Духовная традиция Манипура

Манипур, — что в переводе означает «Украшенная драгоценностями страна», — край необыкновенной красоты, расположенный на северо-востоке Индии на границе с Мьянмой (Бирмой). Древнее царство находится в долине овальной формы, окруженной восточной цепью Гималайских гор. Уникальная, богатая, живописная природа и мягкий климат, делают этот край поистине неповторимой «жемчужиной Индии». В центре долины находится большое озеро Локтак, которое является единственным в мире «плавающим озером». Свое название оно получило из-за большого количества плавающих островов на его поверхности. Уплотнившиеся массы растительности и почвы образовывают постоянно перемещающиеся по поверхности озера острова, на которых произрастают растения, а люди даже строят небольшие хижины.
Когда-то давным-давно Шива и Парвати спустились из своей гималайской обители в поисках места для танца. Они нашли сказочную долину полную воды. Шива швырнул в склон горы свой могучий трезубец, образовав глубокое ущелье, через которое вода ушла из долины. Когда Шива и Парвати стали радостно исполнять свой танец, божественный тысячеглавый змей Анантадева снял со своих капюшонов драгоценные камни и осветил ими долину. Сияние этих камней и дало имя этому краю.
Считается, что в долине поселились потомки гандхарвов, небесных танцоров, певцов и музыкантов. И, следовательно, песни и танцы стали существенной частью жизни ее обитателей.
Когда в период изгнания Пандавов, Арджуна отправился в путешествие к Гималаям, он посетил древнее таинственное царство, славившееся своей природной красотой. Там он повстречал дочь правителя Манипура Читрангаду и предложил ей свою руку и сердце. Правитель согласился отдать Читрангаду замуж только при условии, что Арджуна никогда не увезет ее и ее будущих детей за пределы Манипура. Престол в Манипуре передавался по наследству по женской линии, и царь не хотел, чтобы его наследники покидали пределы царства. Арджуна согласился на поставленные условия, и свадьба состоялась. У молодой пары родился сын Бабхрувахана, который впоследствии стал правителем Манипура. Он был таким могучим воином, что однажды победил в поединке своего отца Арджуну.
Со времен Пандавов манипурцы были вайшнавами. Однако с течением времени на территории Манипура распространилось также поклонение различным полубогам, что можно видеть там и в наше время.
В пятнадцатом столетии вайшнавизм в Манипуре снова получил широкое распространение благодаря царю Кьямбе, построившему на его территории много храмов Вишну.
Философское учение Господа Чайтаньи Махапрабху пришло в Манипур в семнадцатом веке вместе с учениками великого преданного Шрилы Нароттамы даса Тхакура. Благодаря их проповеди в начале восемнадцатого века могущественный царь Манипура Гариб Ниваз принял посвящение в вайшнавскую традицию Шри Чайтаньи у последователей Шрилы Нароттамы даса Тхакура. Однако волна преданности, охватившая все царство сознанием Кришны, пришлась на время правления внука Гариба Ниваза Раджариши Бхагьячандры.
С распространением вайшнавизма поклонение Кришне и Радхе стало преобладающей формой поклонения Богу в Манипуре. В каждом городе и деревне там был расположен храм. Во всех проводимых обрядах невегетарианская пища была полностью запрещена.

Победа царя Бхагьячандры

Раджариши Бхагьячандра взошел на трон в 1759 году, но в 1762 году бирманцы, вступившие в сговор с его завистливым дядей по матери, захватили Манипур. Несмотря на яростное сопротивление, все решили превосходящие силы и мощь бирманцев. Царь вместе со своей женой и несколькими сопровождающими был вынужден бежать в соседнее царство Ахом, ныне известное, как Ассам.
Царь Ахома, государства, расположенного в долине реки Брахмапутры, по имени Раджешвара, наслышанный о добродетелях царя Бхагьячандры был рад принять его у себя, поселив в окрестностях своего дворца. Они быстро стали близкими друзьями.
Однако коварный дядя Бхагьячандры написал письмо царю, в котором говорилось, что человек, которого он принял у себя во дворе, является самозванцем, а не великим Бхагьячандрой. Дядя посоветовал царю Ахома убить его.
Послание, казалось, повлияло на царя Раджешвару. Все же не полностью убежденный, тем не менее, он стал обращаться с Бхагьячандрой холодно и с подозрением.
Настоящий Бхагьячандра был знатоком поэзии, танца, музыки и философии, а также преуспел в искусствах управления государством и ведения войны. Эти качества сочетались в нем со смирением, состраданием и щедростью. Поэтому неудивительно, что народная молва приписывала ему обладание сверхъестественной силой. Так, по совету министров, царь Раджешвара решил испытать Бхагьячандру. Испытание заключалось в том, что ему предстояло на арене перед всеобщим обозрением безо всякого оружия поймать и усмирить дикого слона.
Столкнувшись с этим выходящим за пределы человеческих возможностей, невыполнимым заданием, царь Бхагьячандра стал молиться Господу Кришне. И Господь Кришна пришел к нему во сне. Он сказал Бхагьячандре, чтобы тот пошел на арену, взяв с собой цветочную гирлянду и четки. «Я обещаю тебе, что ты победишь» — сказал ему Господь Кришна.
В том сне Господь Кришна также сказал царя Бхагьячандре, что в будущем он станет единственным царем Манипура. И когда он отвоюет свое царство, то должен установить Божество Говиндаджи. Оно должно быть вырезано из особого старого дерева джекфрута, которое растет на склоне холма Кайна. Божество должно быть в точности таким же, каким царь видел Его во сне.
Господь Кришна также сказал царю, что после того, как он установит Божество, он должен организовать исполнение раса-лилы, поклоняясь Божеству песнями и танцем. Господь разрешил Бхагьячандре самостоятельно разработать детали одежд танцоров и стиль исполнения песен и танцев.
На следующее утро желающих увидеть судьбу предполагаемого царя Манипура было так много, что зрители сидели даже на крышах и верхушках деревьев. Бхагьячандра смело вышел на арену, держа в одной руке гирлянду, а в другой четки, на которых повторял святое имя Господа Кришны.
Слон бросился к царю, готовый растоптать его. Но как только он приблизился к Бхагьячандре, то замедлил свой бег, а затем и вовсе остановился и стал на колени. Некоторые очевидцы утверждали, что все выглядели так, будто кто-то невидимый приструнил слона палкой. И только один Бхагьячандра мог видеть Господа Кришну, восседающего верхом на слоне, словно погонщик. И этому Господу царь предложил гирлянду из своих рук. Затем царь сел на слона и триумфально прошествовал на нем под восторженные возгласы толпы.
После того как царь Бхагьячандра прошел проверку, царь Раджешвара долго извинялся перед ним, и, чтобы загладить вину, предложил свою армию для отвоевания царства царя Бхагьячандры.
После тяжелого похода сквозь джунгли, Бхагьячандра возвратился в Манипур вместе с войском и вернул себе трон. Восстановив правление, он принялся объединять мелкие княжества в одно государство, при этом сохраняя культурное разнообразие.

Господь Говиндаджи снова приходит

По каким-то причинам, возможно, из-за частых бирманских вторжений, Бхагьячандра не установил Божество Говиндаджи сразу. И однажды у ворот его дворца появилась местная женщина, настаивающая на том, что царь должен ее принять. Она попросила передать царю, что ее послал некто, кто даже выше, чем он.
Во время личной беседы с царем, женщина рассказала ему следующую историю. Когда она работала в поле, к ней подошел юноша и стал озорничать. Он полностью покорил ее женское сердце и попросил передать царю следующее послание: царь кое-что пообещал Ему, но не сдержал свое слово, и поэтому юноша очень сердится на него.
Царь сразу понял, что этим юношей был Сам Кришна. Не теряя времени, царь вместе с женщиной отправился в ее деревню, где на склоне холма Кайна обнаружил большое старое дерево джекфрут, о котором ему во сне говорил Господь Кришна. Он распорядился его срубить и перевезти в свою столицу Лангтхабал, где искусные скульпторы должны были вырезать Божество. Царь описал им, как в точности должен выглядеть Господь, увиденный им во сне. Он также посоветовал скульпторам обратиться к описаниям из «Шримад-Бхагаватам».
Вскоре скульпторы изваяли прекрасный образ. Когда царь увидел Божество, он признал, что Его форма великолепна. Однако она не была похожа на ту, что он увидел в своем сне. По распоряжению царя Божеству было дано имя Шри Виджая Говиндаджи и проведен пышный обряд Его установления. Престарелый дядя царя стал лично служить этому Божеству.
После этого царь приказал скульпторам вырезать другое Божество. Они опять приступили к работе, но Божество снова вышло отличным от той формы, в которой Господь предстал перед царем. Так продолжалось несколько раз. И каждый раз царь проводил торжественную церемонию установления Божества в различных храмах, а затем просил скульпторов пытаться опять.
Вскоре скульпторы забеспокоились, ведь дерева становилось все меньше и меньше. И когда материала уже почти не осталось, они, наконец, вырезали Божество, которое царь признал в точности соответствующим тому, что он видел во сне.
С большой торжественностью Божество Говиндаджи было установлено в благоприятный день полной луны месяца картика 1776 года. Царь ввел все особенности традиционного поклонения Господу Кришне так, как это принято у последователей Господа Чайтаньи. Своим собственным примером он вдохновлял людей на преданное служение Говиндаджи. Сам царь, его свита и все граждане его царства были полностью преданы Говиндаджи. Эта преданность Господу стала центром духовной и культурной жизни Манипура.

Первая раса-лила

После проведения церемонии установления Говиндаджи, царю осталось выполнить указание Кришны об исполнении танца раса-лилы. Теперь царь был настроен решительно. Он собрал разных экспертов, чтобы они сочинили музыку, придумали костюмы и танцы. Царь сам участвовал в разработке каждой детали представления.
Танец должен был стать не просто художественным исполнением. Он должен был доставлять удовольствие Божеству и способствовать духовному возвышению зрителей. Игры Кришны являются вершиной преданности и их исполнение призвано передать чистоту, великолепие и глубокие духовные чувства.
Раса-лила должна была исполняться не в театре, а в специально построенной для Божества Говиндаджи «раса-мандале». В ней Говиндаджи сам должен был быть в центре раса-лилы. Однако в то время там не было Божества Шримати Радхарани. И для удовольствия Говиндаджи на эту роль царь выбрал свою собственную дочь, молодую красавицу принцессу Бимбавати. Сам же царь на этом представлении должен был стать один из игроков на барабане мриданге.
Первая раса-лила была проведена в ноябре 1779 года в ночь полной луны. Летописцы отмечали, что это было грандиозное представление. Спустя годы исполнение раса-лилы посредством танца и песен преданности развилось в доведенное до совершенства искусство. Красочное выступление включает в себя ната-санкиртану — пение и танцы, прославляющих Господа Кришну. Голоса певцов обычно высокие и очень чистые. Исполнители санкиртаны безукоризненно опрятны. Мужчины надевают белые дхоти и два вида искусно завязанных тюрбанов. Отбивая разнообразные ритмические рисунки на различных барабанах и тарелках, танцоры исполняют сложные акробатические танцы. Костюмы исполнительниц танца раса-лилы роскошны и оригинальны. Их танцы в традиционном манипурском стиле обладают уникальной легкостью движений, утонченностью и изяществом. Они исключительно лиричны, нежны и мягки. Одно движение плавно переходит в другое, создавая ощущение бесконечности. Мелодии соответствуют временам года, а песни прославляют Господа Кришну. Даже сегодня исполнение раса-лилы славится как священная традиция Манипура. Всякий раз во время ее исполнения молитва Говиндаджи произносится от имени царя Бхагьячандры.

Совершенная жизнь преданности

Говиндаджи настолько покорил принцессу Бимбавати, что она потеряла интерес ко всему мирскому и посвятила всю свою жизнь служению Господу Кришне и пению Его святых имен. Она стала известна как Шиджа Лаироиби, что означает «принцесса, принадлежащая Господу». Впоследствии, когда в храме Говиндаджи было установлено Божество Радхарани, оно было сделано по подобию принцессы.
Царь Бхагьячандра был верным представителем Гаудиа-вайшнавизма, получившим посвящение в духовной преемственности Шрилы Нароттамы даса Тхакура. В 1798 году после правления в течение тридцати девяти лет он решил отойти от всех дел, связанных с управлением государства. Вместе со своими сыновьями, несколькими царицами и сотнями приближенных, он оставил свое царство и отправился в паломничество в Муршидабад, город в Западной Бенгалии, в котором родился Шрила Нароттама дас Тхакур.
Царь передал свое царство Манипур старшему из сыновей, Лабаньячандре, и посвятил остаток своих дней отречению и преданности. Бхагьячандра оставил этот мир в октябре 1799 года в Муршидабаде. Его тело было кремировано рядом с самадхи Шрилы Нароттамы даса Тхакура. Брахманы того времени присвоили царю Бхагьячандре титул «Раджариши», что означает святой царь. В соответствии с желанием царя, часть праха от его тела была отправлена в Манипур и захоронена там, а другая часть была перевезена в Навадвипу, обитель Шри Чайтаньи Махапрабху.

Хранители духовной традиции

Манипурское исполнение танца раса-лилы обрело мировую известность благодаря Бхактисварупе Дамодаре Свами, ученику Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. В 1989 году он организовал театральную группу под названием «Ранганикетан», что означает «Дом ярких искусств». За двадцать лет «Ранганикетан» провел более шестисот выступлений в пятнадцати странах мира. Их выступления увидели свыше миллиона человек.
Традиционное представление раса-лилы в Манипуре может продолжаться до восемнадцати часов в течение дня и ночи полной луны, а состав танцоров — доходить до двухсот шестнадцати. Хотя и меньшее по времени и составу участников, выступление «Ранганикетана», представляющее игры Господа Кришны, пробуждает те же духовные чувства у зрителей, пленяя умы и открывая духовную реальность.
Бхактисварупа Дамодара Свами проводил много времени проповедуя духовное послание Господа Чайтаньи в Индии и по всему миру, однако основное внимание он всегда уделял развитию сознания Кришны в своем родном Манипуре.
В 1991 году, на пожертвованной в Импхале земле, Махараджа организовал строительство Университета культуры Бхагаваты для удовлетворения своего духовного учителя Шрилы Прабхупады. В центре этого университетского комплекса, словно драгоценный камень был спланирован Манимандир, — «украшенный драгоценностями храм», — Шри Шри Радхи-Кришначандры. В ноябре 2000 года состоялось его торжественное открытие, на котором присутствовали главный министр и губернатор Манипура. Храм в Импхале получился по-настоящему чудесным, с изысканными архитектурой и внутренним убранством.
Миссия Шрилы Прабхупады (ИСККОН) значительно повлияла на сохранение и развитие древней традиции преданности Господу Кришне в Манипуре, став самой влиятельной духовной организацией в штате. Бхактисварупа Дамодара Махараджа обрел такое влияние и уважение в Манипуре, что члены королевской семьи пожертвовали ему храм на Радха-кунде и ашрам в Навадвипе.
Храм Гопал Манипур Мандир на берегу Радха-кунды, самого священного места на Земле, имеет славную историю. Господу Гопаладжи изначально поклонялись в доме одного враджаваси, обитателя Вриндавана. Около ста лет назад Гопаладжи явился во сне царю Манипура Чурачанде Махарадже. Он велел царю построить для Себя храм на берегу Радха-кунды. Храм должен был располагаться таким образом, чтобы Гопаладжи мог смотреть на Радха-кунду и давать Свой милостивый даршан богу солнца Сурьядеве. Царь нашел то самое место, откуда было видно, как первые лучи восходящего солнца скользят по глади священного озера, и построил там храм, чтобы доставить удовольствие Господу. Если прийти туда на рассвете, то можно увидеть, как первые лучи восходящего солнца падают прямо на прекрасный, подобный лотосу лик Гопаладжи, как того и желал Господь.
Многие старшие брахманы и почтенные вайшнавы, живущие на Радха-кунде, отметили, что Радхарани, видимо, довольна тем, как Шрила Прабхупада проповедовал духовное послание по всему миру. Вот почему Шри Радха отвела современным хранителям древней духовной традиции, ИСККОН, такое особенное место у Своей любимой Радха-кунды.

2014 г.
Кришна Мангала дас