История самадхи Джаянанды Тхакура от идеи до реализации
Кришна Мангала дас
Во время написания книг о святых и также строительства самадхи Джаянанды от идеи до ее реализации было много вмешательства свыше. Так что ты ощущаешь себя марионеткой в божественных руках.
Перечитывал свою переписку от 2008 года с Вишокой прабху. Вспоминается то, что память и время постепенно затирает.
16 января пишу Вишоке прабху: «Я читаю книгу «Самадхи гаудия-вайшнавов во Вриндаване» Маханидхи Свами. И я думаю, почему у нас нет самадхи Шримана Джаянанды Прабху? Мы можем простроить смрити-самадхи с некоторыми его личными вещами или нама-самадхи. Он такой великий вайшнав. Мы можем простроить его самадхи рядом с другими самадхи ИСККОН в Маяпур-дхаме. Почему нет? Это сохранит его пример и память о нем на века. Что вы думаете об этом?»
29 января он отвечает: «Спасибо за ваше электронное письмо, извините за задержку, у меня возникли проблемы с электронной почтой. Маханидхи Свами – мой старый друг из Беркли, и однажды мы вместе снимали комнату во Вриндаване. Если вы поедете в Индию в этом году, вы можете поговорить с ним о своей идее. Спросите его, есть ли у него экземпляр книги о Джаянанде. Скажите ему, что у меня есть несколько его книг, и они мне нравятся. Я хотел бы когда-нибудь снова увидеть его в Индии. Если вы не собираетесь в Индию в этом году, возможно, кто-нибудь из ваших друзей мог бы обратиться к нему с этими вопросами. Дайте мне знать, что вы думаете о моем предложении»
Мой ответ: «На самом деле я собираюсь в Индию. Я полечу 9 февраля. Это будет мое первое путешествие в Индию. Пожалуйста, пожелайте мне удачи. Я поговорю с ним о самадхи Джаянанды. Но я настолько незначителен, что, думаю, меня не услышат всерьез»
Ответ Вишоки 2 февраля: «Я рад слышать, что вы собираетесь в Индию. Удачи! У вас будет прекрасное духовное времяпрепровождение. Быть незначительным – это лучший способ для того, чтобы быть, так что вы тот преданный, который может спросить у Маханидхи Свами. Это зависит от Кришны и Шрилы Прабхупады. Посмотрим, что скажет Маханидхи Свами. Я думаю, ваша идея очень уместна, потому что Джаянанда – великий преданный в нашей линии и заслуживает такого признания».
Слишком много «совпадений». Перед самой поездкой, буквально за несколько дней у меня появляется миссия поговорить с Маханидхи Свами, который уже тогда был не особо проявленный в ИСККОН преданный, а я не особо коммуникабельный и незначительный человек, чтобы поставить всех на уши и найти его где-то. И что вы думаете? «Совпадение». На непродолжительную парикраму на Радха-кунде в месте сидения Господа Нитьянанды к нам в группу на короткую катху приходит Маханидхи Свами. Я держал над ним личный зонт Бхактисварупы Дамодары Махараджи (это другая история), а после его лекции через Амбаришу прабху (теперь Свами) мне удалось с ним коротко поговорить. Я передал ему поклоны от Вишоки прабху. Он вспомнил его с любовью. Сказал, что будет рад увидеть его там снова. У него нет книги Вишоки и, похоже, он, погруженный в бхаджан на Радха-кунде, даже не знал о ней. Я спросил его о самадхи, и он изрек: «У меня есть предложение: мы должны сделать пушпа-самадхи Джаянанды Прабху в Маяпуре, а рядом с мраморным самадхи написать цитату из письма Шрилы Прабхупады, где он пишет, что Джаянанда вернулся к Богу». И буквально сразу после этих слов, которые я успел записать на диктофон, он исчез где-то в закоулках Радха-кунды. «Совпадение».
Всю остальную парикраму я размышлял теперь как это воплотить. В Джаганнатха-пури я как бы случайно заболеваю. Как это водится в группе заболевает еще несколько человек, я еще довольно легко. И когда собирается команда больных преданных с переводчицей ехать к аюрведическому врачу на другой конец города, я раздумываю мне это надо или нет. В конце концов, я на тот момент никогда не был на приеме у аюрведического врача, и я соглашаюсь поехать тоже. После приема, я вышел в небольшой дворик, ожидая всех остальных. И туда же в тихий пустой дворик из другой двери, ожидая своего слугу после масленой процедуры выходит Бхакти Вигьяна Госвами. «Совпадение». Поскольку мы были уже к тому моменту немного знакомы после издания книги о Джаянанде, я рассказал ему об идеи самадхи для Джаянанды и своем разговоре с Вишокой и Маханидхи Свами. Госвами Махараджа предложил выступить в Джи-би-си с поддержкой этой идеи, и попросил меня по приезду домой написать ему письмо с деталями.
Я так и сделал. Но ответа нет и нет. В первых числах мая я приезжаю на ежегодную вьяса-пуджу своего духовного учителя в Днепропетровск. И там оказывается также и Госвами Махараджа. Опять «совпадение». Все дни я ищу возможность встретиться с Махараджей. В конце концов я уличил момент, когда он пошел на прогулку и, когда он возвращался, я уже шел ему на встречу, готовясь поклониться и изложить ему снова свой вопрос, как вдруг еще метрах в десяти он, видя меня, кричит: «Ты получил мое письмо?» Я растерялся, даже кланяться не стал, «нет» – говорю. Оказывается, его письмо просто не дошло.
Кришна создает препятствия, чтобы наша решимость росла, но в конечном итоге Он все делает через «совпадения».
Потом было 3 года согласований и бесконечных переписок с Джи-би-си, но это уже другая история…
И да, еще похоже важно чувствовать себя незначительным, чтобы Кришне легче было тобой управлять. «Being insignificant is the best way to be – Быть незначительным – это лучший способ для того, чтобы быть» – хорошо Вишока прабху тогда написал.
Итак, в январе 2008 года я спросил у Вишоки прабху о самадхи для Джаянанды Тхакура, затем Маханидхи Свами в личной беседе подтвердил уместность этого святилища, а случайная встреча с Бхакти Вигьяной Госвами дала нам сторонника в Джи-би-си.
В ту поездку в Индию, я также осмотрел территорию самадхи в Маяпуре, где на тот момент были только четыре самадхи Гоур Говинды Свами, Тамал Кришны Госвами, Шридхары Свами и Бхакти Тиртхи Свами. Казалось, самадхи Джаянанды будет там очень к месту.
Госвами Махараджа обещал выдвинуть предложение в Джи-би-си, но сказал, что не сможет быть локомотивом этого проекта. Мы с Вишокой прабху стали думать кто бы им мог стать, и я вспомнил о Джаяпатаке Свами, ведь Джаянанда был его вартма-прадаршака-гуру и на фестивале «Садху-санга» 2007 года, когда я издал книгу «Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура» и расклеил рекламные плакаты по территории комплекса, увидев плакат с Джаянандой на колоне Джаяпатака Махараджа подошел к нему и обнял колону с Джаянандой. Вишока прабху одобрил идею, и я написал Махарадже. Ответ пришел быстро. Махараджа написал, что это замечательная идея, которую надо было предложить раньше и со своей стороны он готов содействовать в реализации проекта самадхи всеми способами.
Я уже расслабился, казалось теперь дело сделано. Джаяпатака Махараджа очень большой авторитет в Движении и в особенности в Маяпуре, и, если он за это берется, значит все получится.
Близился фестиваль «Садху-санга» и Джаяпатака Свами должен быть приехать на него как почетный гость. Я подумал, что может быть получится поговорить с ним лично. На фестивале Махараджу как обычно окружало множество преданных, и я со своей неловкостью так и не нашел способа с ним лично поговорить. Подумал, ничего страшного. На письма он отвечает, буду писать.
Фестиваль закончился, а через некоторое время пришло известие, что у Джаяпатаки Махараджи случился инсульт. Так мы неожиданно потеряли поддержку, и то, что казалось легко выполнимым, теперь погрузилось в туман неопределенности.
Чтобы подать предложение на рассмотрение в Джи-би-си необходимо заполнить определенную форму, в которой нужно ответить последовательно на ряд вопросов: в чем суть предложения, какое благо это принесет ИСККОН, бюджет проекта, какое ваше участие в нем и т.д.
Один замечательный архитектор, который спроектировал будущий грандиозный проект московского храма (к сожалению, не состоявшийся) согласился сделать чертеж самадхи Джаянанды Тхакура. Он попросил ни где не упоминать его имя и выполнил суперпрофессиональную работу бесплатно. Самадхи на чертежах получилось очень привлекательным, выполненным в стиле самадхи Госвами Вриндавана.
Чтобы оценить его стоимость, я связался с матаджи Враджа-лилой, ученицей Бхакти Тиртхи Свами, которая только что построила пушпа-самадхи Махараджи в Гита-Нагари в Америке. Она любезно просветила меня в отношении организации строительства самадхи и сказала, что стоимость его вышла 50.000 долларов и оно все еще требует вложений в обустройство прилегающей территории.
Собрав во едино имеющую информацию, я составил официальное по правилам обращение в Джи-би-си и отослал его секретарю Бхакта-рупе прабху.
Наше предложение приняли осенью 2008 года, но по какой-то причине оно осталось не рассмотренным на заседании Джи-би-си весной 2009 года.
К очередному заседанию Джи-би-си, которое должно было состояться через год, мы подготовились основательнее. В течение 2009 года я искал и нашел русскоязычного преданного в Индии, который обещал помочь с мрамором для самадхи. Он оценил работу и материал в почти 20.000 долларов. На фоне американских 50.000 это выглядело привлекательнее. Мы снова составили официальное предложение в Джи-би-си под протеже Госвами Махараджа и ждали рассмотрения. Однако на каком-то этапе наш вопрос передали в нижнюю палату Джи-би-си, где заседает второе поколение преданных. Госвами Махараджа дал мне контакт Мадана-мохана прабху, который был депутатом Джи-би-си этого собрания, сказав, что он будет продвигать там наш вопрос.
Через некоторое время мне пришло письмо от Мадана-мохана прабху, где он с сожалением рассказал о том, что случилось на собрании. Депутаты Джи-би-си стали задавать вопросы: а почему именно сейчас спустя 33 лет нам надо построить самадхи для Джаянанды и почему, если это так важно, то этого не сделал сам Шрила Прабхупада. В моем сознании от прочитанного прокатилась буря эмоций. Такое непонимание положения святого Джаянанды вторым поколением старших преданных ИСККОН еще больше укрепило во мне уверенность в необходимости увековечивания памяти Джаянанды Тхакура. Я быстренько накатал письмо с объяснением почему это важно именно сейчас, но… было уже поздно. Мадана-мохана прабху написал, что он пытался настоять на том, чтобы это предложение, ввиду исключительности положения Джаянанды Прабху, было рассмотрено непосредственно Джи-би-си, однако консенсус решил по-другому. Наш вопрос с построением самадхи был отправлен в комитет по самадхи при Джи-би-си.
Весь следующий 2010 год я посвятил бесконечной переписке. Вначале я написал каждому из членов комитета по самадхи. Кто-то мне просто не ответил. Бхакти Чару Свами обнадежил несколькими словами поддержки нашего проекта, но, думаю, ввиду занятости больше ничем не помог. Председателем этого комитета был П. прабху, преданный второго поколения из Ирландии, и с ним у меня переписки было больше всего. Нас отсылали то к одному ответственному преданному, то к другому. Десятки и десятки писем.
Письма в основном писал я. Вишока прабху доверил мне это дело, поскольку, как он признался, не был силен в менеджменте. Я держал его в курсе и советовался. Мне постоянно приходилось кому-то писать, многим старшим преданным, санньяси и руководителям, иногда ходя по кругу. Порою чувствовал себя неловко, ведь я действительно ничего из себя не представляю.
Обычно нам отвечали, что в общем нет никаких препятствий для построения самадхи Джаянанды в Маяпуре, но надо получить то согласие, или то разрешение, задавали вопросы: кто будет финансировать проект и где самадхи планируется разместить. Дело затягивалось. Иногда нам просто не отвечали. Помню в очередной раз, кажется, Бхакти Пурушоттама Махараджа направил нас к двум большим менеджерам из руководства Маяпура, которые должны были помочь. Но ни один, ни в второй просто ничего не ответили на мое письмо. Наверное, были очень заняты…
В какой-то момент мы немного отчаялись. Вишока прабху даже написал мне: неужели говорят правду о том, что ИСККОН превратился в бюрократическую машину?! Многие старшие преданные на словах поддержали нас, но мы не понимали, что еще нам нужно делать, чтобы комитет самадхи дал свое одобрение. В конце концов, я послал очередное письмо П. прабху в требовательном тоне. Языком Прабхупады я написал: What is the difficult? – В чем сложность? Чувствовалось, что мой тон немного задел адресата. Но ответ его был в том же стиле: сложностей нет, но надо тому написать, и у того согласовать.
Так прошел еще один год, а никакого решения так и не было принято. В конце 2010 года я собрал остатки решимости и в 3 раз составил официальное по правилам предложение Джи-би-си и отправил его Бхакта-рупе прабху, секретарю Джи-би-си.
На этот раз Бхакта-рупа прабху ответил изумлением: как, вы еще до сих пор не решили этот вопрос? Я никогда не видел этого прабху, но, думаю, он очень мягкосердечный преданный. Он стал извиняться передо мной и Вишокой прабху. Он дал мне адреса электронной почты Мадхусевиты прабху, председателя Джи-би-си того года, и Хридой Чайтаньи прабху, вице-председателя Джи-би-си, и сказал: скажите, что я дал вам их адреса и пишите напрямую им.
Обе самых важных персоны в управлении ИСККОН того года были учениками Прабхупады, проповедующими и живущими в Европе и очевидно не встречавшимися с Джаянандой. Однако после того, как я отправил им письма с описанием наших мытарств в течении 2 с лишним лет, чтобы получить разрешение на строительство самадхи для Джаянанды Тхакура, Хридой Чайтанья прабху, второй человек во всем ИСККОН того года, ответил мне через 1 час (!), а Мадху-севита прабху, первое лицо ИСККОН того года, через 3 часа (!).
Чтобы понять, что я чувствовал, повторюсь: иногда наши письма просто игнорировались, либо ответ на них приходил через дни и недели, нас переводили от одного к другому, а тут двое самых занятых преданных Движения отвечают тебе в течение часа. Я был поражен.
Оба Джи-би-си были немного смущены, что нам приходиться пробиваться с нашим вопросом в течение такого долгого времени и независимо друг от друга ответили, что каждый из них готов стать тем, кто вынесет наш вопрос на обсуждение и с глубоким уважением и честью проследят, чтобы он не остался без ответа.
Письма им я отправил что-то около 7 вечера. Хридой Чайтанья прабху ответил в 8, а Мадху-севита прабху в 11. Я был в приятном возбуждении и долго не мог заснуть.
10 ноября 2010 года Вишока прабху написал мне замечательное письмо: «Спасибо за вашу настойчивость! Недавно мне приснился Джаянанда, он был очень, очень счастлив и очень красив, и он долго смотрел на меня с таким восторженным выражением на лице. Я думаю, что это очень благоприятно».
На весеннем заседании Джи-би-си 2011 года была вынесена следующая резолюция под номером 303 «Мемориал для Джаянанды Прабху»:
«Принимая во внимание, что к руководству Джи-би-си обратились Вишока дас и Кришна Мангала дас за благословением их плана по созданию мемориала Шриману Джаянанде Прабху в Шридхаме Маяпуре, и мы, понимаем, что Маяпурский комитет самадхи готов работать с ними над этим проектом;
Принимая во внимание, что Шрила Прабхупада оказал Шриману Джаянанде Прабху особую честь, дав наставление своим ученикам внести годовщину его ухода в календарь ИСККОН и проводить в этот день фестиваль в его честь. Шрила Прабхупада также распорядился, чтобы его фотография находилась на колеснице во время всех Ратха-ятр ИСККОН;
Исходя из этого Совет Джи-би-си настоящим благодарит Вишоку даса и Кришна Мангалу даса за их добрые начинания в этом отношении и предлагает свое благословение на успешное завершение проекта».
Это была победа! Но еще далеко не конец истории.