мой духовный учитель…

Джаянанда: Да.

Преданный: … и в будущем будет преемник Прабхупады, затем другой преемник или может несколько преемников, а я буду все еще жив. Остается ли тогда Прабхупада моим духовным учителем, как сейчас, или один из его преемников становится им, или возможно я даже смогу выбрать одного из его предшественников как своего духовного учителя?

Джаянанда: Понятно, если кто-то из вас примет другого духовного учителя, дикшу, т.е. посвящение у духовного учителя, будет ли это правильно? Дикша означает посвящение, шикша — наставления. Также, как сейчас вы принимаете… Если кто-то становится вайшнавом, один из принципов для того, чтобы стать преданным, необходимо принять духовного учителя и также получить у него посвящение. Каждый из здесь присутствующих теперь преданный, и если вы получили посвящение у Прабхупады, то он ваш инициирующий духовный учитель, а вы его ученик вечно.

Все: Джая! [открывается занавес Божеств]