Во время написания книг о святых и также строительства самадхи Джаянанды от идеи до ее реализации было много вмешательства свыше. Так что ты ощущаешь себя марионеткой в божественных руках.
Перечитывал свою переписку от 2008 года с Вишокой прабху. Вспоминается то, что память и время постепенно затирает.
16 января пишу Вишоке прабху: «Я читаю книгу «Самадхи гаудия-вайшнавов во Вриндаване» Маханидхи Свами. И я думаю, почему у нас нет самадхи Шримана Джаянанды Прабху? Мы можем простроить смрити-самадхи с некоторыми его личными вещами или нама-самадхи. Он такой великий вайшнав. Мы можем простроить его самадхи рядом с другими самадхи ИСККОН в Маяпур-дхаме. Почему нет? Это сохранит его пример и память о нем на века. Что вы думаете об этом?»
29 января он отвечает: «Спасибо за ваше электронное письмо, извините за задержку, у меня возникли проблемы с электронной почтой. Маханидхи Свами – мой старый друг из Беркли, и однажды мы вместе снимали комнату во Вриндаване. Если вы поедете в Индию в этом году, вы можете поговорить с ним о своей идее. Спросите его, есть ли у него экземпляр книги о Джаянанде. Скажите ему, что у меня есть несколько его книг, и они мне нравятся. Я хотел бы когда-нибудь снова увидеть его в Индии. Если вы не собираетесь в Индию в этом году, возможно, кто-нибудь из ваших друзей мог бы обратиться к нему с этими вопросами. Дайте мне знать, что вы думаете о моем предложении»
Мой ответ: «На самом деле я собираюсь в Индию. Я полечу 9 февраля. Это будет мое первое путешествие в Индию. Пожалуйста, пожелайте мне удачи. Я поговорю с ним о самадхи Джаянанды. Но я настолько незначителен, что, думаю, меня не услышат всерьез»
Ответ Вишоки 2 февраля: «Я рад слышать, что вы собираетесь в Индию. Удачи! У вас будет прекрасное духовное времяпрепровождение. Быть незначительным – это лучший способ для того, чтобы быть, так что вы тот преданный, который может спросить у Маханидхи Свами. Это зависит от Кришны и Шрилы Прабхупады. Посмотрим, что скажет Маханидхи Свами. Я думаю, ваша идея очень уместна, потому что Джаянанда – великий преданный в нашей линии и заслуживает такого признания».
Слишком много «совпадений». Перед самой поездкой, буквально за несколько дней у меня появляется миссия поговорить с Маханидхи Свами, который уже тогда был не особо проявленный в ИСККОН преданный, а я не особо коммуникабельный и незначительный человек, чтобы поставить всех на уши и найти его где-то. И что вы думаете? «Совпадение». На непродолжительную парикраму на Радха-кунде в месте сидения Господа Нитьянанды к нам в группу на короткую катху приходит Маханидхи Свами. Я держал над ним личный зонт Бхактисварупы Дамодары Махараджи (это другая история), а после его лекции через Амбаришу прабху (теперь Свами) мне удалось с ним коротко поговорить. Я передал ему поклоны от Вишоки прабху. Он вспомнил его с любовью. Сказал, что будет рад увидеть его там снова. У него нет книги Вишоки и, похоже, он, погруженный в бхаджан на Радха-кунде, даже не знал о ней. Я спросил его о самадхи, и он изрек: «У меня есть предложение: мы должны сделать пушпа-самадхи Джаянанды Прабху в Маяпуре, а рядом с мраморным самадхи написать цитату из письма Шрилы Прабхупады, где он пишет, что Джаянанда вернулся к Богу». И буквально сразу после этих слов, которые я успел записать на диктофон, он исчез где-то в закоулках Радха-кунды. «Совпадение».
Всю остальную парикраму я размышлял теперь как это воплотить. В Джаганнатха-пури я как бы случайно заболеваю. Как это водится в группе заболевает еще несколько человек, я еще довольно легко. И когда собирается команда больных преданных с переводчицей ехать к аюрведическому врачу на другой конец города, я раздумываю мне это надо или нет. В конце концов, я на тот момент никогда не был на приеме у аюрведического врача, и я соглашаюсь поехать тоже. После приема, я вышел в небольшой дворик, ожидая всех остальных. И туда же в тихий пустой дворик из другой двери, ожидая своего слугу после масленой процедуры выходит Бхакти Вигьяна Госвами. «Совпадение». Поскольку мы были уже к тому моменту немного знакомы после издания книги о Джаянанде, я рассказал ему об идеи самадхи для Джаянанды и своем разговоре с Вишокой и Маханидхи Свами. Госвами Махараджа предложил выступить в Джи-би-си с поддержкой этой идеи, и попросил меня по приезду домой написать ему письмо с деталями.
Я так и сделал. Но ответа нет и нет. В первых числах мая я приезжаю на ежегодную вьяса-пуджу своего духовного учителя в Днепропетровск. И там оказывается также и Госвами Махараджа. Опять «совпадение». Все дни я ищу возможность встретиться с Махараджей. В конце концов я уличил момент, когда он пошел на прогулку и, когда он возвращался, я уже шел ему на встречу, готовясь поклониться и изложить ему снова свой вопрос, как вдруг еще метрах в десяти он, видя меня, кричит: «Ты получил мое письмо?» Я растерялся, даже кланяться не стал, «нет» – говорю. Оказывается, его письмо просто не дошло.
Кришна создает препятствия, чтобы наша решимость росла, но в конечном итоге Он все делает через «совпадения».
Потом было 3 года согласований и бесконечных переписок с Джи-би-си, но это уже другая история…
И да, еще похоже важно чувствовать себя незначительным, чтобы Кришне легче было тобой управлять. «Being insignificant is the best way to be – Быть незначительным – это лучший способ для того, чтобы быть» – хорошо Вишока прабху тогда написал.
* на фото Бхакти Вигьяна Госвами подошел к столику распространения книги о Джаянанде после программы о нем. Садху-санга, 2007 г.