Две стороны практики бхакти

Две стороны практики бхакти

Статья Кришна Мангалы прабху, автора книги «Святые ИСККОН» и составителя книг «Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура» и «День из жизни Джаянанды Тхакура», написанная для газеты «Семья Прабхупады» 2 января 2014 года о том, чему мы можем научиться изучая жизнеописание наших святых.

 

Когда во Вриндаван приезжают туристы, то первое что они могут увидеть — деревню с грязью и канализацией, текущей вдоль дорог, копающихся в мусоре обезьян и свиней, и бедность. Но это не настоящий Вриндаван. Это лишь отражение, которое мы видим через призму кривого зеркала нашего обусловленного материального опыта, сквозь пузырьки глаз, неспособных увидеть ничего другого, кроме трехмерной поверхности обложки материального мира.

Для человека развившего внутренний взгляд в процессе практики любовного преданного служения Шри Шри Радхе-Кришне, Вриндаван совсем иной. Он дышит настоящей безграничной жизнью, полон красок и счастья. Деревья там — древа желаний, а земля — философский камень чинтамани. Это место благословлено вечным присутствием Божественной Четы и великих духовных героев; место, где исполняются все духовные желания.

Практика бхакти-йоги подобна взгляду на Вриндавана-дхаму — духовную обитель в этом мире. Она может быть также как внешней, так и внутренней.

Мы следуем процессу садхана-бхакти, повторяем святое имя, изучаем священные писания, слушаем и читаем лекции, проповедуем, распространяем книги, поклоняемся Божествам и т.п. Однако если все это мы не совершаем со всей искренностью и серьезностью, если наши мотивы не совсем чисты, и вместо возвышенных качеств в нашем сердце расцветают гордость, зависть и желание славы, — значит, наше служение все еще является просто поверхностным, внешним.

Служение духовному учителю очень важная составляющая на пути к достижению успеха в преданном служении. Ученику следует при любой возможности искать личного общения с гуру. Однако это необходимо для того, чтобы мы обрели непоколебимую веру в его наставления, сделав их своим единственным прибежищем. Если же этого не произойдет и ученик не сможет понять суть наставлений духовного учителя, то его служение гуру так и останется внешним. Такое случилось с некоторыми учениками Шрилы Прабхупады, которые при его жизни имели много личного общения и были активны, но после его ухода (а некоторые еще и раньше) вернулись к бессмысленной материальной деятельности или же отклонились от его наставлений.

Наша внешняя деятельность в преданном служении, в конце концов, должна привести к внутренним изменениям. Для этого необходима честность и искренность прежде всего перед самим собой. Иногда нами может овладеть чувство самоуспокоенности, легкомысленно-благодушная и необоснованная уверенность, что у меня все хорошо и мне не надо ничего менять. В таком случае наша дорога домой к Богу будет долгой, усыпанной множеством препятствий.

На самом деле преданное служение настолько могущественно, что даже поверхностное прикосновение к нему приносит удивительные плоды. Сердце такого человека постепенно становится золотым. Да, золотым!… Как здорово иметь золотое сердце, не правда ли?… В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами говорит, что сердце уравновешенного и умиротворенного преданного становится золотым. Или еще его сравнивают с молнией, сияющей в небе.

Однако далее Рупа Госвами объясняет, что у такого сердца есть один недостаток: оно настолько жесткое и твердое, что Кришна не может в него войти. Человек, который следует методу бхакти без внутренней вовлеченности, становится сухим. Ему трудно вступать в правильные взаимоотношения с другими. И хотя внешне он может проявлять большое усердие и много бурной деятельности, глубокого, внутреннего удовлетворение он не ощущает. Когда в промежутках между своей активной внешней деятельностью он остается наедине с самим собой, то ощущает уныние и тоску. И чтобы как-то развеять их, он пытается компенсировать внутренний недостаток внешней деятельностью. По крайней мере, когда он внешне занят, то создается иллюзия того, что «у меня все в порядке»… до следующей паузы, когда неминуемо придется остаться наедине с самим собой, — ведь, как известно, от себя невозможно никуда убежать. И хотя сердце такого человека может быть даже золотым, Кришна не может войти в него.

Рупа Госвами объясняет, что для того, чтобы Кришна вошел в такое золотое сердце, его необходимо размягчить. Для размягчения золота нужна высокая температура. Такую температуру способен создать огонь раскаяния, который способен сжечь дотла всю нашу грязь и заблуждения. Желая поскорее избавить Своего преданного от иллюзий, Кришна проявляет к нему особую милость. Он посылает в его жизнь трудности, порой не малые. Так, пройдя через очищение в результате душевного потрясения или перенесенных страданий, такой преданный становится мягкосердечным.

Переживать такие испытания бывает не легко. Однако мы можем черпать вдохновение и решимость в примерах тех, кто, также как и мы, проходил через подобные экзамены.

Через очищение и изменения сердца проходили даже великие, выдающиеся преданные, как, например, Бхакти Тиртха Свами. Будучи молодым преданным по имени Гханашьяма дас, он самоотверженно распространял комплекты книг Шрилы Прабхупады в Восточной Европе, в странах за «железным занавесом». Шрила Прабхупада был очень рад и бесконечно благодарен ему за то, что он, живя в аскетичных условиях и рискуя жизнью, совершает такое важное служение для гуру и Кришны. Его образ жизни был, по сути, на пределе человеческих возможностей. Обычно он спал в поездах, путешествуя из одного населенного пункта в другой. У него не было возможности питаться горячей пищей. Он жил практически без сна и еды, занимаясь служением по много часов в день. Шрила Прабхупада говорил, что он «наделен особыми полномочиями». Его удивительные результаты распространения книг в коммунистических странах вдохновляли преданных по всему миру. Он стал известен своим аскетизмом, садханой, проповедью и служением. Однако в марте 1976 года, когда он вместе со своей библиотечной группой приехал в Майяпур на фестиваль Гаура-пурнимы выяснилось, что многие члены его группы хотят покинуть ее. Другим членам группы было сложно угнаться за Гханашьямой, и они чувствовали давление с его стороны, поскольку он ожидал от них того же.

Гханашьяма был их лидером, и, когда услышал, что члены его группы испытывают трудности из-за него и недовольны им, его сердце было разбито. Он чувствовал себя очень плохо. Он бродил по берегу Ганги полностью опустошенный, и жить так больше не хотелось.

В конце концов, благодаря милости Шрилы Прабхупады, там, в Майяпуре, Гханашьяма пришел к заключению, что Шри Чайтанья Махапрабху учил стать слугой слуги слуги, поэтому важнее его собственных результатов, за которые Прабхупада и многие другие хвалят его, будет поддержка преданного служения других и помощь в достижение ими высоких результатов. Он внутренне преобразился и принял решение, что его основное служение Шриле Прабхупаде заключается в том, чтобы вдохновлять и поддерживать преданных, как самоотверженный слуга слуги слуги.

Через кризис Кришна побуждает нас измениться. Однако не стоит дожидаться подобных потрясений. Крайне важно понять уже сейчас, как обрести мягкое сердце, способное стать проводником милости Кришны.

Помимо внешней практики, безусловно необходимой, в особенности в начале нашего духовного пути, следует развивать внутреннюю жизнь. На начальном этапе, на котором находится большинство из нас, она проявляется не в созерцании игр Божественной Четы Шри Шри Радхи-Кришны, а в очищении своего сердца. Нам следует быть искренними в своих мотивах. Мы должны желать избавиться от своих негативных качеств, препятствующих развитию чистой преданности. Нам необходимо осознать, что кроме правильных действий в преданном служении, еще более важным является правильное умонастроение, мотивы и устремления.

Умонастроение, которое нам необходимо развить описал Шри Чайтаньи Махапрабху в стихе из «Шри Шикшаштаки»: тринад апи суничена тарор эва сахишнуна аманина манадена киртаниях сада харих. Постоянное повторение святого имени в блаженстве, возможно при обретении следующих качеств: аманина и манадена. Аманина — равное отношение к почету и бесчестию. Такое возможно лишь тогда, когда преданный имеет твердую убежденность в своих жизненных принципах и черпает удовлетворение ни в том, что о нем скажут другие, а в живом, непосредственном, духовном опыте, обретенном в процессе следования и внутренней вовлеченности в миссию. В противном случае мы всегда будем зависеть от чужого мнения, ища поддержки в худом капитале поверхностных похвал за наши внешние достижения, и теряя силы в результате колких поношений за их отсутствие.

Итак, нам необходима глубокая убежденность, основанная на осознанности, глубоком понимании и живом духовном опыте. Однако этого еще недостаточно, и поэтому Господь Чайтанья говорит: манадена. То есть, помимо глубокой решимости в духовной жизни, нам необходима чуткость, забота и сострадание по отношению к другим.

Чего-то одного из этого еще недостаточно. Если будет много уверенности — человек становится сухим и черствым. Это отклонение в гьяну. Если будет много чуткости, без должного понимания, человек начинает упрощать и удешевлять духовную жизнь. Это отклонение в карму. Но мягкосердечие, о котором говорится в этом стихе, складывается из гармонии строгости к себе и мягкости к другим.

Бхакти Тиртха Свами говорил, что мы должны быть строги в следовании принципам духовной жизни, но добры, терпимы и смиренны в отношениях с другими. Мы должны не только пытаться помочь им в сознании Кришны, но и делать это из сострадания.

Другой выдающийся ученик Шрилы Прабхупады, Шридхара Свами, говорил, что бхакти — это развитие сердца, состояние сердца. Он говорил, что мы уже во многом преуспели в нашей духовной организации, в ИСККОН, но, пожалуй, того чего нам не всегда хватает это сердца, мягкого сердца. И только в такое сердце, которое Рупа Госвами сравнивает с медом, гхи и нектаром, способен войти Кришна. Такое мягкое, любящее сердце способно изменить и наши сердца. Поэтому наш долг и наша ответственность везде и всегда искать общение с такими людьми. И в этом поиске нам следует быть очень внимательными, поскольку, не обладая необходимым видением, настоящее бхакти можно упустить, попросту не заметить.

Духовная реальность не знает границ пространства и времени. Мы можем обнаружить таких удивительных людей даже рядом с собой в обществе преданных, которое оставил нам Шрила Прабхупада, в дхаме, — святой обители Господа, а также на страницах книг, описывающих жизнь и пример выдающихся вайшнавов. Для искренних душ не существует ограничений в общении с такими преданными. Кришна знает наше сердце и всегда готов помочь нам на пути обретения желанной высшей цели жизни. Нам остается лишь протянуть руку Шриле Прабхупаде и Шри Кришне в виде горячего желания обретения их милости, и они несомненно помогут нам, дав необходимое общение, вдохновение и силы.