Введение

Введение

Сутью сознания Кришны являются любовные духовные взаимоотношения и глубокие чувства, которые преданные питают друг к другу, к Кришне и Шриле Прабхупаде. В нашем сан-францисском храме в 70-е годы было столько духовной любви! Мы всем сердцем любили Кришну и Шрилу Прабхупаду. Мы очень любили Джаянанду, а он любил нас еще больше. Храм был домом Шрилы Прабхупады для нашей духовной семьи. Шрила Прабхупада был отцом, а Джаянанда — старшим братом, и мы все испытывали особую любовь к нему и друг к другу.

Джаянанде не нравилось, когда его превозносили над другими: он считал, что остальные выполняют больше служения, чем он. Являясь всегда командным игроком, Джаянанда полностью отдавал заслуги Шриле Прабхупаде и преданным, не допуская и мысли, что кто-нибудь из преданных может быть менее значительным, чем он. Независимо от того, был ли это президент храма или новый бхакта, моющий кастрюли, Джаянанда прославлял любого, ставя его выше себя. Развивать и дальше почтительное отношение к каждому преданному, невзирая на его положение, — вот что Джаянанда хочет от нас. Итак, насколько мне позволит память, я предприму скромную попытку прославить Джаянанду и возвышенных преданных, служивших в Сан-Франциско в те чудесные 70-е годы, когда я присоединился к движению.

Распространенное представление о счастье в этом мире связано с успехом, который, как правило, измеряется количеством денег, сексуальных удовольствий, друзей, власти и т. п. И наоборот, отсутствие вышеперечисленных компонентов всегда означает несчастье, в материальном смысле. Особенно это заметно в школе, где «ботаник», неудачник, которого постоянно презирают, дразнят, оскорбляют, чувствует себя самым несчастным, в то время как пользующийся популярностью смазливый парень, сообразительный, из богатой семьи, который одевается в модную одежду и ездит на дорогом автомобиле, считается самым счастливым. Большая редкость встретить человека, который противоречит устоявшемуся стереотипу и не обращает внимания на общепринятые критерии так называемого счастья в материальном мире, — человека, который, несмотря на отсутствие мнимых материальных достояний, очень счастлив. Например, с виду бедный, не имеющим никакой собственности человек, тем не менее, выглядит очень счастливым, ибо трудится ради высшей цели. Его не интересует погоня за прекрасным полом, он не стремится к высокооплачиваемой работе и не ищет наслаждений в одурманивающих веществах. И в то же время он выглядит так, словно выиграл в лотерею. Он постоянно ощущает необыкновенный душевный подъем, не жалея сил трудится на благо других и ничего не оставляет себе, он полностью отдается высшим принципам и поглощен служением Всевышнему и другим людям двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю. Именно такова была возвышенная жизнь Джаянанды Тхакура. Изучив ее, мы увидим, что он достиг высочайшей формы вечного счастья во всем западном мире.

Кроме личного счастья, достигнутого в этом мире, можно оценить успех человека по тому, насколько он или она распространяет счастье вокруг себя — сколько людей стали счастливыми от жизни и поступков этого человека. В этой связи преданные во всем мире почувствовали себя очень счастливыми, соприкоснувшись через книги, истории преданных и т. д. с благословенной жизнью Джаянанды Тхакура.

Эта книга содержит рассказы — те, что я смог вспомнить, — о типичном дне преданного служения Джаянанды. Они основаны на ситуациях из его служения, которые складывались во время моего общения с ним, когда я около года жил в храме на Валенсия-стрит в Сан-Франциско. Ядром моих воспоминаний являются его слова, а также замечательные поступки. Кое-что взято из множества прочитанных или услышанных мной рассказов преданных, которые общались с Джаянандой. Речь пойдет о его обычной деятельности и о характерной проповеди, в которую он неизменно вовлекал преданных и остальных людей, встречавшихся ему в течение дня. Итак, в книге описан день из жизни Джаянанды Тхакура и преданных, служивших в храме Шри Шри Радхи-Кришны в Сан-Франциско примерно в середине 70-х годов.

Я также попытаюсь вспомнить преданных храма на Валенсия-стрит и попробую рассказать о них так, как помню. Я люблю их всех. Речь в книге пойдет о стандартном дне в храме и санкиртане в Сан-Франциско. Эти события произошли, может быть, не все в течение одного дня, но они имели место тем летом. Некоторые из них, например приснившийся Джаянанде сон, конечно же, являются предположениями. Но эти предположения основаны на известных большинству явлениях, ведь каждый из нас видел сон с Кришной или Прабхупадой. Точное соответствие некоторых деталей на самом деле не принципиально, тогда как истинность произошедшего для преданных — рассказчиков историй о том лете любви — безусловна. Не «Лете любви», которое было у хиппи, а той прекрасной любви, которую преданные испытывали к Господу Кришне и Шриле Прабхупаде летом 1974 года в Сан-Франциско. Их удивительное преданное служение Шриле Прабхупаде и Господу Кришне застыло во времени, и я постараюсь выразить словами то, какой трансцендентной была жизнь, когда Джаянанда и те замечательные преданные были в совершенном великолепии проявлены в нашем мире.

Его смиренный слуга и друг Вишока дас