Игры Ратха-ятры

Игры Ратха-ятры

Выборка воспоминаний о Джаянанде прабху из сериала Ядубары прабху «По стопам Шрилы Прабхупады»

 

Шьямасундара дас:

Первый фестиваль Ратха-ятры в Сан-Франциско состоялся в 1967 году. Божества ехали прямо на кузове грузовика «Херц», который мы специально наняли. Процессия была небольшой.

А в 1968 году состоялась первая в западном мире настоящая Ратха-ятра — с колесницей, которую мы построили с Джаянандой и еще несколькими преданными. Мы изгибали стойки из красного дерева для куполов. Вся колесница была из красного дерева, которое мы по дешевке купили на фирме, занимающейся демонтажом старых домов. Мы отшлифовывали каждую доску, чтобы она смотрелась, как новая. Такого дерева теперь не найдешь. Несколько недель подряд мы старательно собирали колесницу на автостоянке рядом с храмом на Фредерик-стрит. Малати и другие девушки шили из ткани купола. Мы специально сделали колесницу невысокой, чтобы она проходила под трамвайными проводами. Когда шествие закончилось, ее тут же разобрали, а дерево, пролежав некоторое время, нашло себе другое применение.

 

Гурудас:

Первую колесницу для Джаганнатхи спроектировал и построил Джаянанда, и потом делал это каждый год. Его даже называли «Мистер Ратха-ятра». Перед фестивалем он практически не ложился спать, и каждый год он совершенствовал свое служение — более изысканными становились украшения, вместо одной колесницы их стало три. Шествие колесниц стало традицией Сан-Франциско, и осталось ею. Этот день посвящен Господу Джаганнатхе, и это признают власти Сан-Франциско.

 

Налиникантха дас:

Лочана дас был президентом храма в Беркли, а Джаянанда помогал ему. Мы написали Шриле Прабхупаде письмо о том, что хотим провести фестиваль Гаура-пурнимы для Господа Чайтаньи в Беркли. Мы сказали ему, что хотим сделать восемь транспарантов с молитвами «Шикшаштаки» и выставить их на улице для всеобщего обозрения. Прабхупада прислал нам ответ, полный энтузиазма: «Я хочу, чтобы все образованные люди в вашей стране серьезно поняли молитвы Господа Чайтаньи, и одобряю ваш план фестиваля. К сожалению, я не смогу приехать. Но у нас в календарном году может быть двадцать четыре фестиваля. Если вам удастся сделать их все с таким величественным размахом, то весь район Залива станет сознающим Кришну».

Мы установили эти транспаранты. Было довольно много посетителей, мы раздали в парке около тысячи тарелок прасада. Джаянанда, конечно же, был движущей силой всех этих замечательных праздников.

 

Мадхудвиша дас:

Джаянанда на фестивале танцевал с хиппи. Джаянанда всегда брал простых людей под свое крыло. Для него никто не был чересчур вонючим, чересчур грязным или безумным. Джаянанда подбирал даже самых падших. У него было большое сердце.

 

Нара-Нараяна дас:

Мы делали колесницы, даже не задумываясь о том, как они будут проходить под проводами и эстакадами. Прабхупада в то время находился в Лос-Анджелесе. Однажды, беседуя с Тамалом, он спросил: «А какой механизм планируется сделать для опускания купола колесницы?» Тамал ответил: «Над этим работает Нара-Нараяна, он во всем прекрасно разбирается. Он гений». Тогда Шрила Прабхупада спросил: «А кто проверяет Нара-Нараяну?» Тамал ответил: «О, его не нужно проверять, он знает, что делает». И Прабхупада сказал: «А почему бы не проверить?» В общем, Тамал набрал мой телефонный номер: «Ха-ха-ха… даже не хочется у тебя спрашивать такое, глупо как-то… Но все же, какое приспособление для купола вы делаете? Как он будет подниматься?» Вопрос нас застал врасплох: мы даже не думали это приспособление делать. И вот мы вчетвером: Лочана, я, Мадхудвиша и Джаянанда, — уселись на четыре дня, без сна, думая сутки напролет, как сделать, чтобы верх колесницы поднимался. В конце концов, мне пришла идея телескопической трубы, которую можно поднимать за счет дополнительных труб. С тех пор такая конструкция стала использоваться постоянно, но в усовершенствованном виде.

 

Мадхудвиша дас:

Шрила Прабхупада должен был давать лекцию в начале Ратха-ятры, но, поскольку в начале были некоторые волнения, Прабхупада задержался. Он зашел в парк Голден-гейт со стороны дороги за полтора километра от входа и подошел к колесницам Ратха-ятры сзади. Это было для всех сюрпризом. Ратха-ятра на какое-то время остановилась. Прабхупада стоял весь в гирляндах, которые ему надели преданные. Он снял одну из них, поискал глазами Джаянанду и надел гирлянду на Джаянанду, благословив его таким образом. Прабхупада начал танцевать в кругу преданных, его одежды развевались.

 

Прагхош дас:

На прогулке обсуждалась тема, с кого началось распространение книг в Америке, и преданные говорили о Кешаве и Карандхаре. Прабхупада остановился и сказал: «Нет-нет. Джаянанда был первым». И он спросил: «А где Джаянанда? Позовите его». Оказалось, что Джаянанда тоже был на этой прогулке, но шел далеко позади. Все повернулись, кто-то позвал: «Джаянанда Прабху!», — и он подошел и стал прямо перед Шрилой Прабхупадой. Его голова была закутана в чадар. Он смотрел на Прабхупаду трансцендентным взглядом и улыбался. Прабхупада сказал: «Ведь ты был первым, правильно?» А Джаянанда спросил: «В чем, Шрила Прабхупада?» — «Ты первый организовал распространение книг?» — «Не знаю, Шрила Прабхупада, я ли был первым». — «Да, да, ты был первым! Это твоя заслуга, ты напечатал мою книгу «Учение Господа Чайтаньи»». И Джаянанда сказал: «Спасибо, Шрила Прабхупада».

Я был начинающим преданным и мне запомнился этот случай. Только сейчас до меня дошло, насколько Шрила Прабхупада любил Джаянанду, и как он хотел отметить его заслугу.

 

Бхакта дас:

По опыту нескольких последних лет нам показалось, что фестиваль Ратха-ятры в Сан-Франциско постепенно сходит на нет. Первая Ратха-ятра в 1970 году была очень многолюдной. В 1971 году она по своей численности стала меньше, в 1972 году — еще меньше, в 1973 году — еще меньше, и уже без Шрилы Прабхупады. С апреля 1974 года я выполнял в Сан-Франциско служение президента храма. Как раз приехал Мадхудвиша, здесь же находился и Джаянанда. Благодаря вдохновению этих двух преданных мы попытались увидеть, как можно расширить и улучшить наш фестиваль, и добиться того, чтобы Прабхупада приехал к нам снова,

И у нас возникла идея сделать не просто шествие, а дополнить его выставкой, где представить все аспекты сознания Кришны — от поклонения Божествам до прасада и книг. Мы также подумали, как сделать наш фестиваль экономически эффективным, а не просто затратным. Мы попытались найти новые методы рекламы Ратха-ятры, и я нанял для этого профессионала, специалиста по отношениям с общественностью. Его звали Рейд Тернер, кажется, мы заплатили ему две тысячи долларов. Это, наверное, было самым лучшим, что я когда-либо сделал, потому что объем рекламы, который этот парень бесплатно получил на общественном радио, рекламных щитах и рекламных местах на всех видах общественного транспорта, был просто феноменальным. В результате, в 1974 году на фестиваль пришло огромное количество людей. И, конечно, приехал Шрила Прабхупада. Из всех штатов съехалось около тысячи учеников, чтобы встретить Шрилу Прабхупаду. Утро в день Ратха-ятры выдалось сырым и холодным. Стоял туман, и мы приехали в парк Голден-гейт, а там никого не было. У меня заколотилось сердце и закружилась голова. Я подумал: «Господь, мы столько денег потратили, столько усилий приложили, чтобы сделать хороший праздник, а Ты даешь нам эту ужасную погоду». Но вот приехал Шрила Прабхупада. Когда он поднялся на колесницу Субхадры и сел на свою вьясасану, вдруг вышло солнце и весь туман исчез. Ниоткуда вдруг появились тысячи людей, они как будто вышли из кустов и деревьев, и начался экстатичный киртан. Это было чудо. Казалось, что сияние Прабхупады рассеяло тьму.

 

Данавир Госвами:

На Ратха-ятре Прабхупада ехал на колеснице Субхадры, а я — на колеснице Баларамы, и моя обязанность состояла в том, чтобы опускать купол, когда необходимо. Эту конструкцию разработал Джаянанда, и для того, чтобы ею управлять, нужны были три-четыре парня.

 

Ватсала дас:

Мой друг Ватсара приехал ко мне в Сан-Франциско, и мы стали посещать различные духовные организации. К этому времени я уже почти принял духовного учителя Свами Сатчидананду. Я не то чтобы хорошо знал его, но я прочитал «Бхагавад-гиту» Шрилы Прабхупады и вдруг подумал, что мне нужен духовный учитель. Но я и не подумал почему-то об авторе этой книги, о Прабхупаде. И вот мой друг говорит: «Ну что, давай теперь сходим к кришнаитам». Я был больше йогом, мне казалось, что у кришнаитов слишком много беготни, суеты. И я сказал другу, чтобы он шел без меня. Он пробыл в храме весь день, а потом вернулся и стал рассказывать: «Знаешь, я пришел туда и встретил парня, который убирает мусор. Он просто отпадный, он мне такое рассказал!», — и впечатления полились рекой. Как оказалось, речь шла о Джаянанде. Мой друг весь день провел с Джаянандой, убирая мусор. Он сказал: «У них еще одна программа вечером», — и я загорелся пойти с ним. Мы пошли, и на этом все мои поиски пути закончилось. На следующий день мы купили себе ткань на дхоти, ткань на сари для жены и четки. В тот же день мы побрили головы, а также побрили детей и пришли в храм. Нам сказали: «Вы поспешили, так нельзя делать!» Но мы уже всё сделали. Так благодаря общению с Джаянандой мы стали преданными. И поскольку у меня были технические наклонности, то я естественным образом сошелся с Джаянандой, потому что он все время что-то мастерил или чинил. Я стал своего рода правой рукой Джаянанды. Когда приехал Прабхупада, Джаянанда, в отличие от всех, не понесся к нему сломя голову. Он сказал: «Зачем мы пойдем к Прабхупаде? Прабхупада хочет, чтобы мы выполняли служение». Он был прав: это приносило Прабхупаде больше удовлетворения, и мы сами были удовлетворены. Уже после Ратха-ятры Джаянанда наконец-то пришел к Прабхупаде, но не прошло и двух минут, как он заснул. Прабхупада, я помню, сказал по этому поводу что-то хорошее, — мол, Джаянанда так тяжело трудился, что вот теперь заснул.

 

Девамрита Свами:

Шли приготовления к Ратха-ятре. Джаянанда сказал, что колеса колесниц износились и очень опасны, что они слишком большие и слишком тяжелые, и их необходимо заменить. Он хотел изготовить стальные колеса со спицами. Он нашел сварщика, который делал новые колеса, и в ночь перед Ратха-ятрой мы надели новые колеса на колесницы Джаганнатхи и Баларамы, но не на колесницу Субхадры. Ее колесница была относительно легкой в управлении по сравнению с остальными двумя. Для эксперимента мы прокатили колесницы на какое-то расстояние — все было гладко. Но на следующий день, лишь только мы потянули колесницы, эти новые колеса сломались. Из круглых они превратились в восьмиугольные. Сталь прогнулась между каждой спицей. Колесницы подпрыгивали, и я был в ужасе, потому что вибрация была очень сильной. К счастью, Шрила Прабхупада ехал на колеснице Субхадры. Что примечательно, месяц назад я написал Шриле Прабхупаде письмо и сообщил ему, что мы делаем новые колеса, а он ответил мне: «Старые колеса хорошие. Ничего не меняйте. Это ваша американская болезнь — все менять». Но к тому времени, как мы получили это письмо, колеса уже были заменены. Джаянанда заверил меня, что нет никаких проблем. Но слова Прабхупады должны были исполниться. Как только началось шествие, новые колеса сломались, и в моей голове прозвучал совет Прабхупады: «Оставьте старые колеса».

 

Кешава Бхарати Госвами:

Мы с Джаянандой были очень близки: я жил с ним два года в Сан-Франциско. В Нью-Йорке он, как обычно, был полностью погружен в подготовку Ратха-ятры. Как и всегда, он все делал сам и совершал сверхчеловеческие усилия, готовя колесницы к празднику. Я поднялся на лифте и, завернув за угол, оказался в душевой в конце коридора. Там я увидел Джаянанду. Я не поверил своим глазам: он шел, согнувшись, буквально параллельно земле. Я закричал: «Джаянанда!», — и побежал по коридору. Прежде чем он вошел в комнату, я оказался перед ним и сказал: «Джаянанда, что с тобой, ты болен? Что происходит?!» Он посмотрел на меня, положил руки мне на плечи и сказал: «Хорошо. Я тебе кое-что скажу, но ты должен пообещать мне, что ничего не будешь говорить до окончания Ратха-ятры». «Хорошо, Джаянанда, — сказал я, — я ничего не скажу». Тогда он поднял руку и у него подмышкой я увидел две огромные опухоли. Затем он поднял вторую руку, под которой было то же самое. Я сказал: «Джаянанда, ты должен позаботиться…», — и он перебил меня: «Ты пообещал». Дав обещание, я держал рот на замке. Позже мы узнали, что у него лейкемия. Это означало, что Джаянанда страшно страдал уже во время подготовки к Ратха-ятре. Удивительно, что именно тогда была снята знаменитая фотография, как он тянет колесницу в полном блаженстве. Если посмотреть на его лицо, не скажешь, что его в это время пронизывала боль. Таким был Джаянанда — стойким и верным в служении Шриле Прабхупаде.