Введение

Введение
Есть несколько причин, которые побудили меня написать эту книгу. Главное — я хотел познакомить читателя с удивительными историями о Джаянанде дасе (Джиме Коре), раскрыть его возвышенные качества, надеясь таким образом воодушевить любого, кто прикоснется к жизни этой необычной личности.

Есть у меня также надежда вселить в сердце читателя веру в Бога, как со мной это сделал Джаянанда. Возможно, не все, кому попадут в руки мои повествования, например, родственники и друзья Джима Кора, хорошо знакомы с сознанием Кришны, но мы искренне надеемся, что они прочтут эту книгу и извлекут из нее пользу. Войти в мир Джаянанды непосвященному читателю поможет словарь имен и терминов. Получившие от Господа в свое время драгоценный дар общения с этим изумительным человеком, я надеюсь, в результате моей литературной медитации еще глубже разовьют свои отношения с ним, а воспоминания о его преданности вдохновят всех без исключения, ибо в них ярко проявляется то, как чудесно и радостно Господь общается со Своим дорогим слугой.

Жизнь Джима Кора не была ограничена рамками сектантства, поэтому от читателя не обязательно требуется вера именно в Господа Кришну. Хотя Джаянанда был представителем Движения сознания Кришны и верно служил Господу как Верховной Личности, описанной в Ведах, его жизнь стала образцом веры в целостную концепцию Бога, примером любви к Богу и Его творению, а также показала, какую огромную милость являет Господь Своим дорогим слугам. Джим получил безграничную милость от того самого Бога-Отца, которому поклоняются последователи различных религий во многих странах мира. Это все тот же Бог-Отец, обладающий бесчисленными именами, такими как: Иегова, Яхве, Аллах, Будда, Рама и Кришна, ad infinitum . Одно и то же солнце светит каждому, но так как мы живем в разных странах, то и называем его по-разному: el sol, helios, sauil, sonne, the sun и так далее. Точно так же Бог один, хотя ведут к нему множество разных путей, и каждый называет Его по-своему.

Об особой милости Господа к Джиму Кору можно судить по его редкой способности любить всех людей, не делая различий. Каждый из нас к кому-то привязан, и это, естественно, отражается на нашей деятельности. Существует проявление грубого эгоизма, когда человек сосредотачивается только на себе самом, что присуще, на самом деле, большинству. Многие расширяют свою привязанность на ближайшее окружение — жену и детей. Любовь матери к ребенку считается самой чистой формой любви в этом материальном мире. Но кто-то любит кошек или собак. Есть и те, кто отождествляет себя с определенным социальным кругом: церковной общиной, клубом, футбольной командой или с компанией товарищей по работе. Некоторые распространяют свою привязанность на всю нацию, иные строят больницы для страждущего человечества. Таким образом, как мы видим, люди служат своей нации, семье, ближнему различными альтруистическими способами. Но даже в этом их альтруизме есть определенная доля скрытого эгоизма: это их семья, их нация, и, в конечном счете, они служат им лишь для получения удовольствия от своей деятельности.

Однако святые такого масштаба, как Джим Кор, обладают уникальной способностью любить все человечество и все создания Божьи. Для них бессмертная душа человека гораздо важнее, чем его материальное благополучие, и поэтому они бескорыстно трудятся на благо этой вечной души. Способность к такой возвышенной любви возможна только по милости самого Бога. Обычный человек способен этот уровень сознания принять лишь теоретически. Для многих из нас он вообще непостижим, даже подражать ему мы не способны. А Джим каждую минуту своей жизни находился в состоянии божественной любви. Возможно, такое трудно представить, но истории из его жизни свидетельствуют именно об этом. Некоторые могут возразить, что в такой альтруистической любви все же может присутствовать остаток стремления к самовозвеличиванию, желание быть признанным и знаменитым. Но пытливый читатель без сомнения поймет, что у Джима не было и тени подобных желаний. Его жизнь является доказательством огромной милости Бога к Своему дорогому слуге, и поэтому чтение и пересказы различных жизненных ситуаций и поступков святого Джаянанды помогают укреплять нашу веру в Бога.

Любовь к себе, любовь между мужчиной и женщиной, любовь к деньгам и власти, любовь к кошкам и собакам — это все разнообразные виды временной любви. Но существует вечная любовь — любовь ко Всевышнему и Его представителям — святым, драгоценным слугам Господа, а также искренняя и живая их любовь к нам, которая позволяет почувствовать великую милость Бога здесь и сейчас, в нашей теперешней жизни, дает нам возможность обрести прямой опыт соприкосновения с божественной природой. Тот, кто слушает о замечательных делах и качествах Джаянанды, получает этот бесценный дар. Все без исключения святые, как волшебный философский камень милости, одухотворяюще влияют на сердца людей. Джаянанда был таким же. Изо дня в день он проникал в глубь сердец самых простых людей, изменяя их. Но вы не услышали бы от него ни витиеватых благословений, ни избитых религиозных лозунгов, ни заученных проповедей или ссылок на священные писания. Он не разглагольствовал, не читал длинных нудных лекций и не совершал высокопарных теологических экскурсов. Нет. Чистые помыслы, простой нрав и незатейливые повествования о чудесных деяниях и славе Господа — именно это составляло суть Джаянанды. Но самое главное — он был настоящим, без искусственности, притворства или шаблонности. Его поступки и слова исходили прямо из сердца и были полны любви, которая становилась тем самым философским камнем, изменявшим другие сердца. С людьми он говорил на их языке, сообразно их понятиям рассказывал нехитрые истории или шутил, но эти немногословные мудрые шутки, соединенные с чистыми побуждениями, проникали глубоко в сердца, и дух Джаянанды поселялся в них, позже проявляясь в теплых воспоминаниях о нем.

Истории известно множество святых личностей как в западной, так и в восточной религиозных традициях. Однако святой Джаянанда — единственный в своем роде. Он родился на Западе и был, по существу, первым западным слугой Бога, получившим статус святого в восточной духовной преемственности, а именно, в древнейшей традиции бхакти, или преданности Господу Кришне. И это положение Джаянанды как святого полностью признано авторитетами Движения сознания Кришны.

Большинство людей после смерти постепенно исчезают из нашей памяти подобно тому, как тает убывающая луна. Но слава таких святых, как Джаянанда Тхакур, после их ухода из мира с каждым днем становится лишь полнее, подобно луне прибывающей. Еще при жизни возвышенные личности являют чудеса, но после их кажущегося ухода духовная сила и репутация таких святых постоянно возрастает. Поэтому они продолжают проникать в умы и сердца многих поколений, следующих за ними.

Когда в 1977 году Джаянанда покинул этот мир, мы погрузились в глубокую печаль. Впрочем, эта новость не застала нас врасплох, ведь он болел, и мы ждали этого известия со дня на день. В то время я считал нужным подавлять свои чувства, и потому, будучи хорошо обученным брахмачари, просто принял реальность его ухода в свете философии «Бхагавад-гиты»: «Не скорбеть ни о живых, ни о мертвых». И хотя я попытался втиснуть все свои эмоции в бутылку и запечатать ее, все же мое сердце разрывалось от разлуки с великим вайшнавом и дорогим другом.

Нечто похожее мне пришлось испытать двумя годами ранее, в 1975 году, когда Джаянанда оставил нас в Беркли, а сам отправился путешествовать с группой санкиртаны «Радха-Дамодара». Я очень сильно тосковал по нему, однако принимал его отсутствие как факт, философски. Но почти 20 лет спустя, в 1994 году, Джаянанда явился мне во сне, разрушив преграду, сдерживающую мои чувства. В ту ночь я перенес несколько сердечных приступов и был убежден, что умираю. И вот тогда, в мрачнейший час моей жизни — поразительно вовремя — явился Джаянанда, мой драгоценный друг. Это была встреча двух любящих людей после 20 лет разлуки. Мы обнимали друг друга и плакали. Все горе, спрятанное в моем сердце, излилось наружу. Пробка вылетела из бутылки, и чувство разлуки затопило мою жизнь. Катарсис горя породил серию очерков, посвященных жизни и светлой памяти нашего дорогого друга и духовного брата Шримана Джаянанды Тхакура, которые я разместил на своем сайте в Интернете.

Идея издания моих заметок родилась после общения с Дхаништхой даси и знакомства с ее книгой. Любовь, которой были пронизаны ее воспоминания о Джаянанде Прабху, привели меня в такое изумление и восторг, что мне захотелось поделиться с ней своей любовью к Джаянанде. Но у Дхаништхи даси не было ни компьютера, ни электронного адреса, ни даже доступа в Интернет, и я вдруг понял, что ведь и многие другие вайшнавы тоже не имеют компьютера. К тому же я могу внезапно умереть, не заплатив за хостинг, и тогда мой сайт погибнет. Вот почему пришло решение издать содержимое сайта о Джаянанде в виде небольшой книги. Я попросил благословения на этот маленький проект у своих духовных братьев, и они вдохновили меня.

Пусть же читатель тоже получит благословение, прочитав о замечательных деяниях Джаянанды. Пусть это повествование оживит вечно блаженную природу души и принесет духовную радость. Пусть праведность Джаянанды вдохновит нас на стремление сделать более праведной и нашу жизнь. Позвольте мне со всем усердием попытаться рассказать о его преданности Шриле Прабхупаде и Господу Шри Кришне — преданности, которая составляет сущность всего прекрасного, что создал Господь. Все богатства мира — не более чем солома или галька по сравнению с короткой, но славной духовной жизнью, которую прожил Джаянанда. С течением времени я все больше молюсь о том, чтобы постоянно слушать рассказы всех, кто общался с Джаянандой и получил его благословение. Кажется, истории о нем никогда не иссякнут, наоборот, появляются все новые и новые. Пусть же дух Джаянанды возвратится, чтобы одержать победу над высокомерием и гордостью этого мира. Давайте же впитаем в себя смысл третьего стиха «Шикшаштаки», олицетворением которого является Джаянанда. Пусть я буду вечно жаждать общения с джаянанданугами, которые считают себя ниже соломы на дороге.

Его слуга и друг Вишока дас.

* * * * *

Призыв

Мой язык неуклюж, я с трудом подбираю нужные слова и составляю грамматические структуры, но прошу понять мое горячее желание — получить благословение моего дорогого Господа Кришны. Пусть усилит он мой скудный разум и позволит передать всю ту огромную любовь, которую питают джаянандануги к своему святому Шри Джаянанде Тхакуру. Пусть мои слова наполнятся силой, чтобы я смог пролить свет на огромное значение прекрасной жизни Джаянанды для этого мира. Мои молитвы также о том, чтобы повествования, прославляющие Джаянанду, были достойны читателей; я молю о милости моего духовного учителя Шрилу Прабхупаду и Господа Шри Кришну, а также прошу благословения вайшнавов и особенно благословения Шримана Джаянанды Тхакура.

нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале

шримате бхактиведанта-свамин ити намине

В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который очень дорог Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосоподобных стоп Господа.

намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине

нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине

О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, мы склоняемся перед тобой в глубоком почтении. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, в которых широко распространились имперсонализм и философия пустоты.

ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча

патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах

Я в глубоком почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами, преданными Господа. Подобные деревьям желаний, они способны исполнить желания каждого и полны сострадания к обусловленным падшим душам.

* * * * *

Сердечная благодарность

Я выражаю глубокую благодарность замечательным преданным и джаянанданугам, таким как: Дашаратха-сута дас, Махакша дас, Вайясаки дас, Говардхана дас, Курма-рупа дас, Апурва дас и многим другим за то, что они вдохновили меня на издание этой книги. Долгое время я ждал, что кто-нибудь, наконец, напишет биографическую работу о Джаянанде Прабху, так как не считал себя способным выполнить подобную задачу. К тому же, как мне казалось, я знал о нем не так много, чтобы рассказать другим. Потом мне приснился тот сон, и я как бы вышел из своего заточения, вылез из скорлупы и с энтузиазмом и жаром стал говорить о Джаянанде в Денвере (штат Колорадо). Силу лекциям придавал дух Джаянанды; он, несомненно, присутствовал в те моменты, что почувствовал также и Курма-рупа дас, который вместе с Апурвой дасом стал убеждать меня в необходимости рассказывать о нашем святом более широкому кругу преданных. А позже, когда я получил доступ к Интернету и стал широко рассказывать о Джаянанде, меня поддерживал мой добрый друг Махакша дас. Дашаратха-сута дас помогал мне на каждом этапе этой работы, и еще у меня был Говардхана дас: он дал мне тот творческий импульс, в котором я нуждался.