Бхакти Тиртха Свами

Бхакти Тиртха Свами

Шеша прабху

Когда я первый раз пришел в храм Харе Кришна, я имел удачу встретиться с тогда еще бхактой Джоном. Это был храм в Бруклине в Нью-Йорке. Я пришел в храм на арати, потом была лекция и прасад. Я сидел немного в стороне и бхакта Джон, который впоследствии стал Гханашьямом прабху, а позже Бхакти Тиртхой Свами, подсел ко мне пообщаться. Можете представить, это был мой первый визит в храм. Я немного нервничал по поводу происходящего. С кем я встречусь? Что они мне будут говорить? И как только Бхакти Тиртха Махараджа сел возле меня, я сразу почувствовал себя как дома. Как только я увидел его улыбку, я успокоился и понял, что все будет в порядке.

Я принимаю Бхакти Тиртху Махараджу как своего старшего духовного брата. И в течение долгих лет он играл эту роль старшего для меня и я всегда чувствовал себя хорошо в его обществе. Мы были брахмачари и ездили в одной группе санкиртаны. Это была группа, которая распространяла книги Шрилы Прабхупады в различных учебных заведениях – колледжах и университетах. Эта группа называлась «Библиотечная группа распространения книг ББТ»

Мы приезжали в каждый колледж и показывали книги Шрилы Прабхупады различным профессорам. Наша цель была в том, чтобы убедить профессоров, что нужно купить эти книги, поместить их в библиотеках. Руководителем нашей группы был Бхакти Тиртха Свами. И он использовал свою улыбку как главное оружие для убеждения этих профессоров. Я своими глазами видел, как он это делал. Он давал книгу профессору, что-то рассказывал и широко улыбался. Когда профессор слушал объяснения, несмотря на улыбку, он испытывал некоторое давление. Но он снова начинал объяснять, показывал книгу и улыбался. Профессор начинал немного нервничать. Однако эта улыбка была настолько убедительна, что профессор даже против своей воли брал и подписывался на книги. И день за днем он убеждал профессоров подписываться на комплекты книг для библиотек. Он проявлял свою решительную и удивительную природу. Я не знал преданного более уверенного, чем Бхакти Тиртха Махараджа. Он никогда не сомневался в том, что он делал и делал это для Шрилы Прабхупады.

Однажды мы пришли в офис и в то время мы использовали парики, это были большие кудрявые парики. И этот профессор заметил, что у нас парики, и сказал: «Я знаю, что вы маскируетесь». Бхакти Тиртха Махараджа улыбнулся и ответил: «Нас не волнует то, что вы знаете. Мы все равно будем делать свое дело». Я уже начал весь дрожать от того, что сейчас может начаться что-то плохое, но он был очень уверен в своих действиях. Поэтому мы были готовы следовать за ним всегда, что бы он ни делал.

Мы переезжали из города в город, постоянно в движении, поэтому я лично наблюдал как он практикует садхану. Каждое утро он вставал около двух часов. Он заканчивал свои круги еще до того, как поднимались все остальные. Он повторял решительно и медитативно. Когда наступало время прасада, он раздавал прасад всем преданным, а когда приходило время ему вкушать прасад, он ел очень мало. На завтрак он ел какой-то фрукт, несколько орехов и горсть изюма на ужин. Он был очень аскетичен. Но эта аскеза не ужесточила его сердце, как это часто бывает. Особенно, когда молодая группа брахмачари путешествует и пытается предаться наставлениям Шрилы Прабхупады, совершая аскезы, есть такая тенденция, что их сердца немного твердеют. Но у Бхакти Тиртхи Махараджи всегда было мягкое и доброе сердце, и эти аскезы не ужесточили его сердце. Он сразу пришел к результату этих аскез, его сердце было очень мягким от любви к Кришне и преданным. Брахмачари знали, что лучше не позволять ему вести машину, так как когда он начинал вести машину, его сразу клонило в сон. Поэтому мы служили ему тем, что вели машину, поскольку это было более безопасно. Можно сказать, что это был его единственный минус. Также он был очень решительным проповедником. Бхакти Тиртха Махараджа проповедовал в таких местах, куда другие проповедники еще не ездили. Он начал проповедь в Западной Африке, в Центральной Африке, и он был чрезвычайно успешен в этих начинаниях. И в этом деле можно было видеть, насколько он был уверен в своих действиях. Он встречался с лидерами африканских стран, и он так им проповедовал, что они принимали и его и сознание Кришны. Нужно было обладать очень бескорыстной природой, чтобы ехать в такие места, где люди никогда не слышали о Кришне, и убеждать их принять Кришну, сделав их преданными. Он делал это блестяще.

В последние годы, проведенные с нами, он сделал много, чтобы развить проект в Гита-нагари. Он построил эту общину, основываясь на любовных взаимоотношениях с преданными, делал все это в настроении любви. Он так вдохновлял семейных людей, детей – всех в этой общине, что они готовы были пожертвовать всем для него. И его сердце осталось таким же мягким и добрым, что можно видеть на примере отношений преданных в Гита-нагари. Я приведу пример каким образом он завоевал сердца моей семьи.

Однажды я посещал эту общину в Гита-нагари со своей семьей и Бхакти Тиртха Махараджа пригласил меня принять с ним обед. В то время я приехал с женой и двумя маленькими дочерьми. Когда мы получили приглашение, мы решили с женой, что поедем вдвоем, и не будем брать детей. Когда мы пришли в его дом, Махараджа посмотрел и спросил: «Почему вы не взяли своих дочек?». Он показал, что собирался встретить всех нас и даже маленьких девочек. Он специально приготовил детский столик и два стульчика. И каждой из них он приготовил тарелочки и подарки. Он был немного разочарован, что не сможет общаться с этими девочками и сделать им подарки. Мы с женой почувствовали себя очень плохо оттого, что разочаровали Махараджу. И я видел в его глазах это разочарование, что он не сможет порадовать наших дочерей.

Он был таким человеком, к которому я мог пойти и полностью открыть свое сердце. Шрила Рупа Госвами говорит в «Упадешамрите», что мы должны иметь личность, которой мы можем открыть ум, и от которой мы могли бы выслушать наставления.

И у меня были с ним именно такие отношения как со старшим братом. Если возникала какая-то сложная ситуация, я шел к нему и получал наставления. Всегда, когда бы я ни чувствовал себя последним глупцом, я шел к нему, и всегда получал слова вдохновения. Он был для меня другом, на которого я всегда мог положиться и к которому всегда мог обратиться. По милости Кришны я так же мог делать что-то и для него. Он давал мне какое-то служение, своего рода тесты, которые я мог выполнять для него, и я всегда был рад совершать это служение. Он часто приглашал меня пообедать и мы обсуждали наши личные вопросы и положение дел в ИСККОН. Мы рассуждали, как мы можем улучшить положение дел в ИСККОН.

Последние раз, когда я видел Бхакти Тиртху Махараджу, это опять была семейная встреча. Мы приехали из нашего дома в Алачуа на ферму в Гита-нагари. Он уже готовился к оставлению этого мира и постился несколько месяцев. Мы вошли в его комнату, и я ожидал увидеть его в очень плохом состоянии. Набравшись мужества я вошел в его комнату и увидел насколько болезнь поразила его тело. Но была деталь, которая сохранилась с момента нашей первой встречи – это была его улыбка, та же самая улыбка. Тем не менее, он пригласил всю мою семью и в этот раз мы не забыли о своих дочерях. Он извинился, что не может принять нас должным образом. Эта была та доброта, которая постоянно исходила из его сердца. В тот вечер он провел последнюю лекцию, которую мне довелось услышать. В этой лекции он сделал очень интересный акцент. Он сказал: «То как мы умрем зависит от того, как мы живем. Каким образом мы проживем свою жизнь, прямым образом отразится на том, как мы уйдем из этого мира». То как он оставлял этот мир – это был его урок нам, как мы должны жить.

Я вспоминаю о тех годах, которые провел с Бхакти Тиртхой Махараджем. Я сознаю, что получил неизмеримое благо от общения с ним. Шридхара Махараджа говорил мне о Бхакти Тиртхе Махарадже: «Почему ты не следуешь примеру Бхакти Тиртхи Махараджи?». Он бросил мне такой вызов – почему только Бхакти Тиртха Махараджа, а как же ты? Я могу только скорбеть о том, что не могу быть таким как Марахаджа, но я все же постараюсь наилучшим образом следовать его примеру. Он был исключительной личностью.

Чандрамаули Свами:

Бхакти Тиртхи Махараджа был океаном сострадания. Из всех качеств, которые я наблюдал, выделяется его невероятная решимость и желание позаботиться обо всех. Он был очень умел в использовании своих качеств и своего положения, всегда оказывая заботу, поддержку и сострадание всем и каждому, кто, как мы говорим, находился в трудном положении и страдал. Я был очень удачлив, так как получил возможность общаться с Бхакти Тиртхой Махараджей как ни с кем другим. Я чувствовал, что он просто лично заботился обо мне и я чувствовал себя с ним превосходно.

Я расскажу, вероятно, малоизвестные истории. Истории, которые он мне лично рассказывал. Перед тем, как присоединиться к Сознанию Кришны, он практиковал различные виды йоги. Он обучался у одного учителя йоги. Он рассказывал, каким образом ему представили Сознание Кришны. Его учитель йоги сказал, что довел его до определенного уровня и не может вести его выше, и если он хочет прогрессировать дальше, то ему нужно идти в Харе Кришна. Он тогда еще не знал, что такое Харе Кришна, но так как его учитель сказал об этом, он решил выяснить, что это.

У него было множество замечательных качеств и достоинств. Одно из его качеств в том, что он любил танцевать. Но когда он пришел и увидел танцующих преданных, он подумал, что это не йога, к тому же они еще и сахар едят. Это уже слишком материалистично. Но благодаря общению с Шрилой Прабхупадой он изменил свое мнение.

В Гита-нагари был большой праздник и многие лидеры приехали в Нью-Вриндаван. Локанатха Махараджа вел мангала-арати. Он воспевал, а Бхакти Тиртха Махараджа танцевал. И когда он танцевал, он вдохновлял своим танцем всех. Он постоянно улыбался, и эта улыбка затягивала всех в танец. Бхакти Тиртха Махараджа вертелся как смерч, затягивая всех в танец. И благодаря того, что он продолжал танцевать, Локанатха Махараджа продолжал вести киртан, несмотря на то, что время мангала-арати уже вышло. Прошло время туласи-пуджи, время джапы, гуру-пуджи, лекции по «Шримад-Бхагаватам». Кто-то уже пошел принимать завтрак, а Бхакти Тиртха Махараджа и Локанатха Махараджа продолжали киртан. Я помню это, поскольку был там. Я подумал: «А стоит ли идти завтракать, когда киртан такой экстатичный». Эти двое призвали трансцендентную энергию и вдохновили весь храм. Это было его особое качество – он любил танцевать и вовлекать всех в танец. Даже сейчас преданные танцуют в том стиле, который начал Бхакти Тиртха Махараджа. Два или три хлопка во время танца. Он вовлекал всех гостей – женщин, детей. Он постоянно улыбался и не только сам наслаждался танцем, но пытался вовлечь всех, кто там был. Махараджа был просто океаном многих благоприятных качеств. Он был очень аскетичным, но очень милостивым к другим. Он был из тех, кто очень эффективно проповедовали обществу. Он осознавал, что быть лидером – значит быть слугой. Мы должны знать, что находясь в положении лидера, мы должны быть слугами других, но Бхакти Тиртха Махараджа возвел это качество в социальный принцип. Он написал об этом множество книг. Главное качество лидера – он должен быть слугой других.

Я помню, когда Махараджа оставил этот мир, мы провели специальную церемонию в Детройте. И многие люди, которым он проповедовал, пришли оказать почесть Махарадже. Пришел также конгрессмен из местного округа. Он очень хотел рассказать о своем опыте общения с Бхакти Тиртхой Махараджей, особенно об идее служения другим. Он был поражен его качествами. Он сказал, что никогда бы не пришел к мысли о том, что лидер должен быть слугой. В мире политики люди понимают только то, что ты – лидер, а никакой не слуга. Но благодаря общению с Бхакти Тиртхой Махараджей и чтению его книг, он понял, что истинное лидерство – это когда ты служишь другим. Он дал очень практичное применение этим принципам. Бхакти Тиртха Махараджа сам жил по этим принципам и обучал им других.

Он встречался с многими высокопоставленными людьми. Однажды он рассказал мне, что ему приснился сон. Во сне ему явился Прабхупада, он сидел у лотосных стоп Прабхупады наедине с ним. Прабхупада указал на дверь и сказал Бхакти Тиртхе Свами: «Открой эту дверь и впусти их». Он пошел и, открыв эту дверь, увидел огромную толпу людей черной расы. Прабхупада сказал ему: «Ты должен всех их привести в Сознание Кришны». Этот сон его очень вдохновлял на проповедь в Африке. И он отправился в Африку. Это на самом деле очень сложное место для проповеди. Он встречался с могущественными лидерами и очень сближался с ними, проповедуя им. Благодаря своей проповеди и способностям он устанавливал с ними очень близкие отношения. Он использовал все это, чтобы с ними встречаться и приводить в Сознание Кришны. Он рассказывал, как очень близко подружился с одним царем, кажется, в Нигерии или где-то на побережье. Но один из министров царя позавидовал близости их отношений. Махараджа сказал, что они устроили заговор, чтобы убить его. Во многих регионах Африки есть люди опытные в практике черной магии вуду. Он сидел на заднем сидении, в то время как водитель вел машину. Внезапно без всякой причины водитель повернул руль и выехал прямо на встречную полосу. Они сделали заговор на водителя. Но так как Махараджа думал о Кришне, то Он спас его.

Махараджа рассказывал еще много необычных историй о своей проповеди в Африке. Есть также смешные истории. Он любил рассказывать одну историю, это было в Нигерии. Ему нужно было куда-то лететь в какую-то другую африканскую страну, и у него уже был билет на самолет, но авиакомпания продала больше билетов, чем было мест. Это Африка. Он не знал, что делать, но ему пришла идея. Он сказал: «Давайте все выйдем из самолета, возьмем свой багаж, отойдем от самолета, а потом побежим к нему, и кто добежит первым, тот и займет места». Иногда проповедь очень сложна в Африке. В другой раз, когда он сел на самолет, самолет не завелся. И экипаж попросил выйти всех из самолета и подтолкнуть его. Так или иначе, но самолет завелся. Это показывает что значит проповедовать в Африке.

Трудности никогда не мешали его служению. Маха-буддхи в ранние годы занимался служением вместе с ним. Он рассказывал, как они ходили с Бхакти Тиртхой Махараджей по различным университетам, чтобы размещать книги в библиотеки. Они приехали в один университет, но он был закрыт, там был выходной. Бхакти Тиртха Махараджа сказал: «Ничего страшного, мне нужно воспользоваться туалетом и я вернусь». Но когда он пошел в туалет, там оказался один профессор. Он начал рассказывать ему, почему он приехал. Профессор заинтересовался и пригласил его к себе в кабинет. А Маха-буддхи прабху стоял, ждал и думал: что-то он задерживается там. Через два часа он продал полный комплект книг этому профессору и вышел. Его не волновало – открыт ли университет или нет, он все равно продолжал распространять книги Прабхупады. У него была такая большая решимость проповедовать сознание Кришны.

В его первые годы как проповедника в Америке ему приходилось проходить через большие трудности. Он родился в Огайо в очень бедной семье. У него было много трудностей на личном плане. Но он говорил, что мать его учила: «Что бы ты не имел, ты должен поделиться с другими». Если у него было два комплекта одежды, он один дарил тому, кто нуждался в этом. Многими своими качествами он обязан своей матери. Он говорил, что его мать была его первым духовным учителем. Она дала так много любви и научила любить других.

Когда он был еще мальчиком, он прославился тем, что стал проповедником в христианской среде. У него был некоторый дефект речи, и иногда ему было тяжело говорить, но когда он говорил о Боге, о религии – этот дефект речи исчезал. Это было удивительно. Он был лидером во всех отношениях. Я могу сказать из своего личного опыта, что, поскольку за последние годы ушло много лидеров ИСККОН, Бхакти Тиртха Махараджа – это та личность, по которой я очень сильно скучаю, мне его очень не хватает. Он просто источал любовь и заботу к вам.

В свои последние дни, это был год, когда болезнь сильно прогрессировала, многие люди приходили навестить его. Многие молодые люди и преданные, которые получили опыт негативного обращения в гурукулах, приходили к нему. Группа из десяти таких человек приехала в Гита-нагари, чтобы навестить его, так как хотели получить вдохновляющие слова, поскольку имели негативый опыт обращения с ними в гурукуле. Это был личный даршан. Они пришли и плакали, но плакали слезами счастья. Один из них сказал, что Бхакти Тиртха Махараджа настолько близок к Богу, что это просто невозможно даже понять. Он был настолько сострадателен к ним, проникся их проблемой, сказал какие-то слова вдохновения, оказал такую любовь и заботу, он вдохновил их никогда не покидать общество Прабхупады.

Все эти истории демонстрируют его духовное могущество.

Ему нравилось приезжать каждый год на Ратха-ятру в Нью-Йорк. Эта одна из главных ежегодных Ратха-ятр в Америке. Но когда он заболел, в тот год он уже не мог приехать. Божества на эту Ратха-ятру приезжали из Балтимора в Нью-Йорк, а после праздника ехали обратно.

Итак, после Ратха-ятры Божества ехали обратно в Балтимор, и вдруг у пуджари, который сопровождал эти Божества, возникло очень сильное желание заехать к Бхакти Тиртхе Махарадже. Это желание было настолько сильным, что он подумал, что нужно поехать и навестить Бхакти Тиртху Махараджу. И они повернули в Гита-нагари. Три огромных божества – Джаганнатха, Баладева и Субхадра. Бхакти Тиртха Махараджа находился в своей комнате. И преданные сказали ему: «Джаганнатха приехал увидеться с вами! Удивительно, вы не смогли увидеть Божества, но Они сами приехали увидеться с вами». И хотя его тело было очень больное, и он испытывал сильную боль, он все-таки покинул свою комнату, чтобы получить даршан Божеств. Это был очень трогательный даршан. Махараджа переполняла радость и слезы просто ручьем лились из его глаз, когда он смотрел на Божества и думал, что Они сами приехали к нему.

Я много о нем думаю. Он действительно очень сильно затрагивает мое сердце. Он говорил мне много разных вещей. Наше общение состояло в том, что я приходил получить сознание Кришны. Он говорил: «Просто будь самим собой. Не пытайся кого-то имитировать, будь собой и будь сознающим Кришну». Он говорил мне так, поскольку я думал, что многие мои духовные братья выполняют такое важное служение в больших проектах, а я практически бесполезен. Он сказал: «Не думай о других. Просто пытайся дать себя другим, насколько Кришна дает тебе возможность». Когда вы говорили с ним, то могли полностью открывать свое сердце, поскольку были уверены, что он всегда поймет и вдохновит вас.

У Махараджи была и другая сторона — он был пламенным проповедником, иногда напоминал Ямараджу. Когда мы слушали – мы поражались. Некоторых людей он шокировал. Он заставлял людей задумываться – являюсь ли я преданным? А проявляю ли я качества преданного? Он всегда старался подталкивать преданных вперед. Он подталкивал все наше общество и лидеров, чтобы они заботились о преданных.