Существует телега материальных желаний, и существует колесница, запряженная ослами суждений, основанных на домыслах. Точно также есть те, кто сами движутся в пропасть, и есть те, кто радостно ведут за собой других вниз на Паталалоку. И все они при этом думают, что действуют политически правильно.
Шрила Прабхупада рассказывал нам историю о сапожнике, брахмане и Нараде Муни. Нарада часто ходил к Господу Нараяне, и однажды брахман попросил его спросить у Господа Нараяны, когда он вернется к Богу. Сапожник обратился к Нараде Муни с той же просьбой. Итак, Нарада Муни пошел к Господу Нараяне и спросил Его, когда Его двое преданных вернутся домой. Господь Нараяна сказал, сапожник вернется очень скоро, но брахману понадобится много жизней. Нарада был удивлен и попросил объяснить. Господь Нараяна посоветовал Нараде сказать, как сапожнику, так и брахману, что, когда он к Нему пришел, Господь Нараяна продевал слона сквозь игольное ушко, и посмотреть на их реакцию. Нарада сделал все так, как сказал ему Господь Нараяна. Брахман выслушал и разочаровано сказал: «Это невозможно». Но сапожник, слушая об этом, преисполнившись духовного экстаза, сказал: «Мой Господь может сделать все что угодно».
Мораль этой истории учит нас тому, что Господь Кришна всегда испытывает преданного, помещая его в противоречивые ситуации, которые с материальной точки зрения кажутся невозможными. А затем Он наблюдает, как они реагируют на них. Он оставляет небольшие противоречия в космической панораме мира, просто чтобы испытать нашу веру.
«Главная отличительная черта всей вайшнавской философии состоит в том, что она признает существование непостижимой энергии Господа Вишну. То что может показаться противоречивым с материальной точки зрения, становится понятным в приложении к Верховному Господу, поскольку посредством Своих непостижимых энергий он способен творить невозможное. Современная наука зашла в тупик». («Чайтанья-чаритамрита» Ади 16.81 комм.)
Господь Кришна также посылает Своего чистого преданного в наш мир и очень пристально смотрит за тем, как мы к нему относимся. Это — большое испытание. Подобным образом, Его чистый преданный, Шрила Прабхупада, часто испытывает учеников. Говорится, что когда гуру называет веревку змеей, ученик должен обходиться с веревкой так, как будто она является змеей. Затем гуру называет веревку веревкой, и ученик смотрит на нее как на веревку. Если гуру снова называет веревку змеей, ученик снова смотрит на нее как на змею. Иногда гуру задает нелогичные загадки, чтобы помочь ученику освободиться от его ложного эго материальной логики.
Однажды в Лос-Анджелесе двое учеников пришли со своими сомнениями к Шриле Прабхупаде в его комнату. Углядев некоторые кажущиеся материальные противоречия в книге «Кришна», они сказали, что такие вещи просто невозможны. Шрила Прабхупада (если мне не изменяет память) попросил их, чтобы они ушли, поскольку на тот момент у них не было гуру. Это был серьезный провал испытания на противоречия. Гордость и материальная логика могут погрузить небрежного преданного в очень глубокие проблемы.
Я слышал, что Шри Мадхвачарья как-то сказал, что Господь Кришна умышленно оставляет небольшие противоречия в шастрах просто лишь для того, чтобы усилить сомнения душ, которые ищут изъяны в философии, давая им пищу для поддержания их атеистического образа мыслей. В «Бхагавад-гите» говорится, что Господь Кришна знает сердечные желания всех живых существ и поддерживает эти желания. Если кто-то хочет не верить в Кришну, то Кришна помогает ему в этом, направляя его из сердца и сосредотачивая его внимание на противоречиях в шастрах. Так он может подтвердить свои сомнения и таким образом найти оправдания своим материальным желаниям.
В комментарии к «Бхагавад-гите» (7.21) сказано: «Как верховный отец всех существ Господь не посягает на их независимость, а, наоборот, представляет им все необходимое для того, чтобы осуществить свои материальные желания».
Покорный преданный знает, что Господь Кришна может творить непостижимые вещи, и так он проходит испытание. Тогда как высокомерный брахман, сохраняя ложное эго и гордость, не прошел испытание.
Сапожник обладал духовной логикой, а брахман материальной. Духовная логика необходима, чтобы быть преданным Кришне и гуру и быть покорным им. Джаянанда Прабху — совершенный пример преданного, обладавшего духовной логикой. Он не был сбит с толку, когда столкнулся лицом к лицу со сложной проблемой способной привести к замешательству в духовной жизни. Он с блеском прошел испытания, посланные ему Кришной, относясь к ним так: «Я никогда не смогу понять Кришну или Его чистого преданного, и я никогда не смогу понять этот материальный мир. И если кто-нибудь спросит меня о видимых противоречиях в шастрах, я просто отвечу, что не знаю, и продолжу заниматься своим служением, хорошо понимая, что все является непостижимой энергией Кришны». Такова смиренная позиция преданного.
«Такое противоречие может вместить в Себя только Верховная Личность Бога, Сам Господь, поскольку Он обладает непостижимой энергией (ачинтья), которая может сделать невозможное возможным (агхата-гхатана-патийаси). Такие противоречия очень сложно понять человеку, если он не преданный и не придерживается вайшнавской философии, приняв руководство госвами». («Чайтанья-чаритамрита» Ади, 17.304, комментарий).
В книге «Кришна» мать Деваки возносит молитвы Господу Кришне, говоря, что Он вмещает в Своем животе всю вселенную, и все же является из ее чрева. И это выглядит, как непостижимое противоречие.
«Мой дорогой Господь, после разрушения мироздания вся вселенная входит в Твое чрево, и все же Ты по Своей неизъяснимой милости вошел в мое чрево. Я изумлена тем, что Ты действуешь совсем как обычный человек только для того, чтобы доставить радость Своей преданной». («Кришна»)
О непостижимой природе противоречивых качеств Господа Кришны превосходно написал Шрила Бхактивинода в «Шри Джайва-дхарме».
«В материальном мире противоречащие друг другу качества не существуют одновременно в одном и том же месте, взаимно отрицая друг друга. В мире духовном все противоречивые качества гармонично уживаются вместе, и в результате все становится очень привлекательным и доставляет большее наслаждение. Такова непостижимая природа энергии Господа Кришны. В качествах Господа Кришны одновременно присутствуют форма и бесформенность; Он пронизывает Собою все сущее и имеет форму, представленную только в одном месте; Он действующий и бездействующий; Он нерожденный и Он — сын Нанды; Он — Всевышний Господь, Которому все поклоняются и гопа, мальчик пастушок; Он всезнающ и у Него ограниченное знание обычного человека; у Него есть качества и у Него нет качеств; Он недосягаем и сладок словно нектар; Он ограниченный и безграничный; далекий и очень близкий; полностью отстраненный и также страшащийся ревнивого гнева гопи. Эти, а также бесчисленные другие проявления противоречивых качеств счастливо уживаются вместе в трансцендентной форме Господа Кришны, в трансцендентной обители Шри Кришны и трансцендентных играх Шри Кришны. Эти противоречивые качества помогают играм Господа Кришны, делая их более привлекательными и доставляющими большее наслаждение. Они запредельны человеческому пониманию. Поэтому говорится, что энергии Господа непостижимы».
С другой стороны, человек с материалистическим сознанием скажет: «Да, мы не можем понять все в этом мире с помощью науки, однако так или иначе мы подчиним все своему контролю. И мы никогда не поверим ничему, что не согласуется с нашими теориями и известными нам законами физики». Хотя старые теории всегда уступают место новым, тем не менее, высокомерие и самонадеянность сохраняются.
Даже преданный, такой как брахман из приведенной истории, может пасть под чарами суждения о важности материальной логики, и быть сбитым с толку противоречиями, которые порабощают его ум и таким образом порождают сомнения в непостижимой (ачинтья) энергии Кришны, и даже в чистом преданном Кришны. Материальная логика состоит из великой гордости. Вот почему Кришна иногда устраивает нам испытания, чтобы обуздать нашу гордость, вынуждая нас искать прибежище в духовной логике, отказавшись от материальной логики и ложного эго. Материальное эго говорит нам: «Слоны огромные животные, в игольное ушко очень маленькое. Как может огромное животное пролезть через крохотное отверстие?» Однако Кришна может превратить материю в дух, а дух в материю. Он может сделать так, что крохотное отверстие вдруг станет огромным, а огромное животное крохотным. Чтобы полностью предаться, у нас должен произойти «скачок веры». Мы должны отказаться от нашей материальной логики ничтожного светлячка и обрести логику сверкающего солнца Кришны и Его чистого преданного.
Во вступлении к «Чайтанья-чаритамрите» говорится: «То, что выходит за пределы нашего понимания называется ачинтьей, непостижимым. Бесполезно спорить или размышлять о чем-то непостижимом. Если что-то поистине непостижимо, это не подлежит предположению или экспериментированию».
Итак, умный все поймет с полуслова. Шрила Прабхупада предупреждал нас, чтобы мы избегали этой путаницы, возвращаясь к хождению по кругу. Характер Кали-юги таков, что все сползает ниже и ниже в мерзость жуткого кошмара. Это можно увидеть в каждой газете и телепередаче новостей: страдание человечества с каждым днем все возрастает. Итак, мы не хотим продолжать совершать ошибку, думая, что наша логика выше, чем Кришна или Его чистый преданный. Иногда под именем «политической корректности» или «соответствия духу нашему времени» новые ученики по незрелости могут соскользнуть до материальной логики, осуждения Шрилы Прабхупады и неправильного понимания его книг. «Осуждать» означает «критиковать или судить задним числом». Иногда новые ученики поднимают вопрос о явных противоречиях и выставляют свои сомнения в Интернете. Старшим преданным следует давать наставления таким новым преданным, с тем чтобы не оставлять шансов на расширение влияния Кали-юги на них.
В обществе преданных возникла новая аббревиатура — JAPA («Just Accept Prabhupada’s Authority» — «просто прими авторитет Прабхупады»). В противоположность этой существует другая аббревиатура — JARA («Just Accept Rascal Authority» — «просто прими авторитет мошенника»). Авторитет мошенника — это материалистичный логический ум и гордость. JARA («джара» на санскрите обозначает «старость») даст вам старость и страдания жизнь за жизнью. JAPA («джапа» на санскрите обозначает «повторение святого имени Бога на четках») даст вам билет на экспресс обратно на Вайкунтху.
История сапожника и брахмана проста, но имеет глубокий смысл, дающий понимание того, какая дорога ведет на Вайкунтху, духовный мир, а какая на Кумбипаку, вниз, в адские миры. Снова родиться в Кали-югу — это все равно, что отправится в ад. Так давайте, приняв во внимание страдания этой ужасной эпохи, чтобы больше никогда не возвращаться сюда, примем слова Шрилы Прабхупады без возражений, хорошо понимая разницу между полетом белоснежного лебедя переносящего на Вайкунтху и движением по дороге в пропасть.
Харе Кришна,
Ваш слуга, Вишока дас.