3 июня 2012 года на территории храма Господа Джаганнатхи в Раджпуре состоялось торжественное открытие самадхи Его Милости Джаянанды Тхакура.
На ежегодном собрании Руководящего совета Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) в 2011 году члены Джи-би-си одобрили предложение, поступившее от Вишоки даса, автора книги «Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура» из Нью-Вриндавана (США), и Кришна Мангалы даса из России, и дали им свои благословения на установление мемориала-самадхи Его Милости Джаянанды Прабху.
Джаянанду считают современным святым. Основатель Международного общества сознания Кришны Шрила Прабхупада говорил о нем, как о первом святом ИСККОН. Джаянанда был одним из пионеров и лидеров, установивших на Западе такие виды служения, как распространение книг и прасада, фестиваль Ратха-ятры, а также уличную харинама-санкиртану.
Джаянанда был известен за свое смирение и преданность сознанию Кришны. Все любили Джаянанду. Преданные, а также самые разные люди привлекались его возвышенными качествами. Он становился дорог всем, кому посчастливилось встретиться с ним. Есть множество рассказов о том, как он вдохновлял людей на преданное служение.
Во многих случаях люди привлекались Джаянандой, который встречал их на улицах при покупке продуктов или каких-то необходимых для храма вещей. Один из них как-то сказал: «Этот человек — самый замечательный и самый чистый из всех, кого я когда-либо встречал». Другой человек сказал Чанданачарье дасу: «Я мало знаком с вашей философией, но если этим занимается Джаянанда, то это должно быть здорово».
Духовный учитель Джаянанды Шрила Прабхупада также высоко ценил своего ученика. В сердце Прабхупады для Джаянанды имелось особое место. Однажды в 1976 году, говоря о Кришне в переполненном зале храма в Нью-Йорке, он заметил Джаянанду, который вошел и сел позади всех преданных. «Садись ближе, впереди!» — громко сказал Прабхупада. Джаянанда подвинулся немного ближе. Прабхупада снова сказал: «Джаянанда, пожалуйста, сядь вперед». Всегда избегающий почета и славы, Джаянанда снова немного подвинулся вперед. Однако Прабхупада настаивал. Он сказал в третий раз, чтобы он сел впереди. Все преданные расступились, освободив дорогу для него, а санньяси сидевшие перед Прабхупадой раздвинулись, оставив для него место впереди. Так Джаянанде пришлось принять эти почести, хотя он всегда предпочитал оставаться слугой всех слуг.
Хотя Джаянанда не был официальным санньяси, человеком, принявшим уклад жизни в отречении, Шрила Прабхупада говорил о нем, как если бы он им был, называя «Джаянандой Махараджей». Позднее он объяснил, почему называл его так: поскольку санньяса означает «полная преданность Господу Кришне».
Заболев лейкемией, Джаянанда до последнего вздоха продолжал служить духовному учителю и Кришне. Он оставил этот мир 1 мая 1977 года в возрасте тридцати восьми лет, слушая запись голоса Шрилы Прабхупады, поющего маха-мантру. В момент оставления тела Джаянанда сосредоточился на святом имени и повторил: «Харе Кришна».
В это время Шрила Прабхупада находился в Индии и подробности ухода Джаянанды получил лишь спустя десять дней. В своем письме Рамешваре Прабхупада написал: «Смерть Джаянанды достойна славы… Он замечательно покинул свое тело и ушел на Вайкунтху… Каждый должен последовать примеру Джаянанды. Я очень горд тем, что у меня был такой хороший ученик. Изображение Джаянанды должно по возможности присутствовать на ратхе Господа Джаганнатхи, и во всех наших храмах нужно проводить праздник в его честь, так же, как празднуются дни ухода других великих вайшнавов».
Никто из преданных не был удостоен таких исключительных почестей от Шрилы Прабхупады, какие были оказаны Джаянанде. В своем письме Джаянанде, написанном после его ухода, Шрила Прабхупада утверждает, что поскольку Джаянанда слушал кришна-киртан, он «отправился прямо на Кришналоку». Такого положения достигают только те, кто смогли удовлетворить своим служением гуру и Кришну и обрели совершенство любви к Богу. Поэтому Джаянанда пользуется особым уважением в ИСККОН.
Когда Вишока и Кришна Мангала впервые предложили увековечить славу Джаянанды, построив для него самадхи, это было с одобрением встречено преданными, включая старших лидеров Общества.
Путешествуя по Индии, они обсудили проект с Маханидхи Свами, который написал книгу «Самадхи гаудиа-вайшнавов во Вриндаване». Махараджа подтвердил, что эта подходящее предложение для того, чтобы прославить одного из великих вайшнавов в истории ИСККОН. Он также предложил сделать надпись на самадхи — выдержку из письма Шрилы Прабхупады, в котором он говорит о том, что Джаянанда отправился обратно домой к Богу.
В 2008 году Вишока и Кришна Мангала обратились за поддержкой проекта самадхи к членам Джи-би-си Бхакти Вигьяне Госвами и Джаяпатаке Свами. Оба Махараджа встретили это предложение с энтузиазмом. Джаяпатака Свами сказал, что Джаянанда был его вартма-прадакшака гуру, тем, кто впервые указал ему духовный путь.
«Со своей стороны я по настоящему счастлив помочь любым способом прославить Джаянанду Прабху в святой дхаме, — писал Джаяпатака Свами в поддержку проекта. — Это хорошая идея, которую в действительности следовало предложить раньше».
Для осуществления проекта построения самадхи для Джаянанды потребовалось более четырех лет. Однако его инициаторы не теряли вдохновения и решимости. Они чувствовали, что почтение и признание заслуг Джаянанды постепенно во многом утрачивается в ИСККОН, и надеялись, что самадхи сохранит память о нем для нового поколения преданных.
Обычно самадхи строится вокруг тела святого, которое в соответствии с ведическими наставлениями не придают огню, ибо оно очистилось еще при жизни. Его тело и вещи становятся видом священного прасада, которому поклоняются в особых местах. Поскольку тело Джаянанды было кремировано, организаторы проекта стали искать вещи, принадлежащие Джаянанде, чтобы вокруг них можно было воздвигнуть храм. Духовно заряженные вещи святого также могут быть помещены в самадхи-мандир в святом месте. В соответствие с «Падма-пураной», тадии, или вещи, используемые святыми, достойны высочайшего поклонения. Такая категория самадхи соответствует традиции вайшнавов и носит название смрити-самадхи-мандир.
В течение нескольких лет участники проекта искали подходящие вещи, принадлежащие Джаянанде. Спустя более тридцати лет было сложно что-либо отыскать. Современники Джаянанды сожалели. Они не думали о том, что его вещи могут понадобиться в будущем.
Мастера уже обрабатывали камень для самадхи, когда организаторам проекта улыбнулась удача. На их просьбу откликнулся Прахладприя прабху, ученик Шрилы Прабхупады из Америки. Он хранил куртку Джаянанды в течение тридцати пяти лет, не подозревая, для чего она может пригодиться. Это была та самая куртка, в которой Джаянанда строил колесницы и запечатлен на знаменитом фотоснимке, где он управляет колесницей Господа Джаганнатхи в Нью-Йорке в 1976 году.
В течение нескольких месяцев матаджи Лаванга Манджари и Нарешвара прабху, руководившие строительством в Маяпуре, вели подготовительные работы: получали разрешения, закладывали фундамент и заказывали мрамор на фабрике в Джайпуре. Когда на установку самадхи приехали мастера из Джайпура, местные преданные узнали в них тех же рабочих, что строили пушпа-самадхи для Шрилы Прабхупады. Они устроили им радушный прием, увидев в этом добрый знак.
Пока рабочие возводили самадхи-мандир, местные преданные готовились к церемонии открытия. Их любовь к Джаянанде превратилась в сотрудничество ради прославления великой души. Все происходило, как будто влияние его любви и самопожертвования пропитало весь воздух, всю атмосферу вокруг того, что они делали для него.
В конце концов, возведение самадхи было завершено. Его дизайн был выполнен Ариндамой прабху, российским архитектором проекта московского храма. Высотою около двух метров, с изогнутой крышей и решетчатыми окнами, оно напоминает самадхи предыдущих ачарьев, таких, как Рупа Госвами и Санатана Госвами. Искусно вырезанное из красивого светло-розового мрамора, оно выглядело великолепно.
Жарким летним вечером 3 июня преданные Маяпура собрались на территории принадлежащего ИСККОН храма Господа Джаганнатхи в Раджпуре, чтобы выразить почтение первому святому вайшнаву Запада.
Простая и сладостная программа открытия самадхи, внутрь которого были помещены красивое изображение и куртка Джаянанды, началась с огненной ягьи и слов прославления старших преданных, таких как Джананивас прабху. Изображению Джаянанды был предложен маха-прасад от Господа Джаганнатхи и другие подношения. После этого преданные предложили цветы его лотосоподобным стопам. Церемонию открытия завершили маха-арати Его Милости Джаянанде Прабху и танцы в стили Одисси, учениц школы танца из Калькутты.
Самадхи-мандир возвышенного преданного обладает большой духовной силой, способной очистить того, кто посещает его. Ушедшие святые прошлого способны возвращаться, чтобы помогать нам, отвечать на наши молитвы и поддерживать нас.
Джаянанда Тхакур является сияющим примером святости и преданности Кришне. Его слава возрастает, подобно растущей луне. Он по-прежнему вдохновляет и будет продолжать вдохновлять все последующие поколения вайшнавов становиться лучшими слугами гуру и Кришны. И каждый, кто последует по стопам первого святого ИСККОН, как этого хотел Шрила Прабхупада, обретет то же благо, что и он, вернувшись домой, обратно к Богу.