История самадхи Джаянанды Тхакура от идеи до реализации. Часть 2

История самадхи Джаянанды Тхакура от идеи до реализации. Часть 2

История самадхи Джаянанды Тхакура от идеи до реализации, часть 2
Кришна Мангала дас

Итак, после того как мы спустя 3 года все-таки получили разрешение Джи-би-си на строительство самадхи для Джаянанды Тхакура, местный маяпурский менеджмент заработал быстрее. Вскоре мы получили от них следующую резолюцию:

«Самадхи Шримана Джаянанды прабху
Комитет GBCom одобрил создание мемориального самадхи в Джаганнатха-мандире в память об исключительном служении Джаянанды прабху и его качествах преданного.
Поскольку служение Джаянанды прабху Господу Джаганнатхе получило всеобщее признание, GBCom счел, что было бы дополнительной честью и наиболее уместным разместить мемориал его самадхи в Джаганнатха-мандире. GBCom также отметил, что по очевидным причинам это будет мемориальное самадхи, а не самадхи “пушпы”.
Прежде чем начнется какое-либо строительство, пожалуйста, отправьте свои проект/чертежи/планы/размеры предполагаемого сооружения, предлагаемую подпись на мемориале и местоположение, которые были предварительно одобрены МАК. Затем это может быть обсуждено GBCom на их заседании в августе».

В нашем предложении Джи-би-си строительство самадхи для Джаянанды предполагалось вблизи самадхи Шрилы Прабхупады на территории самадхи его учеников. Однако маяпурское руководство определило место для сооружения самадхи не перед строящимся адбхута-мандиром, грандиозным храмом ИСККОН, а в получасе езды на рикше от этого места в принадлежащем ИСККОН храме Господа Джаганнатхи.
Мне показалось это несправедливым. Я сказал об этом Вишоке прабху. Он в свойственной ему скромной манере ответил: «Давай посоветуемся со старшими прабху». Так он инициировал обсуждение со своими знакомыми духовными братьями: Бхактой дасом прабху, Балабхадрой прабху, Вайясаки прабху и другими.
Мнения разделились. Часть преданных считало, что мы должны принять Джаганнатха-мандир и начинать строить самадхи там. Но часть преданных настаивали на том, чтобы мы продолжали борьбу, возможно обратились в Джи-би-си снова, или написали петицию.
С одной стороны, Джаянанда прабху действительно является особым слугой Господа Джаганнатхи, и он стоял у истоков праздников Ратха-ятры в западном мире, а храм Джаганнатхи — место историческое, спокойное и медитативное. С другой стороны, туда не так часто приходят преданные. Как сказал Бхактадас прабху, за те 50 раз, что он бывал в Маяпуре, в храме Джаганнатхи в Раджпуре он был лишь дважды.
Такие преданные как Вайясаки прабху, Дашаратха-сута прабху, Бхактадас прабху и другие, хотели бы видеть первого святого ИСККОН, самого смиренного и самого возвышенного преданного, единственного ученика Прабхупады день ухода которого мы празднуем, возле своего возлюбленного духовного учителя Шрилы Прабхупады. Там всегда будет много преданных, и они смогут помнить о примере первого святого вайшнава на Западе.
Через пару месяцев мы подали апелляцию в GBCom. Однако как нам стало известно, она была отклонена.
Я снова написал в Комитет самадхи, но П. прабху ответил, что территория самадхи теперь является закрытой зоной для новых самадхи (что впоследствии оказалось не совсем так).
Когда мы обсуждали эту ситуацию со знакомыми Вишоки учениками Прабхупады, Кришнадас Кавираджа прабху высказал мнение, что храм в Маяпуре только строится, и мы можем попросить Амбаришу прабху, чтобы самадхи было установлено на территории нового храма.
Я написал письмо известному правнуку Генри Форда. Ответ Амбариши прабху был вежливым, но кратким: на территории строительства храма будет беспорядок еще в течение нескольких лет, к тому же он отвечает только за храм, и лучше нам обратиться к руководству Маяпура снова.

Мы опять пришли к тому, с чего начали. Вайясаки прабху предложил написать Мукунде Махарадже, поскольку он один из самых старших преданных, которому Джи-би-си не смогут отказать. Известно также, что изображение Джаянанды прабху находится у него на алтаре и, прочитав книгу «Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура», он написал Вишоке, что его «книга прекрасна».
Это был период, когда Вишока прабху написал мне, что из-за прогрессирующего Паркинсона ему становится все сложнее работать с клавиатурой компьютера. Его письма становились все немногословнее и с орфографическими ошибками.
В письме Мукунде Махарадже я кратко изложил историю развития идеи создания самадхи для Джаянанды и попросил совета надо ли нам продолжать отстаивать для Джаянанды место в центре Маяпура или нам надо соглашаться с Джаганнатха-мандиром.
Сейчас я не могу вспомнил ответ Махараджи. Я писал письма и другим санньяси, но они остались без ответа.
Параллельно с отстаиванием места для самадхи мы начали поиск менеджера проекта в Маяпуре. Это было необходимо, ведь двое инициаторов проекта находились на других разных концах земли: Вишока прабху — в Нью-Вриндаване в США, а Кришна Мангала — на юге России. А для реализации проекта нам нужен был человек на месте. Вишока прабху через Хари-шаури прабху, а я через мою хорошую знакомую Лаванга Лату д.д. дали объявление в Маяпуре о поиске менеджера проекта самадхи. Мне написали несколько человек. Кто-то просил жалование, кто-то предлагал свои услуги бескорыстно. Среди откликнувшихся были ученики Прабхупады и преданные второго поколения. Самым подходящим кандидатом казался Нарешвара прабху – ученик Прабхупады, он лично общался с Джаянандой прабху в Нью-Йорке в 1976 году, и готов был построить самадхи в память о нем, к тому же он занимал должность в Маяпурском руководстве, а также занимался строительством в Маяпуре. Из первых рук он рассказал нам, что GBCom твердо намерены не менять своего решения по поводу места, и если мы все же хотим построить самадхи на территории Маяпурского храма, то нам нужно ждать неопределенно долгое время пока команда планирования не завершит свою работу по определению места для новых самадхи. Он дал нам совет — не ждать, двигаться дальше и планировать строительство в Джаганнатха-мандире.
Так осенью 2011 года посовещавшись с Вишокой прабху, мы решили принять то место, что нам предлагают.
Немного ранее, в апреле, после выхода резолюции Джи-би-си о самадхи для Джаянанды прабху ко мне обратился Мадхава Смуллен – автор статей для ISKCON News (news.iskcon.org), работающий под руководством Мукунды Госвами и Ануттамы прабху. Он взял у меня интервью о будущем проекте, которое затем было опубликовано на новостном сайте. В конце статьи было упомянуто, что мы собираем средства для строительства и ищем личные вещи Джаянанды, которые можно было бы поместить в самадхи. Там были указаны электронные адреса Вишоки прабху и мой.
К тому времени большая часть тиража книги «Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура», изданная мной на русском языке, была распродана. Образовалась небольшая прибыль, которую я направил на строительство самадхи, также немного пожертвований собрал с друзей. Адхара прабху дал хорошее пожертвование. Но самый значительный вклад сделал Васудева прабху из Англии. Он пообещал перевести 10.000 долларов. В смиренном настроении он молил Джаянанду и просил нас принять это его служение, как глубокое желание его сердца.
В своем письме он писал: «Я молюсь Джаянанде прабху каждый день. Его фотография стоит у меня рядом с кроватью. Я молюсь, чтобы он дал нам вдохновение и руководство, чтобы мы могли нести его настроение с собой, куда бы мы ни пошли, где бы мы ни проповедовали всем, кого встречаем».

Слабым местом нашего проекта долгое время оставалась вещь, принадлежащая Джаянанде. Мы не могли найти подходящий предмет, который можно было бы положить в самадхи. Мы дали клич среди учеников Прабхупады, объявление о нашем поиске были опубликованы на главных новостных сайтах ИСККОН. Вишока прабху из-за болезни отвечал все реже и большую часть переписки привычно приходилось вести мне.
Вначале мне написала матаджи Д., у которой находилось письмо Прабхупады к Джаянанде. Она писала, что ей уже предлагали за него 4.500 долларов и соглашалась отдать его нам за пожертвование, поскольку нуждается в деньгах.
Трогательное письмо написал Балабхадра прабху. У него есть документ о регистрации его брака с подписью Джаянанды, который присутствовал в загсе в качестве свидетеля. Балабхадра прабху написал мне: «Я готов его отдать для самадхи. Сейчас только спрошу разрешение у жены».
Однако ни одно, ни второе предложение учеников Шрилы Прабхупады, знавших лично и любивших Джаянанду, не подходили для того, чтобы положить эти предметы в самадхи. Через матаджи Лаванга Лату я советовался с Панканджагхри прабху, и он сказал, что для самадхи нужна личная вещь, подобная четкам, предмету одежды и т.п.
После ухода Джаянанды в Лос-Анджелесе в 1977 году был проведен аукцион его личных вещей, средства с которого поступили на подготовку Ратха-ятры. Нам были известны местонахождение личного экземпляра «Бхагавад-гиты» Джаянанды, испещренного подписями его рукой, личного Божества Джаянанды Патита-паваны Джаганнатхи, но ничто из этого не подходило для наших целей. Ученики Прабхупады сокрушались, что не подумали сохранить что-нибудь для самадхи первого святого ИСККОН.
Неожиданно мне написал Прахладаприя прабху, ученик Прабхупады из Филадельфии. Он сказал, что у него находится та самая куртка, в которой Джаянанда запечатлен на знаменитом фото перед колесницей Ратха-ятры 1976 года в Нью-Йорке. Джаянанда работал в ней в течение долгого времени, строя колесницы, а затем она оказалась у Прахладаприи. «Я храню ее у себя в течение 35 лет, и теперь я понимаю зачем. Я отдам ее вам для самадхи Джаянанды» — писал он. Прахладаприя прабху собирался лично приехать в Маяпур в декабре и передать ее нам.
Тем временем Нарешвара прабху вместе с инженером из Маяпура выбрал место под самадхи на территории Джаганнатха-мандира и нарисовал план, который вместе с чертежами самадхи и подписью для таблички мы должны были передать в маяпурское руководство для согласования.
Подпись на табличке самадхи, предложенная мной, гласила «Джаянанда Тхакур», даты рождения и смерти, «первый святой ИСККОН» и цитата из письма Шрилы Прабхупады, где он говорит о том, что фотографию Джаянанды необходимо помещать на колесницах Ратха-ятры и что он отправился обратно к Богу. Однако у меня возник вопрос: во всех присланных нам резолюциях Джи-би-си Джаянанду называли «прабху», а вдруг нам откажут в том, чтобы увековечить его титул «Тхакура» на его самадхи? Ранее Вишока прабху уже обсуждал вопрос приемлемости упоминания этого титула для Джаянанды с учениками Прабхупады и изложил результаты обсуждения в статье. И хотя большинство вайшнавов естественным образом принимали этот титул для Джаянанды, а книга Вишоки прабху была принята старшими вайшнавами, все же к нам могли возникнуть вопросы.
На мое опасение Вишока прабху ответил: «Если нам не разрешать написать «Джаянанда Тхакур», то ничего страшного. «Прабху» — это тоже очень почетный титул». И все же на переданное для согласования содержание надписи таблички возражений не последовало.
Место, размеры самадхи и табличка были утверждены, и мы приготовились к строительству.

(продолжение следует)

* на фото план расположения самадхи Джаянанды Тхакура на территории Джаганнатха-мандира, поданный на рассмотрение в 2011 году.

** https://jayananda.ru/samadhi/istoriya-samadxi-dzhayanandy-txakura-ot-idei-do-realizacii-chast-1/ – первая часть статьи