Автор Павел Величко.
Думаю, многие из нас знакомы с личностью Джаянанды прабху, многие читали или слышали вдохновляющие истории о нем. Джаянанда прабху был признан Шрилой Прабхупадой первым святым ИСККОН и является совершенным учеником совершенного учителя. Не буду описывать его жизнь, кто желает может ознакомиться с его биографией индивидуально. Я лишь хочу попытаться осветить уникальную способность заботы о преданных, которой он обладал.
Изучая жизнь Джаянанды прабху можно увидеть основные методы, благодаря которым он вдохновлял преданных, и не только преданных, на духовную практику. Конечно, вся жизнь Джаянанды была пронизана заботой и бескорытным служением другим. Но я попробую расписать те принципы заботы, которые, как я заметил, были больше всего проявлены в нем. Буду приводить их по очереди, а следом истории из его жизни. Эти истории важны для нас, так как это поможет нам увидеть, как это знание применялось в конкретных жизненных ситуациях.
- Дружить с каждым. Принимать человека таким, какой он есть
Очень важный момент: когда мы пытаемся заботиться о каком-то человеке, прежде всего мы должны стать доброжелателем этого человека, попытаться подружиться с ним.
В дружеских отношениях рождается доверие, которое является основой заботы. Джаянанда прабху никогда не пытался свести всех людей к единому стандарту, он проповедовал и относился к каждому очень индивидуально, к каждому находил подход. Джаянанда всегда учитывал гуну, желания человека и пытался возвысить его при помощи сознания Кришны. Однажды у Джаянанды прабху спросили, как ему удается так проповедовать. На что он, стесняясь, ответил: «Я ничего не знаю о проповеди, я просто дружу с людьми». Это первое что он делал – становился другом для любого, кому проповедовал. Не важно, примет человек Сознание Кришны или нет, Джаянанда все равно оставался лучшим другом этого человека, и все люди это чувствовали.
Хари Валлабха: Мы подъехали к храму и остановились прямо перед колесницами. Там было три колесницы, которые стояли в переулке рядом с Фредерик-стрит, около стадиона «Кезар». Мы выходили из машины, когда неожиданно появился человек с походкой кинг-конга во всем его величии и могуществе. Это был Джаянанда. Он подошел прямо к нам и спросил:
– Кто этот преданный?
Я был здоровым, как бык и занимался серфингом.
– Это бхакта Гарри, – ответили ему.
– Он мне нужен, – сказал Джаянанда.
– Но я думал, что буду работать на кухне, – ответил я.
– Понимаешь, Джаянанде нужны люди. Ему нужны сильные ребята. Он строит колесницы.
Так я стал работать с Джаянандой. Только увидев меня, он захотел, чтобы я помогал ему. Это было активное служение, и я чувствовал себя по-настоящему занятым. Мы сразу же стали приятелями. С самой первой встречи с ним вы становились его друзьями. Он проявлял к вам неподдельный интерес. Хотя он постоянно цитировал Прабхупаду, ему было всегда интересно, что по этому поводу думаете вы.
«О, ты занимаешься серфингом? Вот это да! Что ты чувствуешь, когда мчишься по большим волнам?» Он попадал в самую точку. Он не говорил, что серфинг – это майа. Он никогда так не поступал. «Эх, мне бы тоже хотелось прокатиться по этим большим волнам». Он просто был вашим другом. Он никогда не был фанатиком, одержимым своей проповедью – он вообще практически не занимался официальной проповедью. Он постоянно обнимал меня, беседовал со мной и давал мне ощутить свою нужность.
- Настоящий лидер-слуга
Какое бы положение не занимал преданный, он всегда остается слугой – даса даса анудаса. На одной воскресной лекции Бриджабаси прабху говорил, что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ко всем своим ученикам обращался «прабху», потому что считал их своими господами. Это очень хороший пример того, какое умонастроение необходимо в себе развить – роль лидера, учителя это просто мое служение. «Быть слугой в каждый момент своей жизни – вот самое возвышенное положение для души» (Е.С. Радханатаха Свами)
Самое удивительное качество, которое выделяют все духовные братья Джаянанды прабху – это смирение. Для него все были старшими преданными, даже новенькие бхакты в храме. Он служил всем, не делая никаких различий. Будучи президентом храма, он не гнушался «черной» работы – мыл кухню, убирал мусор, ремонтировал все, что ломалось в храме. Другие преданные видели этот его пример и сами вдохновлялись ему помогать. Джаянанда никогда никого не заставлял ничего делать и никогда никого не эксплуатировал в служении.
Мурали Кришна: Джаянанда обладал даром управлять другими при помощи любви, убеждая добротой и своим собственным счастьем. Он говорил «Давай сделаем это», а не «Сделай это». Он все выполнял вместе с тобой или даже без тебя. Он вообще занимался тем, что мы ленились делать: выносил мусор, мыл кухню — столько всего…
Он обычно говорил мне: «Если ты хочешь руководить, работай в три раза больше, и тогда люди будут тебя слушать». И я видел, что Джаянанда работал в пять раз больше кого-либо, находясь в самых худших условиях.
Когда какой-нибудь бхакта советовал что-то ему, Джаянанда спрашивал: «Ты, правда, так думаешь? Что ж, наверное, нам следует это поменять. Что скажешь?» Я помню нашу команду — он спрашивал совета у каждого… Не то, чтобы он был глупым. Он точно знал, чем занять человека, когда подбодрить его, а когда и наказать, но при этом его наказание было нежно и подобно цветку. Иногда оно поражало и просто сбивало с ног, но оно было всегда очень утонченно.
Чайтанья Чандра Чаран прабху: В прошлом году на фестивале «Садху-санга» была встреча лидеров, и мы обсуждали тему того, как занимать преданных в служении, но при этом не манипулируя ими.
Шрила Радханатха Свами привел пример управления Джаянанды прабху. Как он управлял? Он был очень сладким в общении. Он не манипулировал, никогда. Он говорил: «Прабху, вы не могли бы это сделать? Я не настаиваю, если не хотите, я сам это сделаю». И люди всегда соглашались. Он от сердца это говорил. Его сердца хватало, чтобы так общаться со всеми преданными.
- Заботиться об отошедших от практики преданных
Джаянанда прабху заботился не только о живущих рядом с ним преданных, но также и о тех, кто по тем или иным причинам отошли от Сознания Кришны. Он никогда не считал их «падшими», но прилагал все усилия для того, чтобы вдохновить их снова на практику. Вот несколько примеров.
Мурали Кришна прабху: Мне рассказывал Джива, как он покинул Движение и работал в невегетарианском ресторане. Ночь, пятница, битком набитый ресторан, он готовит бифштекс в фартуке, испачканном кровью, и вдруг слышит:
— Эй, Джива!
— Джива? — он поворачивается и видит Джаянанду.
— Джива, как я рад тебя видеть!
— А? — удивился Джива.
— Я принес тебе прасад, — продолжал Джаянанда, — давай съедим его.
Они сели, расчистили стол прямо посередине ресторана и устроили настоящий пир. Джаянанда никогда не смотрел на преданных, как на «совершивших падение», «отошедших» или еще как-то в этом роде.
В нашей команде в тот год оказалось несколько человек «с проблемами». Джаянанда был экспертом в привлечении «циников, отошедших преданных, агностиков и атеистов» — словом, всех тех, кто бы стал работать с ним. И в том году был один парень, который ходил пить пиво, а потом возвращался. Джаянанда говорил ему: «Знаешь, просто возвращайся к колесницам и начинай работать снова». Он был готов терпеть все, что угодно, но при этом всегда поощрял вас совершать все больше и больше преданного служения.
Джай Нитай прабху: Мне хотелось бы выразить благодарность Джаянанде за сострадание и доброту к падшей душе, такой как я. Без общения с Джаянандой я бы ни за что не стал преданным. Ведь, даже приходя в храм, я продолжал употреблять наркотики, пил, пока преданные не посоветовали мне держаться возле Джаянанды.
В конце 1973 я оставил практику сознания Кришны и, погрузившись в майу, слонялся без дела по Беркли. Как-то на Телеграф-авеню до меня донеслись звуки: «Дзинь… дзинь, дзинь, дзинь». Это был Джаянанда с группой поющих преданных, которую он неизменно каждый день выводил иногда в Беркли, а иногда в деловой центр Сан-Франциско. Эти звуки словно заворожили меня. Джаянанда, поравнявшись со мной, воскликнул: «О, бхакта Джим!», — и заключил меня в крепкие объятья. Затем позвал: «Давай, пойдем!» Немного пританцовывая, я пошел позади него, и это закончилось для меня возвращением в храм и бритьем головы. Он никогда не спрашивал, где я был столько времени, и ни в чем не упрекал, потому что всегда был готов помочь.
Вишока прабху: Джаянанда решил реализовать свое сострадание к падшим душам ощутимыми и практичными действиями (то, что он и так делал каждый день и каждый час). Поэтому однажды он отправился в отель спасти сбившегося с пути преданного.
Джаянанда постучал в двери и парень открыл. Он сказал: «Привет, Джаянанда», и опустил глаза, сгорая от стыда.
Джаянанда ответил: «Не переживай, прабху, мы все за тобой очень скучаем. Я принес тебе пару сигарет, посмотри – твой любимый «Кэмел»… так что давай, возвращайся. Нам всем не хватает твоей дружбы и нам нужна твоя помощь с колесницами. Господь Джаганнатха хочет, чтоб ты вернулся. Ему все равно, что ты сделал, Он — всемилостивый и всепрощающий, так же как и Его преданные прощают и забывают прошлое. Шрила Прабхупада всегда прощает своих учеников. Нам так тебя не хватает, прабху, пожалуйста, возвращайся. Идем со мной прямо сейчас, оставь все позади».
Парень был тронут любовью Джаянанды. Он собрал свои вещи и вышел вместе с Джаянандой из отеля.
- Стабильная садхана
Ачйута Прийа прабху в книге «Бхаката-сева» пишет: «Если преданный строго следует своей садхане и погружен в изучение шастры, то благодаря высшему вкусу от повторения Святого имени и чтения писаний, он получает глубокое удовлетворение в сердце и чувство самодостаточности. На основе этого преданный может позволить себе заботиться о других чисто, не будучи мотивированным и привязанным к тому, что получит взамен, так как не зависит от внешних источников удовлетворения».
Несмотря на то, что Джаянанда прабху круглыми сутками работал, он всегда очень сосредоточено вычитывал свои 16 кругов. Он по-настоящему любил повторять Святое имя и петь киртан, был очень привязан к этим двум процессам преданного служения. Он всегда вставал раньше всех и ложился позже всех. Никто не знал сколько он спит. Когда шло строительство колесниц, он спал прямо на стройке под колесницей Господа Джаганнатхи, положив руки себе под голову. Если дело касалось садханы, он всегда был бескомпромисен. Это давало ему большую духовную силу проповедовать и вдохновлять других.
Карандхара прабху: «Однажды перед Ратха-ятрой мы с Джаянандой провели весь день в бегах. До храма добрались только к полуночи. Дом был настолько переполнен преданными, что не оставалось места, где прилечь. Наконец мы нашли какое-то маленькое складское помещение. У меня хватило сил лишь на то, чтобы кинуть на пол свой спальный мешок и растянуться на нем. Но Джаянанда неожиданно направился к выходу.
– Ты куда? — удивился я.
Он ответил, что скоро вернется, но этот ответ меня не удовлетворил, и ему пришлось признаться, что остались недочитанными несколько кругов джапы и надо их закончить. Ему не хотелось мешать моему сну, повторяя джапу в нашей комнатке, а также заставлять меня чувствовать себя виноватым из-за того, что я уже лежу, а его еще ждет служение. Поэтому он намеревался просто ускользнуть, пристроиться где-то и исполнить свой обет. Помню, я сказал:
– Иногда бывает слишком много дел и невозможно закончить свои круги.
– Да, ничего, — ответил Джаянанда, — я не слишком устал.
Меня поразила не только его забота обо мне, но также глубокая преданность Шриле Прабхупаде.
Калакантха дас: Карандхара вспоминал, как Джаянанда проповедовал ему в первые дни его пребывания в храме. Они вместе работали неподалеку от старого лос-анджелесского храма, устраивая маленький садик для Шрилы Прабхупады, и Джаянанда сказал: «Знаешь, в сознании Кришны не всегда все бывает так гладко. Но ты должен продолжать повторять Святые имена». В то время Карандхара и представить себе не мог, что в служении Кришне что-то может не заладиться. Однако годы спустя, вспоминая эти слова, он смог по достоинству оценить глубину сказанного Джаянандой: «Что бы ты ни приобретал и чего бы ты ни лишался, никогда не теряй веры в Святое имя».
Погружаясь в жизнеописания чистых преданных, мы найдем для себя неисчерпаемый источник вдохновения, решительности и радости в нашем служении. Глубокая медитация на примеры святых способна взрастить в нас те качества, которыми обладали эти личности. Но делать это следует не поверхностно. Необходимо внимательно изучать их жизни, их настроение, мотивы, а также обдумывать и применять в своей жизни их наставления. Тогда между нами и садху может возникнуть настоящая живая связь. Также хорошо обращаться к садху с молитвами и просить их о милости.
«Труден мой путь, я слеп и спотыкаюсь на каждом шагу. Пусть же святые помогут мне, позволив опереться о посох их милости» (Ч-ч. Антйа-лила, 1.2)
«Стабильность ума можно обрести, если мы сосредотачиваемся на ком-то, кто свободен от привязанности к объектам чувств» (Йога-сутра 1.37)
Комментарий Бхакти Вигьяна Госвами:
«Патанджали Муни подчеркивает важность общения с человеком, который достиг успеха в духовной практике, потому что медитация на него возвышает нас естественным образом. Стоит нам подумать, вспомнить, сосредоточиться на святых, и многие проблемы уходят сами».
Использованные источники:
1. «Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура» Вишока прабху
2. «Один день из жизни Джаянанды Тхакура» Вишока прабху
3. «Радха-Дамодара Виласа» Вайясаки прабху
4. Лекция «Полезные советы лидерам» Чайтанья Чандра Чарана прабху