За эти мои несколько первых дней в храме я почувствовал, что Кришна показал мне, как должен вести себя настоящий преданный, показал мне практический пример. Джаянанда говорил только о Кришне, постоянно служил и никогда никого не критиковал. Он был самый уважаемый преданный в храме.
Август 2006 г.
Мой первый опыт общения с сознанием Кришны произошел, когда мой друг приобрел в Атлантик-Сити на нью-джерсинском променаде, дощатом настиле для прогулок по пляжу, небольшую книжку «Совершенство йоги». В то время я готовился к учебе в Университете Ратджерса в Нью-Джерси и был все лето дома. Книга меня сразу же заинтересовала, потому что я ежедневно занимался йоговскими упражнениями. Но, прочитав 5 или 10 страниц, отложил ее, подумав, что это не похоже на йогу, так как тогда йога представлялась мне лишь как физические и дыхательные упражнения.
Несколько месяцев спустя мой университетский друг в Ратджерсе сказал, что поскольку мне так нравится Джорж Харрисон, то уж точно мне захочется прочитать книгу, которую он приобрел в Нью-Йорке. Эта книга была «Нектаром преданности» Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, основателя-ачарьи Международного общества сознания Кришны. Но я лишь мельком взглянул на нее, подумав, что надо бы почитать. Примерно через месяц мне нужно было написать какую-то студенческую работу. Поскольку это занятие мне очень не нравилось, то я принял ускорителей (наркотики), из-за которых, закончив работу, не мог заснуть. Примерно в полдвенадцатого я взял «Нектар преданности» и стал читать, не останавливаясь, до самого утра, одолев около 200 страниц.
Помню, как Шрила Прабхупада описывал то безграничное блаженство, которое испытывает преданный и как прост этот метод, заключающийся в пении и повторении Харе Кришна. Я подумал, что Шрила Прабхупада не просто упоминал об абсолютной истине, он был первым человеком, встреченным мной, кто говорил об абсолютной истине в таких подробностях и с такой убежденностью в своих правах ее представлять. Мне никогда не приходилось встречать никого, кто бы делал что-то подобное. У всех были просто теории. Это убедило меня в том, что путь, который он описывает, есть путь абсолютного счастья и является окончательной истиной.
Шрила Прабхупада описывал в «Нектаре преданности» много процессов, которым человек должен следовать в преданном служении. Например, необходимо быть вегетарианцем, и он ясно объяснял, почему. Мне понравилась идея, но не было уверенности в своих способностях реально этому следовать.
Конечно, Шрила Прабхупада предлагал очень простое решение — повторять Харе Кришна маха-мантру, и я сразу же последовал его наставлению, сначала используя для отсчета мантр расческу. Вскоре у меня появились четки для джапы, приобретенные в местной студии йоги в Нью-Брансуике. Повторяя мантру в течение нескольких месяцев, я стал строгим вегетарианцем как-то естественно, даже не думая об этом.
На летних каникулах, дома я продолжал читать «Нектар преданности» и регулярно повторял джапу, но никогда не встречал преданных. Так как в «Нектаре преданности» не было адресов храмов ИСККОН, мне не было известно, где их найти. Однажды в Ратджерсе, зайдя к своему другу, на втором этаже студенческого братства мне попался на глаза, лежащий на полу, журнал «Обратно к Богу». Меня это чрезвычайно обрадовало, так как в нем содержался список адресов храмов. Мне казалось невероятным, что такая ценная вещь, как этот журнал, лежал на полу, и множество людей просто проходили мимо, не обращая на него никакого внимания, как на мусор, тогда как на самом деле это была самая ценная вещь в мире!
Через несколько недель, когда на меня навалились неприятности, я решил поехать в нью-йорский храм Харе Кришна, чтобы испытать блаженство. Но аккумулятор машины оказался разряженным, поэтому пришлось от этой идеи отказаться.
Еще через какое-то время мой друг сообщил мне, что несколько преданных пришли в университет и воспевают в студенческом центре. Немедленно отправившись посмотреть на поющих преданных, я познакомился там с бхактой Бобом (Бинду Мадхавой дасом), который сказал, что необходимо принять прасад и поговорить с находящимися там двумя старшими преданными. Я ел прасад, приготовленный Вишнугадой, всегда считавшимся одним из лучших поваров в движении, и думал, что это самая прекрасная пища, которую мне когда-либо приходилось пробовать. Мне удалось немного поговорить и с самим Вишнугадой.
Преданные сразу же предложили мне отправиться с ними в Нью-Йорк в храм на 55-й улице. Но у меня в тот день были дела. Тогда они сказали, что вернутся за мной через пару дней, записав мой номер телефона. Я приобрел у них четки и мешок для джапы, «Бхагавад-гиту» и еще несколько других книг.
Вернувшись в свою комнату в общежитии, я сразу же стал читать «Бхагавад-гиту» и прочел ее на одном дыхании.
Позднее мне позвонил преданный и сообщил, что они не смогут забрать меня, так как их автобус сломался.
Я продолжал повторять мантру и с тех пор, как преданные объяснили мне, что в идеале необходимо повторять 16 кругов в день, стал делать это и регулярно читал книги Шрилы Прабхупады, а «Бхагавад-гиту» прочитал несколько раз. Но я никак не мог собраться и поехать в храм. В канун дня всех святых на большой вечеринке в университете я принял огромную дозу ЛСД, из-за чего не мог заснуть и около часа или двух ночи стал повторять мантру и читать книги Шрилы Прабхупады. Вдруг пришла мысль поехать в храм, но ведь было еще слишком рано. Однако я понимал, что если засну, то, проснувшись, в храм уже не поеду. Так что я не ложился всю ночь.
Утром я поехал на поезде в Нью-Йорк, а там, на такси, добрался до храма, который встретил меня курящимися благовониями. Это были самые счастливые переживания в моей жизни. Я действительно почувствовал блаженство, о котором писал Шрила Прабхупада.
Знакомый по Раджерсу бхакта Боб подошел поприветствовать меня. Услышав о моем желании остаться, он отвел меня к Джи-Би-Си по Нью-Йорку Адикешаве Махарадже, который посоветовал мне поговорить с самым лучшим и самым смиренным преданным в храме, и сказал, что этот преданный позаботится обо мне в ближайшие несколько дней. Он говорил о Джаянанде Прабху.
Затем пришел Джаянанда Прабху. Мы поговорили с ним, и я рассказал, что не спал всю ночь. После этого он отвел меня наверх, чтобы я мог поспать, но предупредил, что разбудит меня во второй половине дня, и мы пойдем на вечернюю субботнюю харинама-санкиртану в Таймс-сквер.
Так все и произошло. Вернувшись после харинамы в храм, мы с Джаянандой приняли прасад, вечернее молоко.
В ту ночь я остановился в комнате у другого бхакты, а на следующее утро меня снова разбудил Джаянанда. Он лично заботился обо мне, объясняя утром, что я должен делать в храме и как себя вести. Он попросил меня сесть рядом и мы вместе повторяли джапу. Заметив мое слишком быстрое повторение мантры, он попросил вынуть четки из мешочка. Оказалось, что я передвигаю бусинки неосознанно, перемещая две или три во время произнесения каждой мантры. Джаянанда объяснил, как правильно передвигать бусины, твердо придерживаясь одной бусинки, когда повторяю каждую мантру, и ее надо произносить отчетливо, чтобы услышать в глубине своего сердца.
Мы занимались с ним служением в течение всего дня: чистили и шлифовали параферналии (личные вещи и атрибуты поклонения) Божеств и сделали многое другое в тот день. Постоянно он давал мне наставления по практике сознания Кришны и проповедовал мне, как должен вести себя преданный. За эти мои несколько первых дней в храме я почувствовал, что Кришна показал мне, как должен вести себя настоящий преданный, показал мне практический пример. Джаянанда говорил только о Кришне, постоянно служил и никогда никого не критиковал. Он был самый уважаемый преданный в храме.
Проснувшись на следующее утро, в понедельник, я решил вернуться в Ратджерс и закончить некоторые дела, которые, как я был убежден, необходимо сделать. Когда преданные услышали о моем желании уехать, они привели меня к Тамал Кришне Махарадже, который усадил меня и немного попроповедовал. Он считал, что для меня будет лучше, если я останусь с Джаянандой, так как это самое лучшее общение, которого мог бы желать любой из преданных. Тамал Кришна Махараджа сказал: «Джаянанда поможет тебе по-настоящему развить веру в Кришну».
К сожалению, тогда, 1976 году, я не остался и не получил такую в высшей степени ценную возможность ежедневного общения с Джаянандой. Но, по крайней мере, у меня были несколько дней общения с преданным, которого я считал самым лучшим, подлинным лидером и настоящим примером того, каким должен быть преданный.
Тогда я почувствовал, что преданные относились ко мне как-то по-особенному, что, конечно же, мне было не понятно. Но, по меньшей мере, я был достаточно удачлив, потому что, впервые придя в храм, получил самое лучшее общение, я почувствовал, как Кришна отнесся ко мне по-особому.