Джаянанда был старшим храма нашего автобуса, однако он сам брался за любую работу оставленную кем-то незавершенной, без всякого недовольства и обиды. Например, когда кто-то не исполнял свои обязанности по мытью пола в алтарной комнате после утреннего прасада, Джаянанда без лишних слов и жалоб принимался за это служение. Все это происходило уже после того, как он получил личное признание от Шрилы Прабхупады.
8 апреля 2011 г.
Впервые я встретил Джаянанду в храме ИСККОН в Фениксе, когда он путешествовал в автобусе группы «Радха-Дамодара». Когда я решил бросить учебу и отправиться путешествовать с преданными на автобусе, Джаянанда помог мне полностью утвердиться в сознании Кришны.
На меня произвел сильное впечатление этот полный энтузиазма преданный, казавшийся таким счастливым и удовлетворенным. Когда какие-нибудь преданные говорили о Кришне, временами мне казалось, что они делали это немного искусственно. Однако Джаянанда всегда страстно желал говорить о Кришне, Господе Чайтанье, Шриле Прабхупаде и вообще о философии сознания Кришны.
Джаянанда никогда не настаивал, чтобы выполнялись его поручения. Его философия была проста: делай все возможное, а в остальном полагайся на Кришну. Если преданный не выполнял поручения, которые давал ему Джаянанда, то Джаянанда обычно шел и делал все сам, без комментариев. И такое случалось довольно часто.
Через пару недель после того как я присоединился к путешествующей группе преданных, мы проводили проповедническую программу в университете Покателло, небольшом городке на юго-востоке штата Айдахо. В автобусе не было достаточно место для каждого, поэтому несколько преданных, включая Джаянанду, отправились спать в общежитие. В то время с нами в автобусе находился четырнадцатилетний мальчик, сын преданного. И однажды ночью между этим парнем и мной завязался горячий спор. Не найдя других аргументов, мальчишка со всей своей силой влепил мне пощечину. В тот же момент другой бхакта набросился на меня с криком: «Не бей его, не бей. Он ведь просто ребенок». Я не собирался бить этого парня, но очевидно бхакта подумал обо мне по-другому.
Тем временем, кто-то еще побежал сказать Джаянанде, что я «избиваю Дамодару». Джаянанда пришел в автобус в настроении Господа Нрисимхадева. Он закричал на меня: «Чем вы тут занимаетесь? Почему ты его обижаешь?» Джаянанда был человеком, которого было тяжело вывести из себя, но когда приходилось защищать преданных, в данном случае молодого мальчика преданного, он мог загореться как огонь. Однако в этот раз, без лишних слов, он сразу понял ситуацию. Увидев, что был неправильно проинформирован, он сразу же извинился передо мной.
Джаянанда любил вкушать кришна-прасад. Независимо от того происходило это днем или ночью, это делало его очень счастливым. Одно из его любимых блюд была халава с арахисовым маслом.
Тамал Кришна Махараджа рассказал мне историю, свидетелем которой он стал. После очень успешного фестиваля Ратха-ятры в Сан-Франциско, Шрила Прабхупада вместе с несколькими санньяси и другими лидерами Движения сидел в машине, возвращаясь в храм. Несколько других машин с преданными трансцендентным караваном также ехали за ним. Шриле Прабхупаде было прекрасно известно, что Джаянанда тяжело трудился в течение нескольких месяцев, чтобы сделать фестиваль успешным. Он следил за строительством колесниц, получал разрешения, собирал пожертвования на бхогу, стройматериалы и на все остальное, что было нужно. Шрила Прабхупада спросил преданных, находящихся в его автомобиле: «А где мой Джаянанда?» Но никто из находившихся в машине преданных не знал, где он. Шрила Прабхупада попросил водителя остановить машину, и посмотреть нет ли его в одном из автомобилей следующих за ними. Однако его там не было.
Тогда Прабхупада сказал своему водителю, чтобы тот развернул машину и вернулся на место проведения фестиваля в парк Голден-Гейт. Там они нашли Джаянанду в одиночку убирающего мусор. Шрила Прабхупада вышел из машины и обнял его.
Хотя большинству из нас было едва ли за двадцать, и Джаянанда был почти в два раза старше нас, он был источником вдохновения для всей нашей группы путешествующей в автобусе. Находясь в Юджине, на западе штата Орегон, мы получили приглашение участвовать в фестивале под названием «Дух души». Некоторым из нас не очень понравилась идея участия в нем, поскольку такие мероприятия были характерны для последователей Нью-эйдж. Однако Джаянанда загорелся желанием принять участие в нем. Поскольку у нас не было арахисового масла для его любимой халавы, Джаянанда сделал «Простое чудо» из сыра и нектарную пахту с апельсиновым соком и клубникой. Основные события на фестивале проходили в большом открытом зале без стульев. Там расположилось множество палаток различных духовных групп, в которых находились сотни гостей и участников фестиваля. Наша палатка была между столиками Шри Чинмоя и Рам даса Бабы. Казалось, что каждый из присутствующих там уже обрел самоосознание тем или иным способом, и они просто не воспринимали преданных вплоть до одного момента.
В минуту вдохновения Джаянанда взял огромную связку благовоний, зажег их все и предложил ее фотографии Шриле Прабхупады. Затем он передал благовония преданному, чтобы тот раздал всем присутствующим, в то время как сам начал киртан, ходя по кругу в зале. Темп киртана и энтузиазм постепенно стал нарастать. В конце концов, почти каждый гость фестиваля вскоре следовать за Джаянандой в восторженном киртане. Каждый из них получил свою палочку благовония. Остальные участники фестиваля и их столики были забыты, поскольку все присутствующие были опьянены киртаном. Это было что-то удивительное. С каждым кругом, обходя зал, киртан продолжал нарастать.
Тот киртан был одним из самых блаженных, в которых я когда-либо участвовал или даже был свидетелем за всю мою жизнь. Недавно, я разговаривал с Гунаграхи Махараджей, и он упомянул тот киртан, который произошел более 33 лет назад. Махараджа тоже сказал мне, что это был один из самых экстатических киртанов, который он видел в своей жизни.
Джаянанда был старшим храма нашего автобуса, однако он сам брался за любую работу оставленную кем-то незавершенной, без всякого недовольства и обиды. Например, когда кто-то не исполнял свои обязанности по мытью пола в алтарной комнате после утреннего прасада, Джаянанда без лишних слов и жалоб принимался за это служение. Все это происходило уже после того, как он получил личное признание от Шрилы Прабхупады. Даже в своих книгах, как например в «Нектаре преданности», Шрила Прабхупада выразил ему свою признательность, благодаря за «вклад, сделанный моим возлюбленным учеником Шриманом Джаянандой брахмачари».
Помню случай, когда у меня возникла проблема с другим преданным. Каким-то образом, обстоятельства выглядели так, словно я сделал или сказал что-то, чего на самом деле не делал. Когда я рассказал об этом Джаянанде, он сказал: «Кришна знает, где истина. Какие еще могут быть вопросы?» Его слова, — тяжелые, с глубоким пониманием, — произвели на меня сильное впечатление. Он не был ко мне снисходителен: «Это все твое ложное эго, Прабху».
Джаянанда обычно говорил нам, что есть две категории людей, которым не надо пытаться проповедовать: фанатичные христиане и пьяницы. Он был милостив ко всем, но не хотел тратить время, проповедуя тем, кто не был склонен или был не в состоянии услышать.
Однажды Джаянанда и я были на санкиртане в центре Сан-Франциско. Мы были одеты в костюмы Санта-Клауса. Когда мы пришли в район, где предполагали распространять книги, к нам подбежал очень возбужденный бизнесмен и стал галдеть: «Два Санта-Клауса! Это ужасно! Вы испортили Рождество для моего мальчика. Вам следует постыдиться!»
Джаянанда Прабху широко улыбнулся ему и дружелюбно ответил: «Просто скажите ему, что это мой сын, — затем он положил свою огромную руку на мое плечо, и сказал — Я просто обучаю его». После этих слов сердце парня растаяло, его настроение изменилось, он смягчился, и пошел на другую сторону улицы, чтобы сообщить своему сыну хорошую новость.
Довольно часто Джаянанда выводил нас на санкиртану на автостоянки. К несчастью, у него была серьезная проблема со спиной. Думаю, у него была грыжа межпозвоночного диска. Временами боль была такой сильной, что он не мог даже нормально ходить. Несмотря на нестерпимую боль в спине, он оставался полным энтузиазма и счастливым. Он всегда говорил о том, какая это привилегия служить Шриле Прабхупаде и Господу Чайтанье. Я никогда не забуду тот жаркий день в Южной Калифорнии, когда мы вместе были на санкиртане. У него была серьезная проблема со спиной, и очевидно, что он испытывал сильную боль. Тем не менее, он подошел ко мне с широкой улыбкой на лице и сказал: «Знаешь, я могу заниматься этим всю оставшуюся жизнь. Это самое экстатическое служение!» Я тогда подумал: «О чем он говорит?! Я вообще-то здесь страдаю».
Джаянанда терпеть не мог «тратить лакшми Шрилы Прабхупады». Он просил людей пожертвовать что-либо, и они обычно были рады дать ему это бесплатно. Позднее мы возвращались туда, где Джаянанда в прошлом собирал пожертвования, и люди часто спрашивали о нем.
В дороге Джаянанда либо останавливался в дешевых мотелях, либо спал прямо в фургоне. Он проповедовал владельцам мотелей, чтобы они выделили комнату бесплатно, и нередко ему это удавалось. Обычно он читал лекции по «Шримад-Бхагаватам» сидя на полу комнаты в мотеле, и одновременно готовил утренний прасад на газовой печке. Его лекции были простыми и откровенными. У него было глубокое понимание философии сознания Кришны, и он делился им с нами. Мы были в восторге от него. Он заботился о техническом обслуживании фургона, занимался санкиртаной и делал еще много всего сам. Он работал в два раза больше и тяжелее, чем кто-либо из нас, но при этом никогда не жаловался.
В одной из наших совместных поездок на санкиртану, Джаянанда сказал, что мне следует оставаться брахмачари столько сколько смогу. «Поверь мне, — говорил он — это убережет тебя от множества проблем». Многие санньяси проповедовали, что нам следует избегать семейной жизни. Однако Джаянанда считал, что это неизбежно для большинства из нас, но если ты можешь отложить это на время, то будет лучше. Я никогда не слышал, чтобы он осуждал домохозяев, как это иногда делали многие брахмачари и санньяси. Многие преданные вдохновляли Джаянанду принять санньясу, даже Шрила Прабхупада. Однако Джаянанда сказал мне лично: «Какая от этого польза? Я только стану гордиться».
1976 год был годом первой нью-йоркской Ратха-ятры. Джаянанда отвечал за строительство Ратхи рядом с храмом на 55-й улице. В то время он тяжело заболел лейкемией. Его болезнь причиняла ему сильные страдания, в дополнение к проблемам со спиной. Но он продолжал работать как ни в чем ни бывало и управлять командой по постройке Ратхи круглые сутки.
Его состояние становилось все хуже и хуже, и ко дню фестиваля Джаянанда Прабху был практически не в состоянии встать с постели. Он чувствовал сильную боль, и его тело физически уже было ни на что не способно. Однако он не только присутствовал на Ратха-ятре, он управлял одной из колесниц почти все дорогу, и был в полной восторге. Это то, что стоит за той знаменитой фотографией с обложки журнала «Обратно к Богу», на которой Джаянанда танцует перед колесницей Ратхой на Пятой авеню.
Летом, после Ратха-ятры, я остался служить в нью-йоркском храме. Одной из моих обязанностей было следить за чистотой в храме. Все преданные каждое утро в специально отведенное для этого время участвовали в уборке храма. К тому времени из-за болезни Джаянанда с трудом мог передвигаться. Однажды утром я вместе с президентом храма Адикешавой Свами проверял, как проходит уборка, когда мы увидели Джаянанду убирающего кухню, в которой ему готовили особые диетические блюда необходимые при лечении лейкемии.
Адикешава нахмурил брови и с упреком посмотрел на меня: «Почему ты заставляешь Джаянанду участвовать в уборке? Он очень возвышенная душа. Он самый старший из всех в этом храме».
Джаянанда, конечно же, не мог такое слушать: «Я просто шудра. Я не могу позволить, чтобы кто-либо убирал после меня».
Чтобы удостовериться, что президент храма все правильно понял, я стал объяснять ему, что не имею ничего общего к тому, что здесь происходит. Адикешава посмотрел на меня и сказал: «Датта, ты останешься здесь и закончишь уборку. Пусть Джаянанда пойдет и ляжет в постель».
Как только Адикешава ушел, Джаянанда улыбнулся. «Забудь об этом, Датта — сказал он. — Шудра должен заниматься служением другим. Когда я лежу, у меня нет практического занятия, поэтому какой в этом толк?» Он так и не позволил мне выполнить это служение.
Семья Джаянанды отправила ему пять тысяч долларом на лечение, но он предложил их Шриле Прабхупаде. Прабхупада отказался принимать эти деньги, сказав, чтобы Джаянанда использовал их на восстановление своего здоровья. Джаянанда Прабху тем не менее использовал их на финансирование первой Ратха-ятры в Лос-Анджелесе, которая произошла только благодаря нему. Он говорил, что Ратха-ятра это его жизнь.
Уход Джаянанды напоминает мне уход Харидаса Тхакура, который оставил этот мир до того как Господа Чайтаньи закончил свои земные игры, не желая терпеть разлуку с Ним. Я видел несколько преданных, у которых было столько же любви к Шриле Прабхупаде сколько было у Джаянанды. Это означает, что он любил всех, у кого было хотя бы небольшое чувство по отношению к Шриле Прабхупаде. В действительности, он любил каждого. Такова природа чистого преданного. Мы встречали людей, которые много лет назад имели возможность общаться с Джаянандой. Они всегда спрашивают о нем.
Джаянанда никогда не вел себя так словно он лучше, чем другие. Хотя Шрила Прабхупада сам неоднократно выражал признательность Джаянанде, Джаянанда всегда благодарил других. Он никогда не делал ничего, чтобы привлечь внимание к своему смирению. Для меня он всегда был воплощением истинного смирения. В Третьей песни «Шримад-Бхагаватам» смирение определяется как «отсутствие желания почестей». Это сказано о Джаянанде Прабху на сто процентов. Если кто-то прославлял Джаянанду в его присутствии, он просто качал головой и уходил из комнаты. Если вы хотели, чтобы Джаянанда оставался с вами, вы должны были избегать похвал в его адрес. Многие из нас пытались смиренно со сложенными ладонями сделать комплимент или выразить ему признательность, но как только это происходило, Джаянанда Прабху просто уходил из этого места.
Много раз я чувствовал, что если бы в моей жизни не было общения с Джаянандой Прабху, сейчас я не имел бы связи с преданными. Своим личным примером он вдохновлял и поддерживал нас. Он показал нам, что истинный успех в сознании Кришны это реальная, достижимая цель. Я обязан ему своей жизнью.