“Джаянанда — воплощенная стойкость”. Воспоминания современников

"Джаянанда — воплощенная стойкость". Воспоминания современников

Пока я работал вместе с ним, мне пришло в голову, что самый лучший эпитет, который мог бы его описать — непреклонный и полный решимости. Его ум был полностью поглощен преданным служением. Его сознание отличалось от сознания обусловленной души, склонного блуждать повсюду. Он был полностью сконцентрирован на преданным служении своим возлюбленным Шриле Прабхупаде и Господу Джаганнатхе.

Данавир Госвами:

Больше всего из фестиваля мне запомнилась встреча с Джаянандой дасом — его организатором. Он был трансцендентным Джоном Уэйном (американский актер, которого называли «королем вестерна»). Джаянанда был удивительным. Высокий, крепкий и дружелюбный. Он строил двенадцатиметровые колесницы, получал разрешения для проведения фестиваля, организовывал украшения, рекламу, пир и все остальное. Он спал под колесницей вместе с дюжиной своих помощников, которых находил прямо на улице, прося помочь в подготовке фестиваля Господа Джаганнатхи.

Джаянанда всегда пребывал в блаженстве и был очень активным. Работая без устали, он вдохновлял других заниматься тем же служением.

Однажды я спросил его:

— Как вы стали таким счастливым?

— Я не знаю, — невиновно ответил он. — Я слишком занят, чтобы думать об этом.

 

Мадхудвиша дас:

Джаянанда всегда заботился о простых людях. У него было доброе сердце. Для Джаянанды никто не был слишком вонючим, грязным или безумным. Джаянанда подбирал всех, самых низких, и брал их под свое крыло.

 

Бхакта дас:

Я слышал о Джаянанде с тех пор, как присоединился к Движению. Я представлял себе его «богоподобным». Хотя я занимался служением во время Ратха-ятры в 1970 году, у меня не было счастливого случая повстречать Шрипаду Джаянанду Прабху в то время. Впервые я встретил его февральским утром 1971 года на Фестивале Господа Джаганнатхи. Преданные храма в Сан-Диего поехали в Сан-Франциско, чтобы принять участие в этом празднике. После мангала-арати Джаянанда спросил есть ли желающие отправиться с ним в Беркли, чтобы помочь в подготовке фестиваля в парке Виллерт. После того как я согласился помочь, мы сели в старенький видавший виды пикап и поехали по длинному мосту через залив к месту проведения фестиваля. Так я оказался в одной машине с великим святым Джаянандой! На нем был рабочий комбинезон. Его гигантские руки были черными от смазки. Мы воспевали всю дорогу. Когда мы приехали в парк, Джаянанда достал грабли, и мы в течение нескольких часов очищали ими траву в парке от собачьих испражнений.

Рочана дас:

Хотя я не был настолько удачлив, чтобы посетить самые первые фестивали Ратха-ятры, все же я участвовал в фестивале Гаура-пурнимы в 1971 году в Беркли, а также в Ратха-ятре, которую посетил Шрила Прабхупада в 1974 году.

Фестиваль Гаура-пурнимы 1971 года в Беркли был весьма запоминающимся событием. В то время Джаянанда был президентом храма в Беркли, а Гуру-крипа — его комендантом. Махатма дас был президентом храма в Ванкувере, куда он приехал из Сан-Франциско — города, в котором он присоединился к Движению. Тоскуя по родным краям, Махатма решил временно, на время Гаура-пурнимы, закрыть храм в Ванкувере и вместе со всеми его обитателями поехать на фестиваль в Беркли.

Ванкуверский храм только что приобрел новенький фургон марки «Форд», и Махатма решил, что все 24 человека поедут в нем. Это был обычный не удлиненный фургон. И вы представить себе не можете, как мы все набились в него. Помню, кто-то даже сидел на моторном отсеке между двумя передними сидениями. В нашу путешествующую группу входили женщины и дети. Моя жена и дочь были среди них. Фургон был забит до предела, поэтому, как только мы достигли Портленда, то решили, что женщины и дети остаток пути поедут автобусом. К счастью, я был одним из водителей, поэтому у меня было отдельное место и мне не пришлось страдать так, как другим.

Когда мы, наконец, достигли Сан-Франциско после двадцати четырех часов пути, мы пробыли там по крайней мере две недели. На Гаура-пурниму Джаянанда организовал большой фестиваль с шествием по главной улице университетского городка Беркли. Лочана дас, который в тот момент был президентом храма в Портленде, был фантастическим художником. Он соорудил большую, высотою около шести метров, статую-мурти Шри Шри Гаура-Нитай.

Храм в Беркли в то время был огромным, расположенным в старом здании рядом с университетом. Для нас канадцев погода была великолепной. Храм был переполнен, и на мангала-арати собиралась много людей. Гуру-крипа был похож на армейского сержанта. Он стоял за дверью душевой и по одиночке заталкивал каждого из мужчин под холодный душ. Он держал их там в течение 10 секунд, затем вытягивал обратно. Каждый день он собирал нас и отправлял на улицы Беркли, чтобы мы ходили от двери к двери, раздавая буклеты и информируя людей о предстоящем фестивале.

В день фестиваля Гаура-пурнимы, к несчатью, погода испортилась. Хотя во время шествия и киртана погода оставалась ясной, как только все закончилось, пошел проливной дождь. Джаянанда пригласил огромную толпу, собравшуюся на фестиваль, в храм, и вскоре все его комнаты быстро заполнились людьми. Храм был битком набит. Кругом были киртан и прасад — это был действительно незабываемый опыт.

 

Падмапани дас:

Впервые я увидел Джаянанду Прабху в 1974 году в Сан-Франциско. Вместе с другими преданными я приехал из Ванкувера, чтобы принять участие в фестивале Ратха-ятры. Как только мы приехали, брахмачари отправили на место строительства колесниц помогать Джаянанде. Там было много преданных, которые поднимали деревянные перекладины и заколачивали гвозди, работая в лихорадочном темпе, чтобы успеть к началу шествия. Затем я увидел высокого преданного, который шел к нам на встречу. Он выглядел очень серьезно, как истинный деловой руководитель. Это был Джаянанда Прабху. Он сразу же взял инициативу в свои руки и занял нас всех в служении Господу Джаганнатхе. За исключением Вишнуджаны Свами, я никогда не видел кого-либо с более сильным духом преданности. Он был полностью погружен в свое служение. Глядя на него тогда, я подумал: «Этот преданный воплощенная стойкость». С того дня я всегда помню его таким.

В течение нескольких дней мы помогали в постройке колесниц и подготовке к Ратха-ятре. Я слышал, что в тот год на фестиваль приехало около 500 брахмачари со всех Соединенных Штатов и Канады. Мне казалось, что вокруг царит полный беспорядок, но Джаянанда всегда выглядел так, будто хорошо знал, что нужно делать. Поэтому, находясь рядом с ним, я решил, что все находится под полным контролем.

Джаянанда Прабху был вездесущим. Во время подготовки того фестиваля Ратха-ятры он не упускал из виду даже мельчайшую деталь. Он заботился о том, чтобы каждый был занят и хорошо накормлен, чтобы работа выполнялась в быстром темпе. Всем было очевидно, что у него были особые полномочия на это служение. Никто другой бы этого не смог. Тем не менее, он вел себя очень скромно, без всякого позерства и даже малейшего следа ложного эго. Он был абсолютно искренним и работал тяжелее и дольше, чем кто-либо другой.

Пока я работал вместе с ним, мне пришло в голову, что самый лучший эпитет, который мог бы его описать — непреклонный и полный решимости. Его ум был полностью поглощен преданным служением. Его сознание отличалось от сознания обусловленной души, склонного блуждать повсюду. Он был полностью сконцентрирован на преданным служении своим возлюбленным Шриле Прабхупаде и Господу Джаганнатхе. Находиться рядом с ним и наблюдать, как он занят преданным служением с беспримерным энтузиазмом было настоящим благословением для меня.

 

Датта дас:

Джаянанда Прабху был счастьем для всех преданных. Никогда невозмутимый ни жарой, ни холодом, ни болью, ни чем-либо другим, внешним. Он был и остается поистине трансцендентной личностью.