В «Бхагавад-гите» Кришна несколько раз говорит о том, что каждый должен следовать своей природе и исполнять свойственные ей обязанности. Каждому человеку необходимо занятие, отвечающее его индивидуальным наклонностям. Согласно варнашрама-дхарме общество делится на брахманов (интеллектуалов), кшатриев (администраторов), вайшьев (торговцев) и шудр (рабочих). Для большинства из нас, тех, кто становится на путь преданности Кришне, но все еще сохраняет материальные привязанности, выполнение своих обязанностей, является существенным. Если есть материальные желания — значит, существуют обязанности в этом мире, которые необходимо строго исполнять. Так, занимая свою материальную природу в сознании Кришны, мы постепенно очищаемся и можем пробудить изначально присущее нам сознание Кришны.
Однако сама по себе концепция варнашрама-дхармы относится к материальному миру, тогда как преданное служение не связано с тремя гунами материальной природы. Для тех, кто посвятил Господу Кришне все свои дела, слова и мысли, обязанностей в материальном мире не существует. Из сострадания к падшим душам, такие преданные могут оставаться в обществе и продолжают выполнять разного рода обязанности, просто для того чтобы показать пример. Поскольку их духовная природа очищена, они могут занимать любое положение в обществе и исполнять обязанности любого ашрама. Брахма в своих молитвах Господу Кришне говорит, что только такие преданные способны покорить Господа, хотя для всех остальных Он остается непобедимым.
В нашей современной вайшнавской истории есть замечательный пример такого чистого преданного — Джаянанда Тхакур. В разное время он был и учеником-брахмачари и семейным человеком, грихастхой. И, несмотря на то, что Джаянанда никогда официально не принимал санньясу, Шрила Прабхупада называл его «Махараджей» и «Госвами», титулами, которыми наделяют человека отрекшегося от мира.
Будучи вайшнавом, он занимался разнообразной деятельностью соответствующей всем четырем варнам. Он убирал мусор в храме, чистил кухню, чинил машины и занимался другим подобным служением, свойственным шудре. Он зарабатывал деньги для поддержания храма, сначала как водитель такси, а затем как продавец благовоний, словно вайшья. Когда возникала необходимость, Джаянанда управлял всей деятельностью храма в роли его президента, становился на защиту преданных санкиртаны и мог даже проявить гнев к их обидчикам и оскорбителям, он также организовывал большие фестивали и руководил людьми так, как это обычно делают люди с наклонностями кшатрии. Его экземпляры «Бхагавад-гиты как она есть» и других книг Шрилы Прабхупады были испещрены подчеркиваниями и глубокомысленными заметками, — Джаянанда изучал эти книги скрупулезно, словно юрист штудирующий законы. Это, а также его университетское образование, блестящий интеллект и удивительные способности проповедовать науку сознания Кришны, указывает на его несомненные брахманические качества.
Джаянанда не ждал, когда всю эту разнообразную деятельность, свойственную разным варнам, сделает кто-то другой. Для удовлетворения Шрилы Прабхупады и Кришны он мог заниматься любой деятельностью и принять любой уклад жизни. Для Джаянанды это не имело значения, поскольку он всегда был полностью погружен в сознание Кришны, находясь на духовном уровне. Единственное чего он желал — это служить. И это делало его дорогим всем преданным и Кришне.